15.12.2017

Обзоры

Я уже рассказывал в прошлом обзоре о том, что игра Sonic Team оказалась слишком амбициозной, чтобы уместиться в один картридж и руководство решило разбить её на две части (к слову, сейчас подобным любят грешить киноделы, снимающие одновременно две части, а потом без зазрения совести разбивающие их на два огрызка и продающие один продукт дважды). Первая часть, именуемая по-простому Sonic the hedgehog 3 вышла в феврале 1994 года, а вторая, которой дали название Sonic & Knuckles дебютировала в октябре этого же года. Авторы отказались от номера в названии. Что это может означать? Ждут ли нас какие-то кардинальные изменения в игровом процессе? Или SEGA просто решила поставить серию на поток и не доводить до того, чтобы через несколько лет на рынок вышел Sonic the hedgehog 19? Конечно же нет, чёрт возьми!

Все мы понимаем, что Sonic & Knuckles не может считать полноценной четвёртой частью хотя бы потому, что она создавалась одновременно с третьей, она продолжает один сюжет, содержит одинаковый ансамбль персонажей и работает на одном движке. И тем не менее, качественные отличия всё же есть, но о них позже. 

Выпущенная игра собрала сплошь восторженные отзывы критиков, наперебой хвалящих графику, дизайн локаций и музыку. Единственные негативные мнения были связаны с отсутствием в игре уже полюбившегося многим напарника по имени Тейлз - действительно странное решение, учитывая, что в предыдущей части он являлся неотъемлемой частью приключения. Также среди небольшого числа критиков бытовало мнение, что за решением разделить якобы слишком большую игру на две прикрывалось желание нажиться на одном и том же продукте дважды. Интересно, что бы они сейчас сказали про ремастеры для PlayStation 4?

Отдельного внимания заслужила и уникальная технология соединения картриджей, которая присутствовала в Sonic the Hedgehog 3. Критики отмечали интересность задумки и то, что Sonic & Knuckles также работает и со второй частью, позволяя внести в неё очень любопытные изменения. Отмечалось, что благодаря этому изобретению в изведанные вдоль и поперёк игры вдыхалась новая жизнь. При совмещении Sonic & Knuckles с картриджем Sonic the hedgehog 2 вы получаете возможность пройти вторую часть за ехидну Наклза. Разница в управлении при этом, правда, почти незаметна, зато на некоторых участках уровней появляются дополнительные секции, которые недоступны Сонику и Тейлзу. Это равносильно тому, как если бы вы заслушали до дыр одну полюбившуюся вам песню, а потом внезапно услышали кавер на неё от другого известного композитора, но в совершенно ином жанре. Создавалось странное ощущение, будто это одновременно и старая и новая песня. Аналогично и тут.

Конечно, спустя более, чем двадцать лет, игра была портирована на множество приставок. В основном, правда, в составе сборника. Но для полноты эффекта я советую поиграть в оригинал. Итак, сможет ли новая игра превзойти идеальную третью часть или хотя бы не ударить в грязь лицом и встать на один уровень с ней? Давайте разберёмся.

Сюжет

История берёт своё начало ровно в том месте, где заканчивается предыдущая часть. Уничтожив в очередной раз космическую станцию доктора Роботника, взрывная волна отбрасывает Соника обратно на остров Ангела. Синий ёж узнаёт, что остров парит благодаря магической силе гигантского изумруда, который охраняет ехидна Наклз и понимает, что если коварный доктор дорвётся до него, то получит неиссякаемый запас энергии для своего Яйца Смерти. Наклз же по-прежнему обманутый Роботником, считает что синий ёж является корнем зла и хочет обчистить его, а потому настроен исключительно враждебно.
Если в третьей части мы могли играть за двух разных персонажей, но кампания за них по-большому счёту не менялась, то в Sonic & Knuckles в зависимости от вашего выбора вы получаете разный сюжет. Как минимум дважды игру пройти стоит, чтобы как следует разобраться в чём сыр-бор.

Для правильной хронологии событий и правильному структурированию истории советую начать с сюжета Соника. Не буду вдаваться в подробности и обсасывать каждую перипетию. В конце концов, в отношениях Соника и Наклза наступает переломный момент, когда ехидна понимает, что злобный доктор всё это время дурил его и настраивал против своего единомышленника. Ну, и, конечно, нас ждёт великое приключение с самыми разными локациями, и финальная встреча с поистине гигантским роботом антагониста в космосе, на возродившейся космической станции. А в конце в кадре появляется Тейлз на своём "Торнадо". Вам казалось, что Sonic the hedgehog 3 размашистая игра? В Sonic & Knuckles размах в стократ больше. Но это идёт игре только на пользу. Кстати, в этой игре даже концовок несколько. В зависимости от того, смогли вы собрать семь изумрудов Хаоса или нет, вы получите разное завершение событий.

Сюжет за Наклза, судя по всему, берёт своё начало уже после событий Соника. В небольшой вступительной сценке нам показывают, как ехидна спокойно отдыхает в грибном лесу и смотрит за резвящимися зверушками. Внезапно с неба прилетает вражеский робот и атакует Наклза. Ехидну это дело, разумеется, не на шутку раздражает и он решает погнаться за неприятелем. Он проходит те же уровни, что и Соник, попутно расправляясь с встречающимися врагами и время от времени сражаясь с докучливым роботом из первой сценки. Концовки в истории ехидны тоже две в зависимости от того, собрал игрок семь изумрудов Хаоса или побрезговал. В противном случае остров Ангела опускается на воду от недостатка энергии.

Сюжет в Sonic & Knuckles по нынешним меркам довольно пресный и абстрактный, но для 1994 года этого было более, чем достаточно, особенно для платформера, рассчитанного на детскую аудиторию. Персонажи обладают огромной харизмой, у каждого свой характер и свои мотивы.

Геймплей

Игровой процесс в Sonic & Knuckles по-прежнему является главным козырем. Базовые элементы для игр серии сохранились и здесь. Соник или Наклз, в зависимости от вашего выбора, имеют одинаковую возможность сворачиваться в колючий шар и лупить своих недругов. Также есть возможность припасть к земле, как следует разогнаться, и обретя сверхзвуковую скорость, сбить всех роботов с дороги. Хотя по большому счёту у вас всего две атаки, процесс преображают уникальные для каждой зоны враги. Дело в том, что к каждому из них нужен свой подход. Одни, к примеру, оснащены шипами по бокам, поэтому если вы будете атаковать их с земли, то пострадаете сами, а другие имеют в арсенале непробиваемый панцирь, но при этом совершенно не защищены с боков, поэтому прыгать на них не имеет смысла. Будут и такие гады, которые будут окружены колючками со всех сторон до тех пор, пока не истратят на вас все свои самонаводящиеся ракеты, так что в случае с ними вам останется только выжидать удачного момента. Никуда не делись и уже привычные с первой части мониторы с изображением различных бонусов. Бонусы самые разные - от десятка колец или дополнительной жизни до временной неуязвимости. Для того, чтобы их активировать, их нужно разбить прыжком сверху. Когда вы активируете режим неуязвимости, вокруг вашего персонажа начинают летать звёзды, а музыка сменяется на ускоренную главную тему. При этом в течение примерно десяти-пятнадцати секунд вы абсолютно бессмертны (если, конечно, не считать падения в пропасть - Соник, может, и супергерой, но точно не Иисус). Но не все бонусы, как бы парадоксально это ни звучало, приносят пользу. Некоторые наоборот делают только пакости. Например, если вы встретите на пути монитор с изображением доктора Роботника - перекреститесь трижды и идите в другую сторону, ведь случайное разбитие этого монитора создаст такой же эффект, как если бы вы нарвались на шипы.

Жизнь вашего героя по-прежнему зависит от колец. Пока они у вас есть, вам ничего не страшно. Но как только вас ударил кто-то из роботов, ваш персонаж мгновенно теряет все кольца, сколько бы много их у него ни было. Собрать растерянные кольца можно при достаточной ловкости, но надо понимать, что разлетаются и скачут они очень активно, так что в лучшем случае вы вернёте пять-шесть колец от изначального количества. Если вам не повезло и колец не осталось совсем, будьте осторожны, ведь любое неудачное столкновение с врагом приведёт к смерти вашего подопечного, а также снятию со счёта одной жизни. Если вы допустили такое несколько раз и у вас закончились все жизни, вас отправят на чёрный экран и дадут продолжение (естественно, с начала уровня, а не с чекпоинта). Ну, а если вы настолько несостоятельны, что проворонили все продолжения - играйте сначала и оттачивайте свои навыки. 

Но кольца нужны не только для того, чтобы оставаться в живых. По завершению каждого этапа перед вами появляется экран статистики, в котором подсчитывается время, за которое вы прошли уровень, количество убитых врагов и набранные кольца. За всё это начисляются очки. Игра всячески поощряет скоростной стиль игры, поэтому чем меньше времени вы потратили на прохождение того или иного уровня, тем больше призовых баллов вы получите. Также влияет количество колец. Однако, не все собранные кольца учитываются, а лишь те, с которыми вы сумели добраться до финиша. Пришли с двумя кольцами? Никого не волнует, что минуту назад у вас их было три сотни, но вы их все внезапно растеряли. Жизнь жестока.

И, наконец, кольца помогут вам попасть на бонусные уровни. Схема, по которой вы можете пройти на бонусный уровень практически не отличается от предыдущей части: вы должны набрать более двух десятков колец, чтобы при пересечении контрольной точки, сохраняющей ваш прогресс, над столбцом появились звёздочки. Если всё сделано правильно, впрыгните в кружащиеся звёзды и игра перенесёт вас на призовой уровень. А вот дальше пошли серьёзные отличия. Дело в том, что бонусные уровни здесь бывают аж двух видов. Первый напоминает своим антуражем бонус из самой первой части. Ваш персонаж попадает в психоделическое пространство и полностью трёхмерным задним фоном (большое достижение для Sega Mega Drive!) и постоянно кружащимся уровнем. По краям уровня расположены разные блоки, которые при столкновении Соника или Наклза, в зависимости от того, кого вы выбрали в начале игры, меняют свой цвет, символизируя меньшую прочность. Если кубик синий - он целый. Если жёлтый - значит, слегка потрёпанный. Если красный - ещё один удар и он полностью разрушится и вместо него появится кружок с надписью "Goal". Попадая на такой кружок вы отправляетесь долой с бонусного уровня обратно к основному прохождению. Примечательно, что в центре всей этой конструкции находится слот-машина, видимо, вдохновлённая уровнем с казино из второй части. Собственно, ваша задача состоит в том, чтобы затащить своего подопечного в эту машину и испытать удачу. Как и положено, машина состоит из трёх слотов, которые беспорядочно двигаются и останавливаются. В зависимости от того, что высветилось на экране в момент остановки вы получаете или не получаете приз. Призы самые разные, от мелкого выигрыша в пару колец, до крупного джекпота в несколько сотен. Правда, для того, чтобы жизнь не казалась мёдом тут есть и такие комбинации, которые могут отнять ваши кольца. Но, как говорится, кто не рискует, тот не играет в бонусные уровни Sonic & Knuckles.

Второй вид бонусных уровней тоже достоин отдельной остановки. Он именуется как "Светящиеся сферы" и представляет собой подобие автомата с пинболом, только вместо шариков вы пинаете своего героя. По бокам уровня расположены специальные "флиперы", которые отбивают персонажа. Кроме того, по уровню разбросаны большие энергетические шары, которые притягивают героя и он начинает крутиться вокруг них, подобно спутнику, до тех пор пока вы не нажмёте кнопку и не придадите ему ускорение. Помимо крупных сфер, на уровне есть и маленькие сферы, пересекая которые игрок активизирует бонус в виде пузырька. Если сможете его лопнуть - он ваш. Ситуация усложняется не только бешеным управлением и сумасшедшей динамикой, но и ещё тем, что снизу вас поджидает горизонтальная вращающаяся спираль, касаться которой никак нельзя. К слову, она не просто вращается, но и с каждой секундой поднимается выше, заставляя вас стремительно двигаться ввысь. Понятное дело, что много бонусов вас собрать не дадут, но азарт активизируется просто дичайший. Понимаю, скорее всего, я описал эту мини-игру непонятно - в неё довольно тяжело вникнуть. Но если вникните, потом за уши не оттянешь.

Специальные этапы, как и в предыдущей игре, очень тщательно запрятаны на уровнях, поэтому, чтобы дорваться хотя бы до одного такого, вам понадобится досконально изучить местность. Проводниками на эти уровни служат гигантские золотые кольца. Казалось бы, ну как можно не заметить огромное золотое кольцо? Оказывается, спрятать его проще простого. После того как обнаружите одно, не раздумывая вбегайте в его центр и вас перенесёт на другой этап, выполненный в чистом 3D. Концепция специальных этапов осталась той же, что и в Sonic the hedgehog 3. Ваш персонаж бегает по большому сферическому полю, на котором разбросаны синие и красные сферы. Синие сферы нужно аккуратно собрать, не затрагивая красных. Если сможете собрать все синие шарики, игра вознаградит вас изумрудом Хаоса. Чтобы собрать все семь изумрудов, вы должны не пропустить ни одного гигантского кольца. Штука в том, что после того как вы собираете синие шарики, они не исчезают с карты, а превращаются в красные, поэтому как следует продумайте свой путь сбора, чтобы не получилось так, что вы случайно окружили синий шар красными со всех сторон. Также есть белые шарики с красными звёздами, которые выполняют роль пружины. Если вы набрели на такую, она развернёт вашего персонажа на сто восемьдесят градусов, хотите вы того или нет. В Sonic & Knuckles добавились ещё и жёлтые шары, которые действуют, как трамплины и запускают вашего персонажа в воздух. Отличный способ миновать пяток красных шаров, расположенных прямо перед вашим носом. Ситуация усугубляется тем, что вы не можете остановить вашего подопечного, а его скорость бега с каждой секундой усиливается. Поэтому, чтобы хорошо пройти специальный этап и не уйти с пустыми руками следует запастись быстрой реакцией, чёткой стратегией и ловкостью пальцев. Иначе альтернативной концовки вам не видать. 
В общем-то, суть семи изумрудов не только в другой концовке. Те, кто владеют семью разноцветными изумрудами Хаоса, обретают супер-форму. В случае с Соником, ёж окрашивается в золотистый цвет и становится неуязвимым для любых вражеских атак. Также увеличивается его скорость и высота прыжка. Наклз же начинает характерно мигать белым. Любопытно, что при сборе всех изумрудов открывается ещё и дополнительный уровень Doomsday, который по эпичности обгоняет все предыдущие уровни вместе взятые. В нём Соник, находясь в своей супер-форме, пробирается через астероиды в космосе, чтобы наподдать последнему злому роботу доктора. Зрелище запредельное! 

Как и в Sonic the Hedgehog 3, управление персонажами отличается. Нет, базовые возможности есть у тех и у других, но у Наклза в запасе есть парочка уникальных возможностей, на которые не способен его синий друг. Например, ехидна может парить в воздухе. Это помогает преодолевать большие дистанции. А ещё, благодаря его строению рук, он может цепляться за стены и ползать по ним, забираясь в разные труднодоступные места. Такой уникальный набор способностей делает игру на Наклза крайне интересной. Также красный крепыш обладает внушительными мускулами, которые помогают ему разрушать каменные завалы, чего тот же Соник сделать не в состоянии. Но с другой стороны, Наклз менее манёвренный, низко прыгает и медленно бегает, а оболочки не оказывают на него никакого воздействия.

Кстати, об оболочках. С той же третьей части в мониторах можно найти три вида специальных щитов, которые будут придавать вашему подопечному дополнительные умения до первого урона. Водяной шар помогает Сонику дышать под водой бесконечной, а на суше служит отличным щитом. Энергетический шар притягивает расположенные поблизости кольца, а огненный шар даёт способность делать резкий рывок в сторону, пока персонаж находится в воздухе. Думаю, не нужно разъяснять, что эти вкусности отлично разбавляют игровой процесс. 

Несмотря на то, что и Соник и Наклз имеют почти одинаковый набор уровней ("почти", потому что у Наклза нет зоны "Death Egg" и "Doomsday"), проходить их придётся разными путями, ведь многие пути доступные для Наклза, недоступны для Соника и наоборот, многие участки пути, которые может преодолеть синий ёж недосягаемы для ехидны. 

Sonic & Knuckles перенимает идею своего предшественника и использует мини-боссов, встречающихся в конце первого уровня многих актов. Это такие роботы, которые сильнее, чем обычные противники, но достаточно слабы для того, чтобы перейти в разряд полновесных боссов. Сами боссы отличаются креативностью и не похожи друг на друга. Например, в одной из зон есть босс, который выглядит в точности как победная капсула, внутри которой находятся пленные зверушки. Персонаж забирается на верх капсулы, чтобы нажать на кнопку, но вместо ожидаемого действия капсула трансформируется в коварного рукастого робота. В другой зоне доктор Роботник залезает в машину, напоминающую саркофаг с шипами. В общем, фантазии разработчикам не занимать.

Резюмируя, игровой процесс в Sonic & Knuckles всё также верен своим традициям, хотя и привносит в механику множество приятных деталей. Впечатление омрачается разве что отсутствием какого-либо режима совместной игры, но если принять во внимания тот факт, что Sonic the hedgehog 3 и Sonic & Knuckles изначально должны были составлять одно целое, это можно простить. Уровни стали ещё более нелинейными, лабиринты ещё более запутанными, а их масштабы во стократ шире. Трудно представить, что же ещё можно добавить, чтобы гемплей стал ещё увлекательней.

Графика уже не поражает так, как это сделала предыдущая часть. И ясно почему - Sonic & Knuckles сделана на том же движке, что и предыдущая игра. Но всё равно картинка выглядит великолепно. Sega Mega Drive напрягается, как при родах, выводя на экран всю свою мощь. Местные пейзажи пестрят красками, а спрайты потрясающе анимированы. Чего стоит один только уровень с руинами острова Ангела! Любоваться на эти красоты можно долго (но не более десяти минут, после этого ваш персонаж стабильно даёт дуба из-за ограничений по времени), даже обидно пробегать такие моменты на сверхзвуковой скорости.
Дизайн локаций стал ещё более запутанным и многоярусным. При этом он не выглядит как нагромождение элементов из разряда "лишь бы было". Нет ощущения, что всё это сделано, чтобы пустить пыль в глаза. Каждый элемент находится на своём месте и прекрасно гармонирует с другим.

Музыка и звук

Музыкальное сопровождение в Sonic & Knuckles выполнено на том же уровне, что и в Sonic the hedgehog 3. Вся музыка записана асами, каждая мелодия придаёт уровню неповторимый колорит. Выкинуть из головы прослушанную мелодию практически нереально. Даже сейчас, по прошествии вот уже двадцати лет с момента знакомства я помню некоторые мотивы так, словно они были услышаны вчера. Музыка старается развлекать игрока всеми возможными способами. Несмотря на довольно скоростной геймплей, некоторые зоны звучат мирно и почти убаюкивающе. Во всяком случае именно за это мне нравится зона "Lava Reef". Нам показывают как персонаж спускается в жерло вулкана, вокруг бурлит лава, а нам включают приятную расслабляющую музыку. Такой контрапункт рождает в голове новый образ, дарит совершенно необычайные впечатления, которыми хочется поделиться с каждым. Знаете про вирусные ролики? Так вот, в Sonic & Knuckles вирусным элементом является саундтрек. Послушав его однажды, вам хочется поделиться своими ощущениями со всеми кого вы знаете, и также подсадить их на прилипчивые мелодии. Звук в игре реализован на высочайшем уровне. Мнообразие звукового оформления подобно предыдущей игре, где приставка выдавала, казалось бы, нереально для своих сил количество шумов. Звук разбития мониторов, собирания колец, ударения противников - всё выглядит к месту и ухо не напрягает.

Послесловие

Sonic & Knuckles - идеальное продолжение идеальной игры. Сложно вообразить насколько гениальные люди работали в Sonic Team в середине девяностых. Всего за несколько релизов им удалось сделать из никому неизвестного синего ежа звезду мирового уровня, который навсегда останется в анналах истории. Сами того не подозревая, они заставили Соника путешествовать по экранам наших телевизоров в течение вот уже двадцати шести лет, никак не отпуская беднягу на покой, а серия с его участием, кажется, и по сей день является главной для SEGA. И пусть сейчас, как и положено любому долгоиграющему сериалу, Соник уже не вызывает восторженных откликов людей всех возрастов, в своё время он мог свернуть горы. Консистенция Sonic & Knuckles настолько вязкая, что ваше зрительское внимание ни за что не сможет выпутаться из этого блюда, пока вы не пройдёте в ней всё вдоль и поперёк. Это концентрированная крутизна. Sonic Team отсеяли все неудачные идеи, а те, чтобы были недостаточно круты, докрутили до максимума. Музыка, звук, графика, дизайн, игровой процесс - каждый элемент игры великолепно сочетается с другим, открывая нам дверь в мир энергии и позитива. Игру в Sonic & Knuckles можно сравнить с американскими горками, с поездкой в Диснейленд, с первым поцелуем, с рождением ребёнка, с закрытием ипотеки. Она не разменивается по мелочам и обрушивает на вас лавинный снежный ком эмоций, нарастающий в горле и просящийся в громогласный радостный крик. Sonic Team определённо прыгнули выше своей головы. Это подтверждают и рекордно высокие продажи - Sonic the hedgehog 3 и Sonic & Knuckles стали несомненными бестселлерами Sega Mega Drive. Об этой игре не хочется говорить, о ней хочется кричать, петь, слагать баллады, посвящать оды - настолько она прекрасна.

ИТОГО:

  • Графика: 10/10
  • Сюжет: 10/10
  • Геймплей: 10/10
  • Музыка: 10/10
  • Звук: 10/10

ВЕРДИКТ: 10

Похожие записи

13.12.2017

Обзоры

Обзор Sonic Forces

В попытке изменить базовую концепцию серии в 3D, Sonic Team не нашла никакого более оригинального решения, кроме как дать возможность игрокам создавать своих аватаров. Скорее всего, новое поколение юных геймеров будет в восторге от возможности выбрать внешний вид персонажа для того, чтобы отправитьс...

13.09.2018

Обзоры

Обзор Sonic Boom: Fire and Ice

Серия игр о скоростном синем еже является настоящим ветераном мира цифровых развлечений. Невероятный успех первых проектов, увидевших свет еще на заре 16-битных платформ, сделал Соника одним из самых узнаваемых персонажей индустрии. Обширная и сплоченная фанатская база сериала год от года ждёт свежи...

03.12.2017

Обзоры

Синий ёж и слияние двух миров

На рубеже 2004-2005 года Nintendo явила свету свою новую портативную консоль под заголовком "DS", что обозначало "Dual Screen". Приставка, как не трудно догадаться, имела двойной экран, управлялась стилусом и обладала ещё массой любопытных новшеств. В прошлом обзоре я уже говорил о своём отношении к...

06.12.2017

Обзоры

Быстрее звука: часть четвёртая — эпизод второй

Приписка в Sonic the Hedgehog 4, "Episode I", делала появление продолжения лишь вопросом времени. И если до первого куска игры люди воспринимали релиз с огромным ажиотажем, по понятным причинам, то после стали пристально присматриваться к качеству продаваемого продукта, стараясь не наступить на те ж...

To Top