29.01.2018

Обзоры

В далёком 1994-ом студия Crystal Dinamics, сейчас больше известная по Tomb Rаider образца 2013 года и Rise of the Tomb Rаider, выпустила платформер про геккона по имени Gex. Надо думать, в то время жанр платформеров был на подъёме, и только ленивый не разрабатывал их. За это спасибо в первую очередь техническому прогрессу консолей - компании наперебой дрались, чтобы показать как красиво умеют делать игры. Вот и Crystal Dinamics показали себя на тогда ещё самой мощной в мире консоли, 3DO (напомню, что Sony ворвалась на рынок со своей Playstation только в 1995-ом). Вышедшая игра порядочно наделала шума, а её герой стал маскотом 3DO, наподобие Соника и Марио для Sega и Nintendo соответственно. Обречённый на успех, Gex впоследствии был портирован на всё, что только можно, включая уже упомянутую консоль Sony.

Сюжет

Сюжет игры весьма незамысловат. Как-то раз геккон по имени Гекс садится за просмотр телевизора, попутно схватывая пролетающих мимо мух своим языком. Вдруг в экране телевизора появляется роботизированный злодей по имени Рез, и утаскивает геккона вглубь телеящика. Собственно, главной задачей оказавшегося по ту сторону TV Гекса становится попасть обратно к уютному креслу в своей квартире. 

Критики правильно пишут, что от остальных платформеров Gex качественно отличает серьёзный посыл. Нет, я сейчас не говорю о драматических перипетиях, пытающихся выбить скупую мужскую слезу. Напротив, Gex очень весёлая и остроумная игра. Я говорю о многочисленных отсылках к современной культуре, пародию на окружающий мир и мораль.

По факту, важных персонажей кроме главного героя и антагониста нет - минимализм во всей красе. Рез, главный злодей, выглядит действительно пугающе - фигура киборга с огромными острыми зубами ещё не раз приснится вам в кошмарных снах. Его жизнь покрыта загадкой.

А вот про Гекса известно куда больше. Он провёл своё детство на Гавайях в окружении матери, и трёх младших братьев и сестёр. Отец геккона постоянно проводил время на работе в NASA. Однажды, матери Гекса поступил звонок, в котором сообщили, что её муж скончался при запуске ракеты. И тут некогда беззаботная жизнь нашего героя в одночасье рушится. Не в силах как-то иначе побороть свою затяжную депрессию, Гекс находит утешение в просмотре телевизора, и, в конце концов, это перерастает в зависимость. И, в конце концов, телевидение поглощает бедного геккона. Очень метафорически.
Вообще, здорово, что у главного героя так дотошно прописан характер и сделана полноценная предыстория, хотя в самой игре ничего подобного мы не увидим. Тем не менее, это больше даёт проникнуться персонажем и заставить сопереживать ему.

Геймплей

Концептуально, устройство мира Gex очень напоминает первый Crash Bandicoot - тут тоже есть спрайтовая карта, по которой перемещается главный герой с целью исследования очередного уровня. Миров несколько, на каждом рассыпано по несколько уровней, всего около двадцати штук. Чтобы попасть на следующий уровень, требуется отыскать на предыдущем пульт дистанционного управления - и так до конца игры. Как и полагается хорошему платформеру, игра таит в себе множество секретов, найдя которые вы получите доступ к скрытому бонусному миру.

Советую вооружиться ловкостью и терпением, потому как вам придётся исследовать чуть ли не каждый уголок телевизионного мира.
Сами миры здесь достаточно разнообразны, и из кожи вон высмеивают стереотипы ТV-шоу, кинофильмы и сериалы. Тут есть мир ужасов, где Гексу придётся бродить по кладбищам, мир фильмов с боевыми искусствами, где нашему герою предстоит в совершенстве изучить приёмы кунг-фу, а также мир мультфильмов, просто созданный для этой игры!

Разумеется, каждый из миров наполнен уникальными врагами и препятствиями. Помимо стандартных приёмов для персонажа платформеров, вроде бега и прыжка, Гекс может карабкаться по стенам, потолку, да и любой другой поверхности, ведь он как никак ящерица. Эта особенность здорово расширяет геймплей - зачастую пройти уровень можно совершенно разными путями. С недругами геккон расправляется с помощью своего мощного хвоста.

А теперь больная тема всех игр первой половины девяностых: сохранения. Сейчас автоматические сохранения через каждый пять минут игры вошли в привычку, но двадцать лет назад далеко не все консоли технически могли позволить себе подобную роскошь. 3DO, на которой дебютировал Gex, к счастью, была исключением - её система позволяла сохранять игры прямиком в память. В то время как портированные версии довольствовались неудобной системой паролей. Для того чтобы сохраниться или же получить пароль, вам было необходимо найти на уровне специальную видеокассету. Впрочем, первый Crash Bandicoot страдал от точно такой же проблемы.

Музыка и звук

Музыка в игре сделана в лучших традициях платформеров девяностых. Буйство красок присутствует буквально в каждой мелодии. Композиторы виртуозно перебирают ноты, чтобы добавить колорит тому или иному уровню. Но, к сожалению, ни одна из композиций не западает в душу. Спустя несколько лет я переслушал саундтрек Gex, и меня не отпускало чувство, будто я никогда не слышал такой музыки. 

Работа со звуком в игре проделана на ура. К озвучке главного героя даже привлекли комедианта Дану Гоулд.

Послесловие

Gex - определённо оставил след в игровой индустрии, но вспоминают о нём, как по мне, незаслуженно мало. Как и о 3DO, на которой эта игра была безоговорочным бестселлером. Забавный платформер с харизматичным главный героем успевал не только рассмешить нас своими шутками, но также и затронуть серьёзные темы, такие как зависимость от телевидения. Очень жаль, что сейчас серия давно похоронена, потому как в нынешних реалиях, когда все вокруг проводят за своими гаджетами по пол дня, эта история смотрелась бы особенно актуально. Честно сказать, я познакомился с проворным гекконом, когда он уже был портирован на первую Playstation, и если на 3DO игра смотрелась весьма богато, то на консоли Sony у него появилось множество объёмных конкурентов, которые практически задавили его. Вот и мне 2D игра на платформе, способной с лёгкостью обрабатывать объёмное изображение показалась блеклой.

ИТОГО:

  • Сюжет: 7/10
  • Геймплей: 8/10
  • Музыка: 6/10
  • Звук: 6/10

ВЕРДИКТ: 6.8

Похожие записи

29.01.2018

Обзоры

Возвращение блудного геккона

На самом деле появление сиквела после ошеломительного успеха оригинала не было таким уж предрешённым ходом, как это могло показаться изначально. Лучше всяких слов об этом говорит четырёхлетнее затишье между первой и второй частью, в то время как серии Spyro the Dragon и Crash Bandicoot пеклись, аки ...

06.06.2019

Обзоры

«Лучшая игра в Мире» - Мама Дэдпула

Начало  После просмотра трейлера игра «Deadpool» меня очень заинтриговала, не смотря на то, что почти все игры по комиксам «Marvel» полное дерьмо. В трейлере обставили все так, будто это самый натуральный Слэшер, ну, по крайней мере, так показалось мне, но на деле это самый стандартный Экшен. После ...

03.06.2018

Обзоры

Когда игра — искусство

В современной игровой индустрии множество игр, которые могут похвастаться игровой механикой, стилем, атмосферой, концепцией, музыкальным сопровождением, графикой, сюжетом и определенными внутри игровыми аспектами, которые дополняют игру и делают антураж запоминающимся и необычайно красивым. Но число...

20.11.2017

Обзоры

Хвост героя

Не знаю почему, но многие чувствовали подсознательно какое-то родство Креша бандикута с драконом Спайро, хотя их делали совершенно разные компании, а сюжет и вселенная не имели ничего общего. Пожалуй, это мечта каждого, кто провёл детство за первой Playstation - объеденить всех персонажей лучших пла...

To Top