Компания Nintendo давно хотела получить еще одну уникальную JRPG, которая могла бы дополнить линейку ее собственных разработок для домашних систем. Разговоры о Shin Megami Tensei x Fire Emblem шли несколько лет, подогревая интерес поклонников обеих серий. Но первая публичная демонстрация проекта вызвала раскол в сообществе поклонников, которые вместо соединения двух достаточно депрессивных и по своему мрачных вселенных получили раскрашенную яркими цветами историю про старшеклассников-идолов, штурмующих врата звездного Олимпа. Безусловно, поп-музыка, шоу купальников и разнохарактерные девицы, бьющиеся по правилам анимешного гарема за внимание наивного главного героя, выбивались из концепции умирающего мира, населенного демонами, ангелами и жестокими сверхъестественными сущностями. К счастью, яркая вселенная оказалась значительно лучше самых осторожных ожиданий, отсылая нас скорее к миру Persona 4, чем к очередной вариации Idolm@ster.
В центре истории #FE студент Ицуке Аой, случайно оказавшийся за границами нашего существования и получивший контроль над мятежным духом. Внезапная встреча в параллельном мире с одним из восходящих актеров приводит его в агентство, которое под прикрытием продюсерского центра сражается с вторжением в наше измерение аналога демонов, более известных как Миражи. Только избранные могут заключать с ними контракты и использовать свою внутреннюю духовную силу для борьбы с таинственным заговором. Так как сила Миража и его партнера зависит от духовной энергии, то главному герою и его спутникам придется тренироваться в актерском мастерстве, пении и танцах для того, чтобы стать самым популярным артистом Японии и, как следствие, сильным воином с демонами. Злые Миражи, в свою очередь, захватывают контроль над духовно слабыми людьми, обнажая их скрытые желания и заставляя делать отвратительные вещи. Естественно, что команда Ицуке старается противостоять этим вспышкам хаоса, погружающим целые районы Токио в депрессивную мглу.
Кроме позитивного и периодически наивного главного героя в отряд по борьбе со злом входят: застенчивая Цубаса Орибе, холодная снаружи, но милая внутри Кириа Куроно, звездная и надменная Элионора Юмидзуру, непосредственный и огненный Тома Акаги, а также присоединяющиеся позднее малолетний танк Мамори Минамото и загадочно-опасный Юсиро Цуруги. Каждый из представленных героев следует канонам аниме-персонажей, но неожиданно раскрывается с необычной стороны, давая игроку лучше узнать свой глубокий характер через серию специальных заданий. Последние заменяют Social Links из серии Persona, одаривая после каждой выполненной персональной миссии новыми способностями, тактикой и возможностью развития героев. Эти же элементы проводят параллели с миром Fire Emblem, где взаимопомощь в битвах и диалоги открывали новые игровые возможности.
Игра разделена на несколько секций. Вы можете свободно путешествовать по открытым районам через систему быстрых перемещений, покупать важные предметы, одежду и украшения в магазинах и участвовать в местной лотерее, которая в каждом магазине имеет свои условия обмена билетов на уникальные и не очень предметы. Особенно важно, что вы можете сохраняться в любом месте мира, за исключением сражений. В супермаркете He-Ho Mart с фирменным для Atlus маскотом Джеком Фростом на логотипе продаются обычные товары, которые могут восстановить здоровье, оживить или помочь сбежать из опасного поединка. Там же в секретном духовном отделе на выбор представлены более сильные зелья, отражающие магические и физические удары и способные нанести сильный элементальный вред при отсутствии магической энергии у ваших персонажей. Недалеко от супермаркета, почти рядом со зданием башни Сибуя 106 спрятался магазин ценных украшений, где можно усилить общую защиту и полоску одной из характеристик с помощью специальных браслетов. На Харадзюку спрятался магазин подержанных вещей, способных резко изменить внешний облик ваших героев непосредственно во время сражения. Кроме трех известных точек, в игре полно специальных секретных мест и автоматов, где можно обнаружить ценные призы или за небольшую плату и банку газировки полностью восстановить здоровье всей вашей партии.
Свободно перемещаясь по миру, вы можете общаться с другими персонажами, получать специальные задания, а также выполнять побочные миссии для ваших героев. Каждая из таких историй отличается уникальным подходом и раскрывает неожиданные грани таланта вашего напарника. В одном случае вам нужно отправиться в другое измерение и уничтожить определенное количество опасных врагов или сразиться с могучим босом, в другом достаточно поучаствовать в серии коротких диалогов и насладиться забавными сценками. Побочные задания не только позволяют вам лучше понять вашего партнера, но и дают серьезное преимущество в бою, а иногда и просто необходимы для победы над очередным сюжетным боссом.
В отличие от игр из серии Shin Megami Tensei, вы не можете менять или соединять вашего демона (здесь их роль выполняют герои разных частей Fire Emblem) с другими духами. Развитие персонажа и его духа происходит через систему Carnage Unity. Уничтожая вражеских демонов и участвуя во множестве схваток, за каждого поверженного врага вы получаете определенное количество уникальной демонической силы, которую можно использовать для получения оружия. Новые виды вооружений открываются по мере прохождения сюжета, выполнения персональных историй героев и повышения ранга персонажа. Оружие прокачивается в бою и открывает вам новые способности, которые вы можете добавить к вашему герою. Причем, сами способности делятся на три вида: активные, пассивные и как часть сессии/комбо. Активные используются вами на выбор во время сражения и могут быть усилены такими же (в этом случае +1 способность стоит меньше маны и бьет сильнее) или заменены на более мощные версии. Пассивные умения влияют на ваши характеристики или устойчивость в бою. Например, способности с нулевым эффектом делают вас неуязвимым к определенному виду магии, в то время как другие повышают вашу ловкость, шанс дополнительного хода или уровень силы. Способности, относящиеся к Сессии помогают реализовывать новую боевую механику, построенную на цепочках ударов, о которой мы поговорим подробнее чуть ниже. Для каждого клинка можно прокачать пять уровней умений, после чего вы становитесь мастером данного вооружения. К середине игры вы получите возможность заново прокачивать оружие, но уже с новым уровнем силы и бонусными способностями, так что если вы упустили где-то важную способность или решили сменить спецификацию – не расстраивайтесь. Вы сможете получить ее еще раз вновь и поменять тактику вашего персонажа.
Кроме Carnage Unity, в игре есть еще одна механика – Radiant Unity. По мере развития истории и выполнения побочных заданий ваши герои получают Radiant-умения. Эти способности могут быть использованы как во время боя, так и при исследовании уровней. Например, одна способность подсвечивает все ловушки на уровне, другая уменьшает количество врагов, третья экстренно переносит вас из любой точки призрачного мира на базу в студию.
Последняя возможность для изменения – это эволюция ваших Миражей, которые после смены класса становятся сильнее и получают доступ к новым вооружениям. Для смены класса, как и в случае с Fire Emblem, вам нужна специальная печать, которую можно получить в бою со сложными противниками.
Боевая система очень похожа на оную из Persona с несколькими очень важными нюансами. Здесь вы тоже перемещаетесь по большим уровням-лабиринтам, но, в отличие от “Персоны”, они предлагают различные головоломки и не создаются случайно. Противник появляется перед вами, и вы можете нанести по нему предупреждающий удар мечом, что позволяет вам обежать его или вступить в схватку с преимуществом в один ход. Сильных противников можно отбросить назад, но не остановить их нападение. Само сражение проходит в пошаговом режиме и задействует классический принцип “камень-ножницы-бумага” из Fire Emblem. Все персонажи и враги выстраиваются во временную линейку и наносят друг другу последовательные удары. Вы можете нанести обычный физический вред или использовать специальные способности, которые используют местный аналог маны. Также можно активировать различные предметы, которые дублируют популярные заклинания и могут помочь в лечении и восстановлении вашей партии.
Все враги, а также ваши персонажи, имеют свои слабые точки. Обнаружение этих слабостей и является ключом к победе. При нахождении уязвимости активируется боевая механика, также известная как Сессия. Все персонажи в вашей основной партии, а позднее и в запасной, могут наносить специальные последовательные удары, используя заклинания из сессионного списка. С появлением способностей к Dual Art, посредством простой QTE цепочку можно продлевать, превращая один ход в смертоносное избиение врага.
Иногда цепочки строятся по остаточному принципу, и если первый персонаж наносит вред врагу, то остальные могут бить имеющимися в их распоряжении способностями, которые могут быть бесполезны или восстанавливать здоровье врага. Это случается редко, но все же стоит быть осторожнее. Кроме того, иногда в случайном порядке один из героев может активировать Перфоманс – уникальную способность, которая похожа на специальный прием, но не стоит вам дополнительных затрат и наносит смертоносный элементальный урон всем врагам на экране. Например, у Кирии такая способность поражает всех холодными смерчами, а Элла очаровывает противников градом любовных стрел. Большинство Перфомансов можно получить только после выполнения побочных заданий.
Слабости противников запоминаются и записываются в специальную таблицу, так что если вы один раз обнаружили болезненную точку, то всегда будете видеть восклицательный знак, информирующий об уязвимости врага к этому типу магии перед началом следующего хода. Кроме того, о многих слабостях несложно догадаться, так как элементарно ледяной противник боится огня, а воздушный слаб к молнии. Это заметно и по внешнему виду рядовых врагов и даже сильных боссов.
Отдельно стоит система специальных атак. Такие умения стоят отдельных SP-очков, набирающихся по ходу сражения. Специальные атаки всегда бьют по слабым местам врагов, могут повысить характеристики партии или - как в случае с Pastel Power от Кирии - просто незаменимы при поединках с мощными боссами. Не стоит забывать и о том, что враги, как и ваши герои, могут проводить специальные атаки, Сессии и активировать скрытые потенциалы. Кроме того, некоторые боссы не прочь вывести из строя самых активных и опасных для него героев в первую очередь.
В мире Tokyo Mirage Sessions #FE практически нет места гринду. Вы можете естественно продвигаться по сюжету на нормальном уровне сложности, и если выполняете все побочные задания, то вообще не испытываете сложностей при сражениях с ключевыми боссами. Если вы будете избегать побочных заданий и не следить за наличием восстанавливающих зелий, быстро столкнетесь с челленджем. Для хардкорщиков в #FE дополнительно реализован высокий уровень сложности.
Во второй части игры отпадает необходимость в ротации героев, так как, даже находясь в запасе, они получают опыт и развитие благодаря активным Radiant-умениям. Единственное, что вам может понадобится, – это перенос персонажей в основной состав для повышения уровня Сцены и открытия новых побочных заданий, но и ее уровень также медленно растет и в запасном составе.
Игра не поддерживает возможность прохождения на геймпаде WiiU без телевизора, но по максимуму использует дисплей контроллера для отображения карты, дополнительной статистики в бою, и - самое главное - делает его аналогом смартфона, без которого сегодня, пожалуй, никто из активных людей не представляет своей жизни. По мере прохождения друзья главного героя активно пишут ему сообщения, касающиеся как событий на их личном фронте, так и затрагивающие основную или побочные миссии, что здорово дополняет атмосферу. Особенно если учесть, что вы можете не просто читать чужие посты, но и отвечать на них, выбирая из нескольких вариантов по клику дисплея. Кроме того, в телефон устанавливаются различные дополнительные приложения, которые могут быть очень кстати. Например, одно из них оповещает вас о возможности получения новых способностей в специальном секретном месте на продюсерской базе.
При отличном балансе боевой системы, интересных уровнях, ловушках и множестве необычных заданий, Tokyo Mirage Sessions #FE иногда страдает от традиционных болезней японских проектов. Так, в третьем эпизоде вас заставляют выполнять одни и те же действия несколько раз, что вызывает раздражение. Некоторые побочные задания и вовсе издеваются над вами. В обмен на мучения с сильными противниками вы получаете набор бесполезных предметов или ключ от тайника, где можете обнаружить лекарства базового уровня. Эти же лекарства в большем количестве реально получить на банальной ярмарке, вытаскивая конфеты из автомата за 10 йен.
Еще одна проблема относится к западным отделениям Nintendo, которые решили подвергнуть игру цензуре в американском и европейском регионах. Это уже не первый случай и он вызывает недоумение на фоне желания японского офиса (который все делает правильно) расширить свою игровую линейку продуктами для определенной аудитории геймеров. Правда в том, что родители, покупающие своим детям Super Mario, в любом случае не посмотрят в сторону #FE, а часть нишевой прослойки точно разозлится. А самое смешное и непонятное заключается в том, что, цензурируя вот такие японские игры (порой даже с рейтингами 18+, как лишившийся откровенных нарядов Fatal Frame V), западные офисы Nintendo оставляют трусы и максимально подчеркивающие интимные места героев костюмы в созданных для максимально широкой аудитории играх по типу Super Smash Bros.
В #FE частично пострадали не только открытые части и анатомические особенности некоторых женских персонажей, но и отдельные участки истории. Например, в оригинальной японской версии одержимый Миражом фотограф фанател от девушек в купальниках, и история строилась вокруг этого ключевого фактора. В отредактированной версии купальники исчезли из дизайна уровня, диалогов и внешнего вида девушек, а мотивация злодея выглядит теперь натужно необоснованной. В других местах от рук цензоров пострадали некоторые сцены, специальные умения и прочие элементы игрового процесса. Иногда возникает такое впечатление, что все это делается несколькими “подрывниками”, пытающимися вызвать шитшторм на форумах. Потому что несмотря на все изменения итоговую игру трудно назвать проектом, из которого убраны вообще все “откровенные” моменты. Начиная с первых часов камера крупным планом наезжает на длинные ноги местных красавиц в мини-юбках, показывает сцены через область бикини и фокусируется на груди, причем не скрытой за свитерами с высоким горлом, а скорее наоборот. При этом некоторые герои ведут себя слишком раскрепощенно, не переставая то и дело сводить разговоры в русло ниже пояса. Трудно сказать, почему было вырезано одно, а другое осталось. Возможно, за отсутствие тотальной цензуры мы должны благодарить американское отделение Atlus, отвечавшее за локализацию. К слову, #FE является единственной игрой Atlus последних лет с японской озвучкой на Западе. В Persona 5 японских голосов не будет. С другой стороны, в #FE отсутствует английская звуковая дорожка, есть только субтитры. Nintendo объяснила это сеттингом и духом проекта, - он получился очень японским, рассказывающим историю токийской молодежи. Актеры озвучки были подобраны таким образом, чтобы уметь не только говорить, но и петь. К тому же, любители жанра как правило почитают японский дубляж.
Tokyo Mirage Sessions #FE, пожалуй, можно назвать самым смелым экспериментом Nintendo двух последних поколений. Рискуя оказаться “под раздачей” ввиду выбранного сеттинга на фоне завышенных ожиданий аудитории, она не жалела средств на разработку и привлекла к процессу профессионалов не только из игровой индустрии. Вся музыка для #FE была написана Ёсиаки Фудзисавой, известным по франшизе Love Live!, и спродюсирована ведущим японским рекорд-лейблом Avex (если вы давно следите за японской популярной культурой, наверняка как минимум слышали про певицу Аюми Хамасаки, - самую известную артистку Avex и одну из наиболее успешных женских исполнительниц в мире). Неоднократно работавший с ведущими звездами продюсер Джордж Абурай поставил все внутриигровые выступления, которые были не просто нарисованы, а сняты в 3D с использованием технологии захвата движений. Процесс отбора актеров и исполнителей в одном лице напоминал “Фабрику звезд” и был крайне требователен к соискателям. Так, ставшая знаменитой песня Reincarnation перезаписывалась по меньшей мере десять раз, чтобы максимально соответствовать образу и характеру исполняющей ее Кирии.
Примечательна игра еще и тем, что стала первым оригинальным HD-jRPG-продуктом Atlus - в продакшене она находилась около пяти лет. Разработку возглавили люди, ответственные за Shin Megami Tensei: Strange Journey и Shin Megami Tensei IV. Смотрится #FE очень красиво, а в анимированных заставках и вовсе чарующе прекрасно. Стильный дизайн, красочность и оформление множества миров демонстрируют многогранность таланта разработчиков. Не говоря уже о внимании к деталям во время сражений на стадионах, при использовании магии и Перфомансах. Выступления героев заслуживают отдельного анимационного сериала или музыкального канала с клипами на YouTube.
Совершенно очевидно, что задумывалась игра в качестве начала новой ролевой франшизы, домом для которой стали бы консоли Nintendo. Сегодня о желании поработать над продолжением говорят самые разные представители команды. Финальный продукт не называется Shin Megami Tensei x Fire Emblem и объясняется скорее “взглядом Atlus на Fire Emblem”. Несмотря на определенную связь с “Огненной эмблемой” (старые знакомые в роли Миражей и NPC, принцип треугольника), которая поначалу кажется притянутой за уши, но по мере прохождения становится более явной, игра в любом случае остается очень самодостаточной. Фансервис, заключающийся в переносе ряда элементов Fire Emblem в реальный мир, однако, добавляет ей дополнительных очков. Роскошный пегас, грациозно спускающийся с высотки торгового центра в Сибуе, выглядит просто потрясающе.
***
Tokyo Mirage Sessions #FE – это вполне самостоятельный продукт, наполненный большим количеством милых сердцу фанатов серий Atlus и Nintendo мелочей. Близость по духу к Persona 4 вместе со своими идеями делает эту игру достаточно уникальным переживанием в ожидании пятой части популярного сериала. Недостаточная мрачность, несколько затянутых сюжетных заданий и смешные награды за сложных боссов могут опечалить, но в остальном это достойный кандидат на лидера 2016 года для всех поклонников жанра.