После головокружительного успеха второй части студия Neversoft не растерялась и вновь решила попытаться прыгнуть выше головы. Третья часть игры стала знаковой во многих моментах. Во-первых, это была последняя игра, выпущенная на Nintendo 64 в США. Во-вторых, это первая игра, которая поддерживала онлайн на Playstation 2. И в-третьих, она охватила какое-то немыслимое количество игровых систем. Конечно, одни Neversoft с таким количеством работы просто-напросто зашились бы, поэтому создание портов было решено отдать дружественным студиям. Релиз игры состоялся в 2001 году и был очень тепло воспринят критиками. Многие профессиональные издания ставили игре максимальный балл, а некоторые и вовсе прочили ей звание лучшего спортивного симулятора для второй стационарной консоли Sony. На Metacritic игра заслуженно заработала 97 баллов из ста возможных. Для сравнения, это равносильно оценкам GTA5 и Legend of Zelda: Breath of the Wild. Что же принципиально изменилось в третьей части? Давайте разберёмся.
Сюжет
Конечно, на занимательную историю в серии игр об экстремальном виде спорта рассчитывать не приходится. Во вступительном ролике нам показывают нарезку из реального видео со знаменитыми скейтбордистами, выделывающими разные сложные трюки под музыку Motorhead. Быстрый монтаж придаёт энергии. То и дело мелькают знакомые имена. В кадре часто появляется эффект рыбьего глаза. Кадр замирает на мгновение, показывая нам какой-нибудь красивый трюк. Наконец, спустя полторы минуты беспрерывной энергетики нам являют логотип игры с циферкой "3". Вот и всё. В Tony Hawk Pro Skater 3 ведущим элементов по-прежнему является геймплей.
Геймплей
Ядро геймплея осталось тем же - мы должны выделывать хитроумные комбинации трюков за отведённое время, чтобы набрать необходимое количество очков и перейти на следующий уровень. Представленных режимов всего три: карьера, один заезд и свободная игра. Про последние два говорить не имеет смысла - думаю, вы и без меня сможете догадаться, зачем они нужны. А вот на карьерном режиме следует остановиться подробнее.
Схема здесь та же, что и в двух предыдущих выпусках. В большинстве уровней мы должны собрать девять видеокассет (взамен десяти во второй части и пяти в первой). Три из них традиционно даются за набранные очки, одна просто спрятана где-нибудь в укромном местечке, ещё одну дают за собирание слова "SKATE" из пяти буквы, раскиданных по уровню, следующую видеокассету дают за выполнение пяти одинаковых действий (например, "проскользи по пяти столам" или "врежься в пять коробок"), и три заключительные даются за индивидуальные задания уровня. А последние уровни проводятся в виде соревнования. Там вы должны показать себя максимально круто на трёх площадках. Ваши умения будут оценивать судья. В зависимости от оценки вам присуждается золотая, серебряная или бронзовая медаль. Впрочем, всё то же самое уже было во второй части. Неужели разработчики так и не смогли предложить нам чего-нибудь нового?
Прежде, чем плеваться, задумайтесь - стоит ли менять то, что и так хорошо работает? К тому же, изменения всё же есть. Они немного затронули физическую модель, упростив управление героем. Совершать сложные трюки теперь стало проще, игра стала дружелюбнее к неискушённому игроку. Но, пожалуй, что сильнее всего бросается в глаза - это визуальный ряд.
Понятно, что с переходом на Playstation 2 игра обросла многочисленными графическими улучшениями. Фоны стали более интерактивными. Даже первый уровень, который проходит на литейном заводе приятно удивляет. Окружающий мир живёт своей жизнью: котлы кипят, люди носят что-то, ходят из стороны в сторону, из труб выходит пар, и тому подобное. Кстати, многие индивидуальные задания уровня так или иначе связаны с окружением. Где-то вам придётся взаимодействовать с людьми. Это здорово расширяет игровой процесс и дарит ему неповторимую глубину. Сами локации стали многократно больше и насыщенней. Если во второй части встречались некоторые уровни, которые удручали своей пустотой, то здесь эту проблему исключили. Помимо фоновых декораций появилась и масса таких объектов, которые можно передвинуть, уронить или разломать. Видно, что Neversoft стали подходить к игре с большей долей креативности. Уровни стали разнообразнее. Если вторая часть предлагала нам в основном обычные локации, типа парка школы или улицы Нью-Йорка (хотя и классные места там тоже присутствовали), то здесь авторы пошли дальше. Прыжки по крышам домов над оживленным шоссе по-настоящему захватывают дух.
На каждом уровне помимо видеокассет есть некие очки статистики. Всего их по пять штук на локацию. Чем больше вы их собираете, тем лучше становятся характеристики у вашего персонажа. Никуда не делся и замечательный режим с конструктором собственных уровней. Он, понятно дело, тоже оброс множеством дополнительных объектов, так что теперь каждый созданный уровень по истине уникален.
Персонажей стало гораздо больше. Помимо известных нам по второй части Тони Хоука, Стива Кабальеро, Эрика Костона, Чада Маски и Эндрю Рейнольдса участие приняла такая изввестная скейтбордистка как Элисса Стимер. Кроме того, Neversoft прокачали собственное чувство юмора и добавили уйму секретных персонажей, типа Росомахи, Дарта Мола, "того самого парня из DOOM" и даже глазное яблоко - логотип компании. Это выглядит очень смешно и дико одновременно. Только представьте - вы играете в игру с реалистичной физикой и картинкой, превосходной анимацией, созданной с помощью технологии захвата движения, и видите как на доске проезжает огромное глазное яблоко, а за ним Дарт Мол! Да такое не могло привидится даже в самом безумном сновидении наркомана!
Из-за того, что Tony Hawk Pro Skater 3 был выпущен на множестве консолей, его состав претерпевал небольшие изменения. Например, в версии для PlayStation отсутствуют такие уровни как Склад и Круизное Судно, в то время как на Xbox отсутствует уровень Даунхилл, который присутствует на Playstation. Впрочем, если хотите насладиться игрой в максимально полном виде, лучше берите XBOX версию. Там даже есть уровень с нефтяной вышкой, которого нет больше ни на одной консоли.
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение в Tony Hawk Pro Skater 3 всё также приятно удивляет. С каждой новой частью ребятам удаётся собрать вокруг себя отборнейшие хиты, идеально сочетающиеся с картинкой. Надо сказать, что разные версии игры содержат разный саундтрек. Самый полный состоит из двух десятков песен и содержится в ПК-версии игры. Видимо, консольные диски не вмещали столько информации. Так или иначе, среди музыкальных коллективов в третьей части мы сможем услышать таких монстров, как Zebrahead, Ramones, Red Hot Chilli Peppers, Xzibit, House of Pain и многих других. Слушается саундтрек замечательно и вне игры. Подбор треков просто великолепен. Он заслуживает максимального балла. Что касается звука, то он ожидаемо радует ухо. Чертящие по перилам доски, шум колёс по асфальту - всё звучит правдоподобно.
Послесловие
Tony Hawk Pro Skater 3 - игра, которая не ударила в грязь лицом. Прыгнуть выше своей же головы и предложить игроку совершенно новый игровой опыт у ребят не получилось, но достойного преемника второй части они создали. Графика стала гораздо лучше, локации тщательно проработанными, окружение живым, а игровой процесс глубже. Вместе с этим, правда, геймплей подвергся упрощению, что может отторгнуть любителей неадекватной сложности. Но не думаю, что таковых окажется много. Персонажей стало больше, саундтрек раздулся аж до двадцати песен. Neversoft определённо идут верным путём, закручивая гайки там, где недостаточно закрутили в прошлые разы, и усовершенствуя заложенную двумя первыми играми основу. Если вы по какой-то неведомой причине не ознакомились в своё время с этой игрой - сейчас самое время это исправить. Всё-таки классика имеет свойство не стареть.
ИТОГО:
- Графика: 9/10
- Геймплей: 10/10
- Музыка: 10/10
- Звук: 8/10
ВЕРДИКТ: 9.2