Обзор Beyond: Two Souls
14.03.2018

Обзоры

Для игроков, пропустивших последнее детище Дэвида Кейджа, переиздание Beyond: Two Souls на PS4, безусловно, представляет определенный интерес, поэтому в обзоре мы сосредоточимся на критике самой игры, нежели различиях между версиями, так как иначе, рецензия уложилась бы в одно предложение. Видимых изменений действительно не очень много – это разрешение 1080p, стабильные 30fps, а также слегка улучшенное освещение и текстуры на некоторых крупных планах. С другой стороны, чего стоило ожидать, если игра вышла всего два года назад? Графика до сих пор выглядит симпатично, особенно это касается лицевой анимации, которая в плане детальности отображения эмоций персонажей превосходит практически все виданные проекты, за исключением, пожалуй, The Order: 1886 и Rise of the Tomb Raider. Сетовать на отсутствие 60fps я бы не стал, в силу кинематографической направленности Beyond. Небольшие «киношные» стробы при движении не являются помехой игре, так же, как и пресловутые «черные полосы», стилизующие картинку под формат для кинотеатра 2.39:1.

Проблемы игр от Quantic Dream кроются в самом главном элементе, на который делается основной акцент создателей – в сюжете. Или, если быть точнее, во взаимодействии различных частей сценария между собой. В предшествующих проектах подобного рода – Fahrenheit и Heavy Rain было немало интересных и напряженных сцен, но все они существовали как бы по отдельности, и при сложении их в единый организм не возникало целостной драматургической картины. Мы сопереживали протагонисту Fahrenheit, когда спасали мальчика, провалившегося под лед, или, когда пытались заметать следы непреднамеренного убийства. Но затем нам предложили поразмыслить над концом света и цивилизацией Майя, которая появилась внезапно, как рояль из кустов, и эмоции тут же испарились. В Heavy Rain мы искали похитителя ребенка, мечась между четырьмя героями, а в итоге все свелось к балагану плот-твистов и пафосной битве на крыше под дождем, как в каком-нибудь второсортном боевике. Есть подозрение, что Дэвид Кейдж сам не верит в то, что сюжет видеоигры, даже максимально приближенной к фильму, может обойтись без какой-то сверхъестественной чепухи, псевдо-пафоса и по-детски нарочитых перипетий из серии «а убийца - дворецкий!».

В Beyond: Two Souls наличествуют те же болячки, но раздражают они не так сильно, возможно благодаря присутствию в игре виртуальных альтер-эго действительно профессиональных актеров. Конечно, Эллен Пейдж далеко не лучшая актриса современности, но делает свое дело со всей ответственностью, и фальши в ее игре нет. Что уж говорить о прекрасном Уиллеме Дефо. Сама же история крутится вокруг Джоди Холмс; с детства она живет в компании невидимого спутника, полтергейста по имени Айден, который с одной стороны выступает как ангел-хранитель, оберегая Джоди от опасностей, но с другой, не позволяет ей жить своей жизнью, всячески препятствуя ее социализации. В итоге, приемные родители отдают Джоди в исследовательскую лабораторию, где специалисты по сверхъестественным явлениям Доукинс и Коул берут несчастного ребенка под свою опеку и наблюдение. По прошествии пары десятков лет, способностью Джоди общаться с миром духов начинает интересоваться ЦРУ, которое собирается использовать ее в качестве суперсолдата. Понятное дело, мнение самой Джоди по этому вопросу не учитывается.

Сюжетная конструкция построена через «неправильную» последовательность событий, что вызвало поток критики в год релиза игры на PS3. Любопытно, что Quantic Dream добавила в переиздание возможность пройти все главы в хронологическом порядке, однако в этом случае композиция сюжета разваливается и повествование теряет нужный ритм, который достигается именно путем тасования эпизодов из разных частей линии времени. Так, при оригинальном порядке глав, неспешные, но крайне напряженные сцены из детства героини Эллен Пейдж резко сменяются энергичными вставками, когда она в возрасте двадцати с лишним лет проходит обучение на тренировочных полях ЦРУ. Такие резкие прыжки во времени важны главным образом для смены темпа игрового процесса, давая игрокам необходимое ощущение динамики.

Тем не менее, потенциально интересная завязка и нетривиальная подача сюжета не спасла проект от классических ошибок Quantic Dream, описанных в начале обзора. Сценарий, буквально вторя названию игры, будто бы написан человеком, рядом с которым летает бестелесный дух, постоянно портящий все хорошее. Отлично прописанные эпизоды с массой событий, раскрывающих характер главной героини, интересными второстепенными персонажами, которым искренне сопереживаешь, соседствуют с совершенно анекдотическими вещами за гранью хорошего вкуса. Beyond: Two Souls напоминает беспокойный сон режиссера М. Найта Шьямалиана. Здесь есть место атмосфере захватывающего триллера, вроде «Шестого чувства», когда забываешь о том, что перед тобой полигональные болванчики и полностью погружаешься в историю. Но внезапно все переворачивается, и мы несемся под откос в пучину фантастических фильмов класса Б, и остается лишь, зажмурив глаза, ждать, когда же мы вновь очнемся от этого нелепого кошмара.

Подобные перепады будут преследовать вас на протяжении всего прохождения и, к сожалению, особенно сильно бить по голове в концовке (вне зависимости от ваших решений), где Дэвид Кейдж обрушивает на игрока все свои монументальные идеи. В очередной раз режиссер Quantic Dream не справился с навязчивой гигантоманией и превратил драму в грохочущий блокбастер. А жаль, ведь ему по-настоящему удаются маленькие, уютные, жизненные сцены, когда история касается самых простых человеческих чувств. Взять хотя бы эпизод в лагере бездомных – в нем есть все, что нужно: проработанные герои, внутренние конфликты, дилеммы, замечательная кульминация с органично вписывающимся хэппи-эндом. Но, судя по всему, Дэвиду Кейджу не дают покоя лавры всех режиссеров одновременно. Он поочередно ломится в дверь то к Финчеру, то к Бэю, то к Шьямалиану, то к Дель Торо, но в итоге не попадает никуда.

Учитывая контекст жанра, сюжетная противоречивость игры сказывается и на геймплее. Если уж разработчики выбрали путь интерактивного кино, то пускай игровой процесс помогает глубже проникать в психологию персонажей, искать подводные камни, дает возможность принимать важные решения. В Beyond: Two Souls такие моменты присутствуют, и это радует, но опять же, рядом с ними находятся геймплейные секции, где примитивная механика QTE выглядит совершенно неуместно. Общая концепция игрового процесса строится на переключении между двумя героями – Джоди и ее невидимым спутником Айденом, который может летать сквозь стены, кидаться тяжелыми предметами, рассказывать прошлое и устанавливать контакт с мертвыми. Естественно, большинство действий игрока находится под чутким присмотром сценариста, хотя в некоторых моментах присутствует свобода выбора, влияющего на исход эпизода. Бывают даже случаи, когда можно пройти один и тот же уровень разными путями, как, например, эпизод в посольстве, где Джоди, уже будучи агентом ЦРУ, должна выкрасть ценные данные из хорошо охраняемого сейфа.

Разочаровывают, прежде всего, главы сюжета, где Beyond пытается изображать из себя причудливое подобие «нормальной игры» вроде Splinter Cell или Metal Gear Solid. Понятное дело, без традиционной игровой механики сделать это невозможно, в связи с чем, эти насыщенные экшеном сцены оказываются лишенными необходимого градуса адреналина, ведь ни на секунду не покидает ощущение, что тебя заботливо ведут за руку из точки А в точку Б.

Несколько пресным получился и местный саундтрек. И если тема из главного меню еще как-то запоминается, то практически все остальные композиции проходят фоном и лишь иллюстрируют картинку, не добавляя ничего по части эмоций. Заканчивая разговор о недостатках, отмечу, что переиздание несколько раз «вылетело» в дашборд, а на открытых пространствах возникали странные глюки, связанные с небольшой дальностью прорисовки объектов.

***

Как и все предыдущие проекты Quantic Dream, Beyond: Two Souls оказался крайне спорным произведением. В одно мгновение игра кажется великолепной, но спустя считанные минуты ты уже хватаешься за голову от негодования, не понимая, о чем вообще думали разработчики. И все-таки откровенно провальных моментов в Beyond не так много, поэтому, если вы любите интерактивное кино и пропустили игру на PS3, ремастер на PS4 все же стоит попробовать.

Похожие записи

03.06.2018

Обзоры

Когда игра — искусство

В современной игровой индустрии множество игр, которые могут похвастаться игровой механикой, стилем, атмосферой, концепцией, музыкальным сопровождением, графикой, сюжетом и определенными внутри игровыми аспектами, которые дополняют игру и делают антураж запоминающимся и необычайно красивым. Но число...

17.06.2018

Обзоры

Холодные игры: Магия кино

Что общего между кино и компьютерной игрой? Ответ очевиден - они рассказывают нам изобразительными средствами какую-то историю. Но много ли у них в этом общего? Все уже не так просто - игра обязана развлекать чем-то помимо видеоряда, в ней должен быть геймплей, в ней обязана быть интерактивность, ин...

02.05.2018

Обзоры

Когда все тебя зовут Артемом, а ты Сережа

Нестыковки Порой мне не совсем понятны некоторые шаги разработчиков. К таким вот откровенным неясностям я отношу нестыковку концовок предшествующей игры с началом продолжающего ее преемника, как это вышло в  Metro 2033: Last Light. Ни для кого уже не будет жужжащим спойлером, что оригинальная игра ...

08.09.2018

Обзоры

Духовный наследник Demon`s Souls и Dark Souls

Всем привет! Поиграв в игру Bloodborne двое суток я хочу рассказать вам о впечатлениях, которые я получил во время прохождения игры. Сюжет Вы выступите в роли охотника, который попал в город Ихарнам, вы прибыли в него, чтобы исцелится от недуга, но вот беда, большая часть жителей сошла сума, и напад...

To Top