18.01.2018

Обзоры

Возможно это покажется вам глупо в свете последних не очень удачных проектов Bioware, будь то разочаровавшее окончание истории о Жнецах, или эксперимент по скрещиванию онлайновых и одиночных геймплейных механик во вселенной Dragon Age, но глядя на Андромеду со стороны, даже в отрыве от названия, хочется ассоциировать её с чем-то первопроходческим , с чем-то, что способно еще раз изменить жанр, как это сделал оригинальный Mass Effect, без которого многие игры, в том числе и нахваливаемый всеми кому не лень Ведьмак, были бы не такими, какими мы их знаем сейчас. Но это только со стороны, на деле же, на ум приходят другие ассоциации и мысли, которые, увы, не поют дифирамбы в пользу новоиспеченного спин-оффа.

Десятки тысяч выживших в поисках дома под названием…

Сегодня можно смело утверждать, что первая часть космооперы от именитых разработчиков по влиянию на жанр и обширности культурного феномена была сравнима с Baldur’s Gate. Причем канадцы, говоря начистоту, не стали изобретать велосипед или второй люмьеровский поезд: cтудия всего лишь взяла наработки Knights of the Old Republic и возвела их на кинематографический уровень постановки и драмы, подарив миру новый взгляд на ставший уже тривиальным жанр ролевых игр. Кому-то это естественно не понравилось ( ну знаете, те «громкие» заявления о шутерочке с диалогами на двадцать часов), но нельзя отрицать, что ныне всем известный капитан Шепард десять лет назад пинком под зад отправил закостенелые РПГ далеко-далеко к звездам, сделав их частью всемирного достояния. 

К сожалению, в ответвлении вместо опытного солдата, мессии, лучшего танцора с планеты Земля и рекламщика от бога вам отводиться роль еще зеленого участника, так называемой, «Инициативы Андромеда», призванной найти прибежище для человечества в одноименной галактики. Зачем народ потащился в места столь отдаленные, что дорога на поезде Москва-Владивосток кажется по сравнению с этим сущей мелочью — вопрос без логичного ответа. Хотя мотивы студии можно понять: Bioware хотела максимально дистанцироваться от команды «Нормандии» и всего, что с ней связано, ведь мало кому захочется возвращаться в дом, разрушенный собственными руками. Но, что ни говори, стоило бы дать внятные объяснения, нежели подсовывать пафосные речи о постижении неизведанного, от которых Христофор Колумб на пару с Михаилом Лазаревым вертится в гробу.  

Проснувшись спустя более шестисот лет после погружения в криосон, ваш персонаж с говорящей, как скоро выясниться, фамилией Райдер обнаруживает, что экспедиция пошла не по плану и что практически все золотые миры, которые надеялись облюбовать десятки тысяч представителей разных рас, за полвека превратились или в непригодные для жизни камни, или же в не щадящие жаркие и арктические пустыни. Волею судьбы вам выпала обязанность быть Первопроходцем — первым по важности исследователем Андромеды, а также главной надеждой на спасение от нехватки ресурсов и агрессии пришельцев кеттов, чьи мотивы на момент начала игры покрыты завесой тайны.

На выбор игроку предоставляется два персонажа: мужского и женского пола, внешность которым, как это принято еще со времен Марко Вандерлоо, мы выбираем либо по умолчанию, то есть отсканированное камерами с реального человека лицо, либо резко выпрямляем руки и идем в специальный редактор вылепливать сформировавшийся у вас в голове образ. Тут стоит сделать замечание и сказать, что,  в силу некоторых технических проблем, вариаций приемлемого внешнего вида Райдера крайне скудно: лишку  отодвинешь на миллиметр ползунок, и вот уже перед вами не храбрый исследователь, а инвалид с заячьей губой и неправильным прикусом. Но вот что любопытно: второй протагонист никуда не денется — он станет братом или сестрой вашего протеже и будет участвовать в основном сюжете, пусть и очень пассивно в контрасте с вами. Bioware, как могли заметить опытные игроки, решили применить одну из немногих любопытных идей, имевшихся в Dragon Age 2 — семейную санту-барбару, в хорошем смысле этого слова. Именно на этой фиче строилось половина всей драмы, коли не больше. Однако в Андромеде, если говорить без спойлеров, она работает как любимый бразильский сериал вашей бабушки и возникающие, казалось бы, драматические сцены своим исполнением вызывают лишь недоумение. И видимо, понимая, что опыта в создании эмоциональной привязанности к кучке полигонов ничтожно мало, разработчики не стали акцентировать на этом внимание игрока и чуть ли не с самого вступления гонят нас покорять доселе невиданные звездные системы в скоплении Элея.

Колонизация осложняется не только суровыми погодными условиями и облаками тёмной энергии, нехитро названной сценаристами «Скверной», но еще и проблемой недостатка умелых управленцев вкупе с общим упадком духа незадачливых путешественников, сразу же согласившихся отправиться к черту на куличики после прочтения рекламных брошюр. Прибыв на огромную космическую станцию Нексус, или, кому будет понятнее, здешнюю Цитадель, откуда ведется руководство всей Инициативой, мы быстро узнаем, что дела хуже некуда: из всех отправившихся в Андромеду ковчегов добрался только наш; жалкие попытки заселения и терраформации планет обернулись неудачей; взятых с собой запасов воды, еды, энергии хватит максимум  на год, а значительная часть колонистов ушла восвояси, перед этим подняв бунт против зарождающейся автократии в лице директора Танна — бухгалтера саларианца, занимающего седьмое по счету место в иерархии власти и забравшегося так высоко лишь по причине того, что остальные административные работники почили в бозе. Не трудно догадаться, что данный тип, имеющий замашки российского чиновника и наклонности американского бюрократа, всячески доказывает собственную важность, нежели старается привести дела в порядок. 

Очевидно почувствовав, что межгалактическая экспедиция начинает попахивать жаренным, Танн с барской руки выдаёт нам команду и разведывательный корабль «Буря», а затем отправляет на Эос — засушливый мир, одновременно напоминающий и всем знакомый Марс, и локацию «Свечение» из Fallout из-за присутствия на нём зашкаливающего радиационного фона. Казалось бы, надо сматывать удочки и на будущее научиться читать мелкий шрифт в контрактах, но на удачу Первопроходцу Эос не так прост: когда-то давно на планете обитала высокоразвитая цивилизация, построившая целый комплекс сооружений для поддержания окружающей среды, но позже, естественно, таинственным образом полностью исчезла. Как бы то ни было, её наследие до сих пор работает и Райдер не собирается преминуть им, хоть и путь к устройствам предтеч преграждают роботизированные стражи Реликты, также оставленные угаснувшей культурой. Тем не менее, одного терраформирования недостаточно, чтобы у переселенцев развивалась инфраструктура, так что вашей задачей становиться обеспечение благоприятных условий для их проживания. И именно здесь вы уже думаете, что игра, по аналогии с Dragon Age: Inquisition, раскрыла все свои карты и дальше Райдер только и будет заниматься выполнением заурядных поручений Инициативы, вроде сканирования десяток руд и цветочков с помощью сай-фай продолжателя ведьмачьего чутья.

Первопроходец это вам не Инквизитор

Наверное, главное удивление, которое испытываешь, когда начинаешь играть в спин-офф, это то, что девелоперы из неопытного монтреальского отделения учли самое важное упущение современного игростроения Bioware — отсутствие нарратива. Ведь, согласитесь, геймплей Инквизиции, сам по себе, не был проблемой: мало ли мы видели великолепных или просто отличных проектов, где игровой процесс построен на повторяющихся действиях. Изьян там крылся в ином: писатели как будто забыли написать к множественным дополнительным заданиям сюжеты и потому все ваши занятия воспринимались скучным и абсолютно ненужным гриндом влияния. В Андромеде же, насколько хватало таланта и желания у её авторов, убрали эту оплошность: не беря в расчет миссии на собирательство, у каждого квеста существует определенный сценарий, рассказываемый и развиваемый нами через то же сканирование, чтение блоков данных, взаимодействие c напарниками и искусственным интеллектом СЭМом. Другое дело, что расхваливать РПГ в 2к17 за наличие отдельных маленьких историй вне рамок центральной сюжетной линии, конец коих, к тому же, не всегда зависит от игрока  — это все равно что в сегодняшнюю пору радоваться факту существования интернета. Плюс, сами ситуации в побочках не то чтобы очень интригуют и заставляют их проходить, да и прям уж скрупулёзной проработки деталей не ждите от них. А впрочем, изредка попадаются и такие задания, которых ну ты совсем не ждешь увидеть в Mass Effect: вряд ли вы забудете судорожную погоню по всему Элею за носителем смертельного вируса, чей штамм по количеству предполагаемых жертв способен потягаться с лучшими пандемиями 14-го века, или внезапное посещение логова каннибалов, где можно найти сковородку с еще, кажется, тёплыми шкварками человеческого мяса.

Вообще, создатели много где заискивают с игроком, на время возбуждая его нулевой интерес, чтобы потом со спокойной душой вновь разочаровать. Взять, к примеру, тех же персонажей: экипаж «Бури» состоит из девушки-биотика Коры, в прошлом работавшей под началом синекожих красоток; в чем-то излишне инфантильного, но по детски доброго и наивного афроамериканца Лиама; пилота саларианца Кэлло, заботящегося о корабле,  как о собственной пассии;  офицера по науке Суви, присоединившейся к Инициативе из-за личных религиозных воззрений; доктора Лекси, страдающей синдромом чопорного терапевта поликлиники; инженера Гила, практично относящегося  к звездолёту в отличие от Кэлло; старого и, неожиданно, сентиментального крогана Драка, который успел прожить полторы тысячи лет; турианки-контрбандистки Ветры, строго опекающей свою сестру Сид; постоянно взбалмошной и параноидальной азари Пиби, еще проходящей период подросткового созревания; и наконец, эмоционального ангарца Джаала, представляющего вторую известную в Андромеде разумную расу. После знакомства с командой, ты заведомо воображаешь значительное число возможных конфликтов между не похожими личностями, рисуешь себе тонну любопытных бесед за жизнь и, конечно, надеешься на пикантный роман с понравившимся сопартийцем.

Как на зло, зачатки творчески правильно обставленной эволюции взаимоотношений  компаньонов друг с другом выливаются в какую-то глупую чехарду ребяческих споров в стиле «сам дурак», или слезливых словесных ласканий на манер « я люблю тебя, ты любишь меня, давай обмазываться маслом как настоящие друзья». Но если вспоминать прошлый опыт, то нужно отметить, что в оригинальной трилогии ничего подобного и в помине не было. В первом Mass Effect напарники постоянно сидели по углам «Нормандии» и общались исключительно при поездках на лифте, а во второй и третьей части были лишь небольшие подвижки в этом направлении, которые даже на фоне Андромеды смотрятся блекло. Зато, к чести оригинала, необходимо добавить, что отношение товарищей к Шепарду было зачастую весьма гибкое, от симпатии до откровенного неприятия, и, в противовес спин-оффу, сильно зависело от принимаемых вами выборов.

Будни исследователя

Постижение неизвестной галактики — дело сложное и опасное. С ним нам поможет «Буря», вездеход «Кочевник» и раннее вскользь упомянутый ИИ СЭМ. Номинально, геймплей с кораблём претерпел минимум изменений: у нас всё так же есть масштабная карта, по которой мы перемещаемся и осматриваем космические тела на предмет ресурсов, периодически в путешествиях находя останки уничтоженных Скверной или кеттами челноков, служащими источником продаваемого за кредиты металлолома. Правда, разработчики не удосужились изменить набившее оскомину примитивное исследование, заключающиеся в нажимании одной кнопки и рассматривании плохо затекстурированных шариков, изображающих планеты. С другой стороны, вам может и понравиться такое медитативное времяпрепровождение, позволяющее прочувствовать всю необъятность и загадочность космоса.

Оказавшись на твёрдой земле какого-либо обитаемого мира, мы пересаживаемся на «Кочевник» — полноприводный транспорт, которому не страшны ни мелки кочки ни хребты упирающихся в небо гор, аля знаменитая порода лошадей из Скайрима. Физика управления им достаточно аркадна, однако ты отчетливо ощущаешь, как меняется его поведение на разных поверхностях: в частности, на льду он реалистично скользит и поворачивает с большим трудом. К несчастью, помимо задачи перевозить вас из точки А в точку Б, он может только ставить добывающие зонды в местах, богатых на полезные ископаемые, которые, в свою очередь, нужны для производства различного оружия, брони и усилений. Но прежде чем тратить минералы, требуется создать чертежи за очки науки, получаемые в процессе сканирования. Они  подразделяются на три категории: технологии Млечного Пути, Элея и Реликтов. Каждый из разделов содержит в себе длинный список снаряжения, где всякий маньяк подберет что-нибудь подходящее для своих нужд. И всё же, стоит ли заморачиваться и тратить пару-тройку часов на исчерпывание залежей руды? По сути, проку от того, что вы высосали все доступные драгоценные металлы и фактически оставили ваши поселения без ресурсов, мало, поскольку мощные стволы и костюмы лежат в щедро раскиданных по местности контейнерах. Таким образом разработчики хотели избавить игроков от надобности гринда, но, в итоге, система крафта и крепко завязанная на ней механика боев, которой они гордились в интервью печатным издания, раскрывается полностью только на самых высоких режимов сложности. А боевка, как это ни странно, и вправду единственное, что можно выделить в игре.

Экшен всегда был камнем преткновения серии, так как имел ряд неважно сделанных элементов, которые окончательно разработчики сумели исправить лишь к марту 2012 года, когда вышел Mass Effect 3, где стрельба ничуть не проигрывала полновесным шутерам с видом со спины. Но молодое отделение студии решило пойти еще дальше своих коллег и полностью откинуло тактическую составляющую, заменив её адреналиновыми схватками.  Перестрелки стали выглядеть как мини-эпические сражения, где порой за градом спецэффектов ничего нельзя разобрать. Достигается зрелищность посредством активной эксплуатации джетпака, дающего умение вздыматься в воздух и уклоняться во всех направлениях, а также возможности менять класс на ходу. Да, вы не ослышались, больше нет никаких ограничений на применение навыков и пушек: прямо из меню выбираете пункт «профили» и вперед экспериментировать с билдами, подбирая наиболее оптимальный. И не бойтесь, распределённые поинты  в любой момент можно скинуть в медотсеке Бури и заново вкачать в навыки.  Жалко только, что из-за отсутствия колеса способностей напарники потеряли всякую надобность и годятся только как отвлекающий маневр. Видимо один в поле все-таки воин.

Итог: Забейте на Resident Evil, мне мой 2007 год верните уже хоть кто-нибудь!

Глобальный недостаток Mass Effect: Andromeda можно выразить во фразе «широко, но плоско». В игре есть множество диалогов, но в большинстве случаев написаны они для того, чтобы просто потешать графоманское нутро сценаристов. В игре есть невообразимый объем квестов, но качество рассказываемых историй не всегда соответствует ожиданиям, а о постановке даже и речи не идет. В игре есть бесчисленное число образцов экипировки и способностей, но смысл в их использовании появляется, только если поднять уровень сложности. В игре есть хорошая завязка, но чем дальше в лес, тем больше дров. В игре есть прекрасная графика, но на стандартной PS4 ФПС порой  снижается аж до 10 кадров в секунду, не говоря уже о багах, глюках и ужасных анимациях. Так можно продолжать до бесконечности, но факт остается фактом: у Bioware Montreal получилась нормальная РПГ. Понимаете? Нормальная. От Bioware. Конечно, это не совсем та самая команда, которая подарила нам Mass Effect и Dragon Age: Origins, но на коробке с Андромедой написано её имя. И трагедия здесь в том, что никто никогда не ждет от Bioware нормальных, хороших, отличных или даже великолепных игр. За такими проектами обычно обращаются к CD Project Red, но не к этой студии. От канадцев ты неизменно ждёшь великих игр. Таких, что уже при выходе становятся классикой, после которых хочется кричать «Ave, Bioware!». Сейчас, к сожалению, хочется только сказать:«Requiescat in pace».

5/10

Похожие записи

11.12.2018

Обзоры

Mass Effect 3. Что это было!?

Ахринеть! Вот мое первое слово после, того как я начал ощущать, что я только что прошел игру ME3. Я пришел в себя уже после того, как закончились титры, благодарности и всё остальное что там обычно пишут после окончания любой игры. Постепенно вставил на место челюсть, которая от увиденного где то ва...

30.06.2019

Обзоры

Обзор Mass Effect: Andromeda

Светофор концовок {parent-1071} породил не только волну фанатского негодования, но и множество забавных мемов. Многочисленные оправдания и сетевые разоблачения закончились уходом многих важных сотрудников студии, включая руководителя разработки проекта Кейси Хадсона. И вот несколько лет спустя выход...

08.10.2018

Обзоры

Все только начинается

Неожиданный сюрприз Начну с того, что проясню один очень важный момент. Сочиняя два прошлых обзора на творения команды Croteam, я точно знал, что ни коим боком не коснусь прямого продолжения оригинала - Serious Sam 2. Для меня в принципе не существует этой игры, потому что то, что она собой представ...

Убийца не только зомби, но и времени
10.05.2018

Обзоры

Убийца не только зомби, но и времени

Привет всем. Обзор я делаю на игру, очень популярную. Ее уже можно назвать старенькой, играло в нее я уверен огромное количество геймеров, но слышали о ней точно все. В обзоре я постораюсь высказать свое мнение, попробую аргументивно объяснить его.  Ох уж эти зомби...  Зомби-апокалипсис. То о чем в ...

To Top