Компания Ubisoft продолжает развивать свои популярные серии, адаптируя давно устоявшиеся механики под новые идеи и миры. Распрощавшись с повстанцами из скалистых Гималаев, канадское отделение французского гиганта решило отмотать стрелки истории на более чем 12 тысяч лет назад, приглашая своих поклонников на нетронутые цивилизацией просторы Far Cry Primal. Каменный век с первобытными людьми, саблезубыми тиграми и мамонтами следует ставшей традиционной для компании схеме с быстрыми точками сохранения и перемещения, крафтингом, зачисткой территории от враждебных племен-людоедов и последовательной добычей и сбором ресурсов.
В центре истории один из выживших после неудачной охоты на мамонта член племени Винджа, воин по имени Таккар, который пытается начать новую жизнь на просторах плодородного региона Урус. Внезапная встреча с девушкой Сейла меняет его жизнь, и настоящий герой начинает собирать соседние племена под свое начало, чтобы дать отпор жестоким людоедам Удам. Путешествие по смешанным лесам, где березки соседствуют с тропической растительностью, а в тени райских водопадов и прозрачных рек за место под солнцем сражаются саблезубые тигры, волки, гиены и крокодилы, отличается от своих предшественников небывалым размахом. Впрочем, как это уже было отмечено выше, основная механика с захватом точек, сбором лекарственных растений и шкур осталась прежней.
Среди новых векторов развития серии уж слишком явным становится уклон в популярное выживание. По примеру ARK: Survival Evolved и прочих подобных игр, вы собираете десятки компонентов, создавая луки, стрелы и копья или подбираете сланец и кремний для разведения огня. Ограниченность ресурсов и фокус на созидание и строительство иногда превращаются в рутину или становятся целью многочисленных заданий. Особенно забавно, когда на ранних этапах игры, во время сражения с толпой обезумевших каннибалов, вы попеременно нажимаете кнопку лечения и пытаетесь собрать ветки деревьев для создания столь важной амуниции. Заканчивающиеся стрелы, ломающиеся копья и дубинки должны способствовать эмоциональному накалу, но на самом деле вы просто тратите больше времени на уклонения от атак и сбор ресурсов для ответного удара. Ближе к середине истории ресурсов становится так много, что вы почти не создаете новое оружие, подбирая добычу с тел павших врагов.
Боевая система подкручена таким образом, что, выпустив стрелу с близкого или дальнего расстояния в сторону врага, вы нередко можете наблюдать, как она сама подстраивается в полете подобно ракете с наведением и пронзает голову ненавистного злодея. Иногда стрела не убивает свою жертву, и людоед или зверь успеваете уйти в кусты, где о его гибели вам сообщают внезапно упавшие XP. Раненную цель, ресурсы и противников можно найти в режиме следопыта, который подсвечивает все эти важные объекты и кровавые следы на экране игры. Этот же режим откроет вам мир запахов для поиска редких зверей и компонентов. Вы также можете автоматически вынимать стрелы и копья из поверженных целей для повторного использования. С развитием истории появляются бронированные противники и вожди, которых сложно убить с одного выстрела в голову. Их доисторические черепа защищает плотная броня, которую можно разрушить только после пары прицельных выстрелов. С каждым шагом в развитии, деревни противников становится все больше, и вы начинаете натыкаться на стоянки людоедов через каждую сотню метров, выполняя функцию санитара леса. Появляются лучники, копейщики и бойцы с ядовитыми бомбами, которые способны ненадолго вывести вас из строя. Но при всей своей многочисленности враги достаточно глупы. Вы можете отстреливать их по одному в режиме стелса, пригнувшись в высокой траве или использовать куда более изощренные тактики.
С появлением шамана вы получаете возможность приручать редкие виды зверей от белого волка до саблезубого тигра и пещерного медведя. Новые друзья не только сражаются на вашей стороне, но и способны выполнять простейшие команды. Раненные в бою звери прекрасно лечатся обыкновенным мясом, но даже в случае гибели их всегда можно оживить из быстрого меню призыва или приручить нового. В сочетании с совой суровые звери превращаются в тактические группы быстрого реагирования. Вы можете призвать сову в любой момент времени, осмотреть мир с высоты птичьего полета, отметить всех врагов и натравить на них своих добрых зверей. Кроме того, сова может выступать в качестве смертельного дрона, который убивает большинство врагов с одного удара, или бомбардировщика – пернатый хищник может нести и сбрасывать на цели горшки с дикими пчелами или греческими огнем. Вполне естественно, что с помощью птицы вы можете проходить многие задания в режиме стелса, отмечая на карте цели, устраняя их в режиме скрытности из лука и добивая остатки групп атакой зверей. Естественно, что для расширения фантастического набора потребуется прокачка специальных навыков у отдельных персонажей в вашем племени. Ближе к середине игры вы сможете прокачать способность управления мамонтом, что сделает ваши набеги еще более разрушительными.
Кроме прямого применения в бою или для охоты, стрелы и дубинки можно поджигать от костра или прямо из игрового меню, чтобы отпугивать хищников или активировать сигнальный костер. Огонь, как и в Far Cry 2, может охватывать поля жухлой травы, распространяясь вместе с попутным ветром, но это не влияет на игровые скрипты. Например, в одном месте вам нужно отбиться от волков горящим факелом, но если вы подожжете траву и надеетесь, что волки сбегут от красного петуха, то вы ошибаетесь. Хищники помчаться сквозь горящую стену огня и соломы в объятия к вам, чтобы испугаться маленького, но гордого факела. Кстати, факелы и животный жир вам придутся весьма кстати для исследования заброшенных пещер, где можно обнаружить наскальную живопись и очень важные артефакты, которые пригодятся для улучшения вашего инвентаря и хижин деревни.
Основные элементы крафтинга включают в себя создание и улучшение важных предметов, такие как заплечный мешок, колчан или разработка новых вооружений. Игра, естественно, требует все новых сложных элементов и предметов, которые можно найти только на не исследованных территориях во тьме пещер и в глубинах опасных водных течений или развивать деревню и покупать специальные навыки, увеличивающие шанс выпадения редких минералов. Поэтому хочется вам этого или нет, но придется добывать опыт, исследуя карту, выполняя мини-задания и захватывая новые базы и точки сохранения, которые возродят вас как можно ближе к заданию в случае внезапной смерти. Иногда в последний момент вам помогают специальные средства или стимуляторы, регенерирующие здоровье, повышающие защиту или скорость вашего передвижения, которые вы можете создавать из листьев местных растений.
Кроме прилежного рукоделия, Far Cry Primal призывает вас увеличивать численность поселения, приглашая в просторные пещеры все новых специалистов из разных уголков мира, вроде следопыта или шамана. Каждый новый персонаж, добавляет вам возможность прокачки специальных навыков, которые становятся доступны главному герою. Например, Таккар может улучшить себе здоровье, а Сейла, специализирующаяся на медицине и исследованиях, позволит променять очки опыта на ускоренное лечение или способность видеть на 50 метров дальше, открывая больше темных пятен глобальной карты за один рейд по неизведанной территории. Еще один персонаж подарит крюк, с помощью которого можно забираться и спускаться с отвесных ландшафтов. Шаман позволит приручать все новые породы зверей или превратит сову в смертоносного союзника. Но для открытия новых навыков вам придется развивать хижины каждого из ключевых героев, добывая редкие ресурсы и компоненты. К сожалению, развить хижину непосредственно из игрового меню нельзя, так что вам придется возвращаться в центральную пещеру и делать это перед каждым сооружением индивидуально.
Время суток также влияет на игровой процесс. Ночью появляются редкие ресурсы и более опасные хищники. Но не стоит волноваться - у себя в лагере или в любой точке отдыха вы можете промотать время, выбрав день или ночь по собственному желанию.
Основные задания Far Cry Primal напоминают о других играх Ubisoft. Здесь есть случайные события, вроде внезапного нападения людоедов на дружественное племя, которых надо защитить, или отражения атаки опасного хищника. Другие миссии включают в себя сопровождение группы людей на безопасную стоянку, освобождение заложников или операции по устранению злобного вождя. Отдельно стоят задания на истребление зверей, нападающих стаей на ваших союзников, которые точно скопированы из мира Far Cry 4. Встречаются и психотрипы, вроде полета с совой или не менее странные исследовательские задания.
Что касается основного сюжета, то он смотрится куда бледнее на фоне предшественников из-за слишком большого фокуса на крафтинге, слабой мотивации героев и абсолютно блеклых злодеях. К огромному сожалению, в доисторическом мире не нашлось места для кого-то столь же обаятельного, как Паган Мин или Ваас.
Еще одной проблемой или для кого-то огромным плюсом является непредсказуемость окружающего вас мира. Задания имеют рейтинг сложности, но, если у вас стоит низкий уровень сложности, вовсе не означает, что вас ждет легкая прогулка. Вы можете сопровождать дружественное племя до нужной точки, подавляя редкие засады врагов, но на какой-то дороге ваша команда пересечется с бурым медведем, который вынесет не только врагов, но и ваш смелый отряд. Причем, игра запомнит это, и при перезапуске миссии вы всегда будете натыкаться на опасного хищника. В другом случае мы шли приручать пещерного медведя и бросили ему необходимый для этого процесса кусок мяса. Но вместо медведя на мясо прибежал давно отозванный и уже прирученный нами волк, который вступил в схватку с медведем, и в результате мы стали жертвой в схватке двух хищников.
В графическом плане Far Cry Primal выглядит современно. Простота флоры подкрепляется ее разнообразием, количеством и насыщенностью. Модели персонажей иногда способны испугать ершистыми текстурами, при том что некоторые герои, вроде Сейлы, вылизаны до совершенства. Анимация движения зверей разнится от раза к разу, и где-то видны неприятные шероховатости. Световые эффекты выполнены на высоте и, вероятно, в версии для PC выглядят еще лучше. В остальном этот все тот же Far Cry 4, только с куда большим количеством растительности и редкими дизайнерскими изысками вроде потрясающего полета совы в шаманском наркотрипе. Тиринга или иных проблем с частотой кадров за время игры обнаружено не было.
Стоит также отметить, что персонажи в мире Far Cry Primal разговаривают на выдуманном языке, в котором иногда встречаются славянские нотки. Русские субтитры пытаются обыграть это в традициях фильмов про дикарей, где представители племен излагаются на примитивном ломаном языке, вроде “Я есть хлеб, ты есть друг”. И если честно, такой подход больше напрягает, чем создает положительную атмосферу погружения в мир каменного века, особенно в свете того, что в английской версии субтитры более соответствуют нормальному литературному языку.
***
Far Cry Primal – это неожиданный и одновременно во многом предсказуемый проект во вселенной Far Cry с интересными находками, вроде приручения зверей и управления совой, квинтэссенцией опыта прошлых игр Ubisoft и от этого давно надоевшей концепцией побочных заданий и неприятными поломками скриптов. Но кроме сбора ресурсов, строительства и выполнения глупой рутины по зачистке территории и захвата местных вышек, это еще и хорошо проработанный мир, в котором найдется место для исследования и поиска многочисленных секретов. А многочисленные умения стоят того, чтобы быть опробованными. В особенности забеги на гигантском мохнатом мамонте против перепуганного племени обезумевших от страха людоедов.
Author - Dmitry "aka_opex" Ivanov