Здравствуйте, читатели. Сегодня я хотел бы Вам предложить отправиться в прошлое – во времена рыцарей и величественных замков. Ведь очень давно не было хороших игр про темное средневековье, из последних вспоминается, разве что Mount&Blade. Но свято место пустым не бывает, и вот уже в моей скромной Беларуси силами небольшой команды Aterdux Entertainment была разработана и выпущена в Steam столь же неприметная пошаговая ролевая игра Legends of Eisenwald. Событие это прошло совсем незаметно, поэтому я с превеликой радостью расскажу об этой игре в моем обзоре.
Правда и вымысел
Главная изюминка игры – это замечательно переданная эпоха. Легенды Айзенвальда посвящены именно средневековью, а потому здесь нету никаких эльфов, орков и прочего типичного фэнтези-антуража. Но не стоит забывать, что те времена были суеверными и неграмотными, а потому здесь тоже есть своеобразное волшебство: могущественные ведьмы, святые проповедники, таинственные духи и прочая мистика – все это обыграно так, что порою кажется лишь выдумкой ничего не понимающей черни, хотя, быть может, и было все именно так на самом деле. И этот чудный симбиоз достоверного историзма и мистики будет обрамлять все события описанные в игре.
Действие происходит в землях современной Германии близ альпийских гор. Постоянный передел земель между воинствующими вассалами и борьба за власть в герцогстве превращают визит нашего героя на свою Родину в опасную битву, цель которой – честь, исполнение клятв и очищение своего имени от грязи. Вопреки романтичным представлениям о благородном рыцарстве, Вас ждут вероломные предательства, коварные заговоры, темная родовая магия и дорога к власти, залитая кровью врагов... и друзей. По накалу страстей и «черноте» повествования игра может сравниться с «Песнью льда и пламени» Дж. Мартина, а также с творчеством пана Сапковского (и знаменитый «Ведьмак» здесь отнюдь не главный ориентир). И все это «добро» естественно сдобрено сложными моральными дилеммами, в которых хваленая честь и благородство дается непомерно высокой ценой, а стоящие результаты даются лишь тем, кто готов забрать свое силой. В общем, сюжет наглядно показывает жестокость средневековья и способен заставить пересмотреть свои наивные взгляды на мироустройство, т.к. пусть и прошло немало времени с тех пор, а люди остались прежними и дорога на верх все та же – грязь, обман, сила, эгоизм и жестокость. Готовы ли Вы принимать все так как есть?
Немало усилий было потрачено разработчиками на то, чтобы эта великолепная история подавалась цельно и последовательно, раскрывая себя каждым квестом и событием. По сути, в игре нету привычных нам «дополнительных квестов», т.е. конечно же есть основная задача, но все остальные квесты так или иначе раскрывают именно главную сюжетную линию и постепенно, плавно переходя из одного задания в другое, приводят к логичному финалу. Как это работает? Скажем, зашли Вы в трактир и услышали, как крестьяне рассказывают красивую легенду о чудесах и волшебных артефактах. Будьте уверены, что спустя некоторое время Вы узнаете, что легенда вполне правдива, а для достижения своей цели придется обнаружить тот самый артефакт. Как? – Естественно сближаясь с информаторами и по крупицам собирая правду. Вот так, каждое, казалось бы, мимолетное событие может обернуться огромной цепочкой заданий, которая и поможет в итоге закончить основную сюжетную линию. И не стоит забывать про нелинейность! Ваш выбор также запускает немалые механизмы внутри сюжета, порождая иные ветви сюжета и множество уникальных квестов.
Хотя, когда я говорил про отсутствие привычных дополнительных заданий, я несколько слукавил – подобные задания есть, но они обставлены непривычно для современного игрока. Как Вы привыкли выполнять второстепенные задачи? Найти, какой-нибудь источник информации и по меточкам на карте выполнить очевидные действия... Legends of Eisenwald для этого использует немного архаичный подход – шерстим карту на наличие слухов, по обрывочным ориентирам самостоятельно(!) находим местоположение, к примеру, заколдованного сокровища, а потом еще и истолковываем домыслы неграмотной черни, чтобы понять, что же все-таки требуется сделать для получения искомого. И после кропотливой работы с картой и активного шевеления мозгами полученное сокровище обретает во истину огромную ценность, а Вам только и останется, что гордится тем, как ловко были собраны воедино кусочки мозаики из историй, слухов и отголосков легенд. Это Вам не «вопросики» в одной из последних, кхм... кхм..., нашумевших ролевых игр!
К слову, большая нелинейная основная компания также дополняется и несколькими дополнительными сценариями, как от самих разработчиков, так и от сторонних модеров (действительно понятный и функциональный редактор прилагается), что вкупе с тремя доступными персонажами крайне положительно сказывается на продолжительности и реиграбельности. Если уж Вам понравится, то это надолго.
Шаг за шагом
В геймплейном плане Легенды Айзенвальда напоминают смесь из King’s Bounty и Disciples, но с одним существенным отличием – это весьма необычная система пошаговых боев. По карте герой передвигается в реальном времени, а когда вступает в бой начинается странное пошаговое сражение. Почему странное? Есть Ваш отряд расположенный в три ряда, по одному для каждого условного рода войск – воины, стрелки, поддержка; есть поле боя, разделенное на гексы; есть очередность хода для каждого юнита, определяемая его инициативой и... нету возможности ходить по полю боя! Каждый ход Вы обязаны непосредственно действовать – Ваши воины способны лишь атаковать ближайших врагов (минуя при этом любые расстояния) либо занять защитную стойку в ожидании атаки; стрелки также обязаны каждый ход выбирать цель для атаки либо отступить на одну клетку назад, если та свободна; то же самое касается и поддержки. Что это меняет? В разы вырастает динамика боя, у Вас не получится убегать одним юнитом, прикрываясь огнем союзников – никаких пряток, никаких провокаций без риска для шкуры, да и нарочито компактный размер арен не позволит разгуляться. Внезапно определяющее значение начинает занимать сочетание стартового расположения юнитов в слотах отряда и их инициативы. Остро встают вопросы: кто должен ходить первым и принимать на себя атаку врага, кого нужно «спрятать» до поры до времени, когда выбрать время для поддержки? Каждый бой стремительно начинается и столь же быстро заканчивается. И кажущееся упрощение привычной пошаговой схемы оборачивается весьма удачной находкой для игры с компактными и динамичными боями. Если угодно, то разница близка к разнице между шахматами и шашками, что в данном случае «шашки» думаю Вам понятно.
И конечно же не стоит забывать о том, что это ролевая игра. У Вашего героя будет привычная система уровней и древо навыков, а прочие члены вашего отряда будут с каждым уровнем развиваться до нового вида войск, причем развитие будет нелинейным, так молодая крестьянка-знахарка может стать могущественной старой ведьмой или же святой монашкой. И абсолютно все члены отряда имеют множество слотов для различной экипировки. Каждому классу отведена своя экипировка, и даже внутри одного класса могут быть существенные различия и ограничения, например священник ни за что не станет использовать колдовские артефакты и режущее оружие (кровь и кишки пускать видимо небогоугодное дело). Редкость предмета определяется привычной цветовой индентификацией и охота за самым редким фиолетовым снаряжением – это одной из увлекательнейших занятий любого настоящего ценителя ролевых игр.
Внимание! Сюжет игры будет частенько лишать Вас, как членов вашего отряда, так и экипировки с деньгами. Поэтому не экономьте на своем герое и все самое ценное всегда носите на себе.
Ну а в остальном, все весьма обычно – бродим по карте, общаемся с NPC, заглядываем в каждое здание, штурмуем и захватываем замки (от этого будет зависеть максимальный размер отряда и Ваш доход). Также не лишним будет упомянуть, что многие события напрямую зависят от времени и места, т.к. каждый юнит на карте постоянно передвигается, подчиняясь собственному расписанию. Помните, что в темную ночь и в «недобрых» местах всегда происходит все самое зловещее.
Светлый ум и кривые...
И пусть до сей поры я в основном нахваливал игру на все лады, но в этой бочке меда есть огромная, нет не так... ОГРОМНАЯ ложка дегтя – малобюджетность и неопытность разработчиков. Неприглядная графика, которая при этом умудряется порою притормаживать, не самый логичный и удобный интерфейс, отсутствие достойной анимации и какой-либо озвучки. Ах да, и множественные мелкие баги, порою даже вылеты на рабочий стол. Честное слово, если Вам действительно важно техническое совершенство игры, то с чистой совестью проходите мимо. Ну а я, как человек непривередливый, готов простить неопытным разработчикам многое, особенно оглядываясь на замечательный сюжет и геймплей.
К слову о технических деталях. Музыка здесь просто замечательная, разработчики явно связались с каким-нибудь государственным оркестром и парочкой фолк-коллективов. Заглавная тема игры сразу настраивает на необходимый лад и переносит игрока в средние века. А что еще нужно?
Купляйце беларускае!
На выходе имеем замечательную пошаговую ролевку в весьма необычном сеттинге. И пока Mount&Blade исхожен вдоль и поперек, а до выхода амбициозной Kingdom Come: Deliverance от Даниеля Вавры еще много времени, маленькая и очень гордая Legends of Eisenwald действительно заслуживает того, чтобы в нее играли. Играйте в хорошие игры, прощайте!