В 2003 году GameBoy Advance посетила игра под названием Crash Bandicoot 2: N-Tranced. Стоит заметить, что второй она была исключительно в портативной серии - в хронологическом порядке она была уже восьмой по счёту. За штурвал встали Vicarious Visions, уже успевшие отметиться Crash Nitro Kart. Игра представляла собой платформер с видом сбоку и больше походила на адаптацию классики Naughty Dog, чем на самостоятельный проект. Слишком верное следование канону сыграло с проектом злую шутку, но, тем не менее, релиз пришёлся по душе многим критикам. Отмечалась хорошая графика и общая динамика игрового процесса. Но вот остальные элементы не были восприняты так однозначно. Больше всего претензий оказалось к мини-играм, которые были названы "разочаровывающими" из-за странной физики, а также к низкому уровню сложности, не способному сделать никакого вызова. Насколько заслуженными были эти отзывы? Давайте разберёмся.
Сюжет
Вступительный ролик показывает нам космический зал из Crash Bash, где происходит диалог между Ука-Ука и Нефариусом Тропи. Злая маска говорит, что устал от постоянных поражений доктора Нео Кортекса и начинает подумывать, что зря связался с этим неудачником. Он говорит, что теперь хочет отдать бразды правления Тропи, считая, что тот зарекомендует себя куда лучше. Тропи же, в свою очередь, использует свои временные возможности и заглядывает в будущее. Там он узнаёт, что семейка Креша ещё может понадобится им, так что убивать их не стоит. Совместно со своими новым рекрутом по имени Н. Транс, злодей похищает бандикутов и телепортирует их на свою базу. Н. Транс использует свою способность гипноза, чтобы настроить героев против Креша, которому благополучно удалось скрыться. По ошибке, вместо Креша злодеи ловят Фейк Креша. Теперь нашему несравненному бандикуту и его верному спутнику Аку-Аку придётся отправиться в опасное приключение, чтобы спасти своих друзей и восстановить равновесие в мире.
Вот такая странная, скомканная завязка. Тем не менее, сценарий предлагает нам весьма интересные ситуации - Крешу придётся сражаться с собственными друзьями, настроенными против него. А ещё это чуть ли не единственная игра, где отсутствует главный антагонист всей серии - доктор Нео Кортекс. И, кажется, это первая игра, где Фейк Крешу отведена более-менее важная роль. Если раньше он был чем-то вроде шутки, то здесь мы видим, как он постепенно обрастает собственной личностью и превращается в полноценного персонажа.
Печалит, что подача сюжета происходит не через полноценные ролики, а через частично анимированные слайды с текстом диалогов. Это рушит всю динамику. Но понять это можно - скорее всего, данный шаг вызван техническими ограничениями консоли.
Crash Bandicoot 2: N-Tranced знакомит нас с новым злодеем по имени Н. Транс. Это розовое, напоминающее яйцо существо, которое обладает гипнотическими способностями. У него есть клешня, в которую встроены часы - символ, очевидно, показывающий его родство с Н. Тропи. Лично мне дизайн персонажа показался слишком уж простым и лишённым харизмы. Ну, а ещё у него зачем-то один глаз втрое большое другого. Чтобы подчеркнуть его безумность? Или просто ради хохмы? Загадка.
Геймплей
Crash Bandicoot 2: N-Tranced являет собой двухмерный платформер с боковой прокруткой. Поскольку, начиная с самой первой части, Креш задумывался как персонаж, призванный раскрыть весь потенциал 3D, помещение его в плоскую среду выглядит как-то дико. Но учитывая возможности GameBoy Advance, рассчитывать на что-то иное и не приходится. При прохождении у вас может справедливо создаться ощущение, будто вы играете в портативную версию Crash Bandicoot 3: Warped для бедных - с третьей частью перекликается множество уровней, а специальные приёмы взяты оттуда, кажется, вообще без изменений! Но обо всём по порядку.
Базовые принципы остались теми же. Креш должен собрать на каждом уровне кристалл, чтобы перейти в следующий. Его жизнь очень хрупка - каждое неудачное столкновение с врагом почти всегда означает неминуемую смерть сумчатого. Спасти от плачевной участи вас может только наличие маски, которую можно приобрести, разбив соответствующий ящик. Если вы соберёте маску дважды - она поменяет свой окрас, сообщив о том, что стала сильнее (как Спаркс в Spyro the Dragon). Ну, а если вы собрали три маски, Креш наденет Аку-Аку себе на лицо и станет временно неуязвим. Голод бандикута утоляют всё те же фрукты вампа, хаотично разбросанные по периметру уровня на манер золотых колец из серии Sonic the hedgehog. Соберёте сотню таких - получите дополнительную жизнь.
Важную роль играют ящики. Их насчитывается почти с десяток видов и каждый требует своего подхода. Обычные ящики хранят в себе один фрукт. Ящики попрочнее могут содержать в себе десять фруктов, но получить их возможно, только если прыгать на ящике. При этом ящик будет действовать как пружина. Если же вы уничтожите его вихревым движением, то никаких фруктов вашему герою не достанется. Есть ящики с буквой "С" - это контрольные точки, которые активируются вращением. Однако, на пути Креша могут встретиться и такие ящики, которые лучше обходить стороной. Первый тип - это красный ящик со взрывчатым веществом, который активируется мгновенно в случае вихревого движения и постепенно, если вы на него прыгнули. А второй тип - так называемое, Nitro, которое разносит кишки по асфальту при любом касании.
Креш может атаковать врага либо прыжком сверху, либо вихревым вращением. Стоит заметить, что на каждом уровне свой тип врагов, и к каждому нужно подпирать определённую тактику. Например, один противник может быть хорошо защищён сверху, но совершенно безобиден при ударе спереди, и наоборот, иной гад может быть оснащён боковой бронёй, но полностью беспомощен при ударе сверху.
Как и в третьей части, после прохождения уровня здесь открываются дополнительные режимы, в которых вы можете собрать оставшиеся драгоценности. Для того, чтобы получить серый камень, вам придётся разбить все ящики на уровне. Задача кажется простой только поначалу - очень скоро вы убеждаетесь, что часть ящиков хорошо спрятана от глаз обывателя в укромных местах, и для того, чтобы получить заветный камешек, придётся исследовать каждый миллиметр виртуального пространства. Ещё на некоторых уровнях можно встретить осколки цветных камней. Их всего три цвета - зелёный, красный и синий. Сбор четырёх осколков одного цвета открывает секретный уровень, а сбор всех двенадцати - последнюю локацию и битву с Н. Тропи.
Наконец, в Crash Bandicoot 2: N-Tranced можно проходить уровни на время, зарабатывая реликты. Для этого вам нужно вернуться в пройденный уровень и коснуться иконки секундомера. Как только вы это сделаете, обычные деревянные ящики заменятся на числовые. Разбивая такие ящики, вы замораживаете время на определённое число секунд. Самая большая форма составляет три секунды. По окончании уровня вы можете получить сапфировый, золотой или платиновый реликт, в зависимости от того, насколько хороший показали результат. Понятное дело, что платиновый реликт достать сложнее всего - даже не пытайтесь за ним бегать, пока не победите Н. Транса и не получите сапоги-скороходы.
После каждого побеждённого босса, ровно как и в Crash Bandicoot 3: Warped, вы получаете супер способность. Способности полностью слизаны в третьей части: после расправы над первым боссом вы обзаведётесь продвинутым скольжением; после победы на вторым боссом вам достанется двойной прыжок; после уничтожения третьего арсенал Креша пополнится усовершенствованным вихрем, и так далее. Отсутствие всякого рода нововведений и робкое следование заветам классики делает игру полностью бессмысленной. Ею может заинтересоваться лишь тот, у кого никогда не было первой Playstation, но внезапно оказался GameBoy Advance.
Ладно, всё не так уж плохо. Тут есть Кранч, которым вы можете управлять в уровнях с шаром, повторяющие Crash Bandicoot: the Wrath of Cortex. Тут есть уровни в космосе, где вы управляете Коко с видом сзади. Наконец, тут есть уровни с водным сёрфингом, где камера берёт ракурс спереди. Всё это несколько разбавляет общую беготню и даёт время перевести дух.
Стоит рассказать пару слов о боссах. Дело в том, что большую часть игры мы дерёмся не с привычными злодеями, а со своими друзьями, которых антагонист настроил против нас. Первым под раздачу попадает Кранч. С ним мы враждуем, летя на ковре-самолёте в восточном мире. Сам Кранч использует джетпак. Он летит, повернувшись к нам и целится в нас из пистолета. Наша задача состоит в том, чтобы уворачиваться от загипнотизированного бандикута и дать ему самому нарваться на Nitro, висящие в воздухе. Второй босс - злая Коко. В этом поединке мы летаем на некоем управляемом пропеллере, а сестра Креша находится в воздушной субмарине и сбрасывает торпеды вниз. При этом её транспорт объят электричеством, которое лишь изредка отключается. Именно в эти моменты Крешу нужно подобраться и как следует отколошматить сестрёнку, дабы та очухалась. После каждого удара Коко слегка меняет тактику, усложняя бой. Битва с Фейк Крешем особенно любопытна. Нас помещают на странный уровень, правая часть которого полностью копирует левую, будто зеркало. Фейк Креш повторяет каждое движение Креша, только в отражённом направлении. На уровне есть выдвигающиеся колья, которые работают в отражённой части уровня с некоторой задержкой. Наша задача - заставить Фейк Креша напороться на колья. Сделать это не то, чтобы сложно. Скорее, тут радует сама изобретательность поединка. Жирный плюс в копилку Traveller's Tales. Рассказывать про остальных боссов не буду - хоть что-то же должно остаться в секрете!
Дизайн уровней, к сожалению, в большинстве своём повторяет уже виденное в третьей части. По мере прохождения задорный сумчатый успеет побывать в на улицах востока, в египетских пирамидах и в доисторической эре. Всё это уже успело приестся в прошлых играх. Зачем было копировать одно и то же, почти полностью исключая свои собственные идеи, непонятно. Тем не менее, если закрыть глаза на несколько раздражающих моментов, игра вполне способна принести удовольствие и даже запасть в душу. Но это только в том случае, если вы не особо часто играете и вообще не требовательны к играм.
Музыка и звук
Я устал это повторять. Да, музыкальное сопровождение почти целиком взято из Crash Bandicoot 3: Warped. Только треки перетасованы между собой. В восточных уровнях мы ожидаемо слышим знакомые восточные мотивы, а в доисторических доисторические. Правда, в силу технических ограничений консоли, аранжировка стала гораздо менее качественной. Впрочем, я, пожалуй, погорячился, когда говорил про "целиком". Треки хоть и те же самые, но слегка обработанные, то есть это своего рода "ремиксы". К сожалению, художественной ценности это им не добавляет. Новая музыка досталась уровням с боссами. Тут-то и раскрывается истинная бездарность местных композиторов. По сравнению с остальной музыкой, эта смотрится дешёвой поделкой неумелых фанатов. Абсолютно невменяемая мелодия, которая ни при каких условиях не засядет у вас в голове - именно так воспринимаются эти треки. Чтобы совсем уж не сгущать краски, замечу - большинство композиций всё-таки хорошо задают темп и являются приятным дополнением к картинке. Что касается звука, он сделан на хорошем уровне и неприятных впечатлений не создаёт. Фоновые шумы отлично вписываются в атмосферу и отлично помогают прочувствовать окружение.
Послесловие
Crash Bandicoot 2: N-Tranced - игра, которая паразитирует на чужих идеях. Из нового здесь только Н. Транс и парочка второсортных мелодий. Всё остальное так или иначе взято и переработано с прошлых частей игры. На выходе мы получаем эдакую сборную солянку всего и вся, которая просто не может носить цифру в названии. Большинство локаций и музыки взяты из игр Naughty Dog, а то что придумано с нуля, выглядит ужасно уродливо. Но несмотря на всё это, игра, если перестать сравнивать её с предшественниками, выглядит достойно для GameBoy Advance, выжимая отличную картинку и обладая занимательным игровым процессом. Низкая сложность, скорее всего, сможет привлечь аудиторию помладше, в то время как более взрослые игроки предпочтут ещё раз пройти знакомые до боли классические игры.
ИТОГО:
- Сюжет: 7/10
- Геймплей: 7/10
- Музыка: 6/10
- Звук: 8/10
ВЕРДИКТ: 7