Хочу поприветствовать всех любителей стратегий и тех, кому стал любопытен мой обзор. На этот раз речь пойдет об одной из самых интересных и реалистичных глобальных стратегий. Последняя на сегодняшний день игра из серии Europa Universalis вышла под цифрой 4, о ней я вам и поведаю. Сама серия примечательна тем, что она в своем роде уникальна. Ведь все стратегии в мире делятся на свои группы, в которых можно выделить оригиналы и копии, и Европа является именно оригинальной игрой, с неповторимым геймплеем.
Вперёд, к славе!
Мы выступаем за правителя любого государства, существовавшего в далеком 15 веке (1444 год), когда мы и приступаем к игре. Выбор страны является ключевым моментом игры, так как мы можем выбрать действительно любое государство! Мы можем выступить за могучую в то время Данию или Францию, а можем взять какое-нибудь мелкое вассальное государство или же перенестись в Новый Свет и принять бразды правления индейскими государствами. И у каждого государства есть свой уникальный сеттинг: свои национальные идеи, свои проблемы и цели, свои слабости и преимущества. Поверьте, играя за Францию или, например, Шошонов в этой игре, вы столкнетесь с совершенно различным игровым процессом! И связано это с огромным количеством факторов.
Во-первых, в игре государства отличаются принадлежностью к различным технологическим группам:
Западная - которая является условным эталоном в игре, остальные группы показываются в сравнении с ней; Восточная - имеет чуть замедленный относительно западной темп развития (20%); далее идут: Османская - 25% замедление; Исламская - 40%; Индийская - 50%; Китайская - 60%; Кочевая - 75%, Суб-Сахарская - 100%; Северо- и Южно-американские группы - 150% замедление.
К тому же в игре можно провести Вестернизацию - перевод вашего государства к Западной технологической группе, но связано это с тяжелейшим периодом и не для всех групп будет эффективно.
Во-вторых, мы играем за реально существовавшие державы того времени и их стартовое положение само собой отличается. Как всегда были лидеры, а были аутсайдеры. Но это не значит что за лидеров играть проще. Просто игры разные становятся. Если вы играете за вассала, то вас никто трогать не будет, но и решать самостоятельно что-то вы не можете, пока не сможете скинуть вассальную зависимость, что понятное дело сделать будет непросто, ведь ваш суверен будет отнюдь не согласен отпустить на волю свою пешку. А когда играете за лидирующую страну, не стоит забывать, что вы такой не один. И вас будет ждать чудовищная конкуренция с другими лидерами. Постоянные споры, в том числе вооруженные конфликты, гонка вооружений, закулисные интриги. Собственно именно эти сложности лидеров и позволяют мелким государствам откалываться и крепнуть, ведь сложно одновременно следить за соперниками и подданными.
В-третьих, у каждого государства есть свои национальные идеи и национальные задания. Например у германских государств ключевая цель - создание Священной Римской Империи, путём объединения всех государств, а у государств Нового Света ключевой проблемой будет колонизация Старым Светом и противостояние ей. Кроме того, в игре есть множество других показателей, которые добавляют реализма игре, о них можно писать бесконечно, лучше потратить время и изучить их непосредственно в игре. Моя цель - показать насколько это уникальная игра, и демонстрация разнообразия игрового процесса за различные государства, на мой взгляд, замечательно для этого подходит.
Игровой процесс происходит в условном по-ходовом (не путать с пошаговым) режиме. Ходом у нас выступает день, и дни у нас идут в реальном времени. Мы в любой момент можем выбрать скорость игры, или поставить её на паузу. Разница с пошаговым режимом в том, что все действия происходят у игроков одновременно, а ходы нужны для расчетов результатов действий. Карта поделена на провинции, расстояния между которыми и размеры которых само собой различны. Время перемещения между ними будут ощутимо варьироваться, чем мы и будем пользоваться во время войн. Военные действия в игре так же происходят очень необычно. Мы составляем боевые соединения (пехота, конница, артиллерия), собираем их в армии. Чем больше армия, тем сложнее её прокормить, само собой, и крупные по численности армии будут страдать от голода в бедных провинциях. В случае, когда на одной клетке встречаются хотя бы по одному отряду от двух враждующих сторон, начинается бой. Результат боя будет рассчитан автоматически на основании многих параметров : численность и состав войск, уровень развития отрядов, опытность полководца и его параметры, количество доступных резервов и боевой дух армии. Количество войск на поле битвы фактически не ограничено, как не ограниченно и количество стран-участниц с обеих сторон. Т.е. вы вполне можете устроить глобальное побоище с сотнями тысяч солдат и десятком стран, при правильном использовании дипломатии.
Дипломатия в игре вообще является особой темой для разговора, ведь количество нюансов в ней просто безгранично. Мы можем строить заговоры против других государств, откупаться от войн, стравливать страны друг против друга. Например, в одной из партий, когда я играл за индейцев, я выбил англичан, которые колонизировали мои земли, отставая от них на 2 века, за счёт того что их стратегических соперников склонил к войне с Англией, которой пришлось оставить свои колонии без присмотра, чем я и воспользовался. Как видно на примере дипломатия - сильнейшее оружие в этой игре. Но оно может быть с тем же успехом направлено против вас. Объявив войну мелкому соседнему государству мы можем оказаться в затруднительном положении, если оно получило могущественных союзников. Так же в игре есть шпионаж, с помощью которого мы можем создавать поводы для войны, а так же устраивать восстания на территории соперников. Так же к важнейшим дипломатическим аспектам можно отнести сложную торговую модель.
Последняя игровая сторона, о которой хотелось бы рассказать - непосредственно развитие. Развитие происходить по 3м направлениям : Административном, Дипломатическом и Военном. Развивая каждое из направлений мы будем открывать так называемые Идеи, которые можем выбирать из списка. Идеи так же подразделяются на административные, дипломатические и военные. Чем-то идеи напоминают институты из игры Civilization 5, они несут бонус сами по себе, и так же мы можем развивать их, получая дополнительные бонусы и особый бонус при полном развитии. На развитие идей тратятся те же баллы, которые нужны для технологического развития, поэтому мы всегда будем стоять перед выбором, что же развивать в большей степени.
Игра заканчивается при наступлении 1820 года, охватывая тем самым почти 400 лет истории, и примерно 20 часов реального времени или при поражении (полной потери своего государства). Условий победы как таковой нет. В конце игры производится подсчёт очков и выставляется суммарный балл, которым и является итогом игры.
Оформление
Графическое оформление у игры достаточно простое, основные действия происходят на 2хмерной карте. Модели отрядов - маленькие трехмерные фигурки. В принципе, всё сделано аккуратно и интуитивно понятно. Музыкальное сопровождение в игре на любителя, хотя и очень подходит общему антуражу игры. Написан саундрек шведом Андреасом Валдетофом (Andreas Waldetoft), который работал и над другими играми серии, и представляет собой инструментальную музыку, которая напоминает сопровождение любой эпической битвы в кино.
Недостатки
Напоследок хотелось бы отметить ряд недостатков, связанных с проблемами AI. А точнее, с его нежеланием разумно вести себя с игроком. Любая агрессия на компьютерного игрока воспринимается как агрессия на весь мир и несёт за собой множество сложностей в дальнейшем. Так же зачастую очень сложно адекватно сотрудничать с соседними государствами, которые будут пытаться мешать вам даже в ущерб себе. Пожалуй это основные проблемы этой игры. Будем надеяться что в последующих частях их исправят.
Итог
Если вы любитель стратегий, и никогда не играли в эту игру, то вы очень много потеряли. Игра представляет собой что-то среднее между Total War и Civilization. Я не затронул всех аспектов игры в данном обзоре, чтобы не нагружать читателей лишней информацией, скажу только, что это очень многогранная стратегия, с огромным количеством аспектов и с немалой привязкой к реальной истории. Поэтому, тем кто не считает себя поклонником стратегических игр, но является фанатом истории, игра тоже будет очень интересна. Отличительными особенностями игры я назову реалистичность, разнообразие выбора государства, разнообразие игровых элементов и близость к исторической достоверности. Хотя ничто не мешает вам сыграть свою историю. Например, провести Вестернизацию в государствах Северной Америки, обойти Европу в технологическом развитии, предотвратив тем самым кровавое завоевание индейских племен Новым Светом, но сделать это будет конечно же не так просто. Моя оценка игре 8 баллов. Связано это с недостатками AI и несколько простоватой тактической моделью. Так или иначе, в своем роде это уникальная игра, аналогов которой попросту нет. Рекомендую ознакомиться всем. А на этом пришла пора заканчивать. Удачи вам и до новых встреч.