Всем привет! Мясо, угар и бешеная динамика - именно это было неотъемлемой частью самых первых шутеров, еще когда про Call of Duty и Battlefield и куры не кудахтали. Именно этим и прославилась культовая игра 1993 года DOOM, на которой выросло не одно поколение людей, в числе которых был и я. После выпуска легендарного Wolfensteind 3D вышел первый DOOM, подаривший нам не только вышеуказанные радости, но и знаменитый Deathmatch. Игра стала легендой, как и ее продолжение, а вот с DOOM 3 немного не срослось, поэтому в недрах id Software было принято решение о возрождении DOOM, однако до 2014 года разработчики партизанили, люто и бешено затыкая любые утечки информации, вплоть до удаления интервью из новостных лент.
В 2014 году id Software окончательно переехали под крыло Bethesda Softworks и на радостях анонсировали Wolfenstein: The New Order, за предзаказ которого пообещали пустить на тестирование DOOM. Когда же с 15 по 17 апреля этого года игрокам таки дали пощупать открытую бета-версию DOOM, начались волнения: а хороша ли будет сама игра? Ибо бетка с треском провались из-за криворукости Certain Affinity, которым доверили это святое дело. Полная игра же вышла 13 мая 2016 года и разом обвалила продажи других игр, став мега-хитом для суровых комрадов и разрывателем школьных пуканов, не перенесших всю брутальность нового DOOM. И если ты - суровый мужик, прошедший школу Quake и DOOM, а не фанат задроток типа Каловдутия, то я приветствую тебя в своем обзоре на лучший шутер 2016 года!
Адские страсти на Марсе
XXII век. Марс. Объединённая аэрокосмическая корпорация (ОАК) в поисках неиссякаемой энергии проводит эксперименты с Адом, откуда успешно качает т.н. аргент-энергию. Во время очередного исследования измерения демонов одна из команд находит и притаскивает на Марс таинственный саркофаг с погребенным там человеком. Тем временем ученая Оливия Пирс заключает с Адом сделку, устраивает аварию в комплексе, в результате которой практически весь персонал превращается в адских монстров, и открывает врата в Ад. Среди всего этого безобразия просыпается тот самый заключенный в саркофаге - Солдат Рока, и только ему под силу вернуть всё на круги своя…
Нельзя сказать, что сюжет крут. id Software четко следуют традиции серии. Как еще давным-давно говорил Джон Кармак: «Сюжет в игре — как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он не так важен». В DOOM все именно так. Не стоит ждать глубокого раскрытия личности персонажа - это не та игра. Однако, если присмотреться и вникнуть, то всё довольно интересно, даже концовка весьма интригующая.
От себя отмечу, что вникнуть в сюжет и исследовать вселенную игры куда интереснее, чем просто так бегать по локации и мочить демонов. Как раз для таких любопытных разработчики настрочили Кодекс, в котором описано чуть менее, чем все, что можно найти в игре. Тут вам описание и демонов, и оружия, и локаций, и много чего еще. Всё это, конечно, для прохождения игры не так и важно, но прочувствовать атмосферу помогает как следует.
Мясистый Марсианский Ад
Местом действия DOOM являются - кто бы сомневался - комплекс ОАК на Марсе и, конечно, сам Ад. Сейчас я попробую описать каждое из этих мест по отдельности.
Комплекс ОАК на Марсе очень похож на Марс-сити из DOOM 3, но не такой мрачный и криповатый. Здесь можно отметить сразу две вещи, которые бросаются в глаза. Это целые реки лавы и множество мяса, которым обвешены многие потолки и заляпаны многие стены. Такой мясной декор можно увидеть разве что в Viscera Cleanup Detail, однако если в ней после героя остается все чистенько, то в DOOM после Солдата Рока уборки хватит на неделю.
Ад выглядит как самая настоящая преисподняя. Тут вам и какая-та дрянь в воздухе, и башни, набитые демонами, и кучи обугленных трупов. Все это имеет архитектуру наподобие средневекового замка, где развешаны цепи, скелеты и прочая, наводящая ужас, жуть. Иными словами - проклятая земля, как она есть. Тут даже надписи с пентаграммами можно найти, что, безусловно, заставит бомбить у любого христанутого на всю голову.
Сами уровни весьма обширные, но пройти несколькими путями к концу миссии вряд ли получится. Можно забрести куда-нибудь, но потом мы либо выходим на главную дорогу, либо возвращаемся назад. А забредать куда-нибудь нужно обязательно, ибо на каждой локации свой набор секретов. А секретики тут разной степени полезности и интересности. Например, можно найти статуэтку Солдата Рока или место с кучей патронов. А если порыскать как следует, то можно найти интересный рычаг, который откроет нам дверь в один из уровней классического DOOM. Это не говоря уж о пасхалках.
Еще можно заняться прохождением дополнительных заданий. Не теми, которые вам дают в начале игры, а теми, которые отмечены особыми рунами. Это испытание, в ходе которого за определенный промежуток времени нам надо кого-то убить в определенном количестве, за что потом дают руну с определенной фишкой.
Некоторые альтернативно одаренные игроки вышеописанных мест просто не находят, после чего начинают строчить на форумах, какой пустой мир в DOOM. Напомню, мир в DOOM становится пустым только после того, как там пройдет Солдат Рока, собрав все статуэтки и найдя все секреты, попутно завалив всякую адскую шваль.
Прокачка Солдата Рока, его брони и оружия
Нынче стало модно пихать систему прокачки чуть ли не во все игры. Раньше ее можно было увидеть разве что в RPG, потом стали вводить в экшены типа Assassin's Creed, ну и DOOM исключением тоже не стал. Прокачивать героя можно тремя способами:
1. Найти преторианский жетон, сняв его с трупа солдата ОАК. Жетоны идут на улучшение характеристик нашей брони, повышая то взрывоустойчивость, то еще что-нибудь полезное.
2. Найти капсулу с аргент-энергией, которую наш герой немедленно разобьет, после чего просто возьмет и поглотит ее вовнутрь, тем самым повысив либо качество брони, либо количество здоровья, либо же вместимость патронташа для своих пушек.
3. Ну и самое легкое - это тупо мочить всех. После того, как вы перестреляете кучу монстров, вам могут дать очко улучшения оружия. Оружие, кстати, само по себе не улучшается. Улучшается один из двух его модификаторов, а вот модификаторы уже надо поискать.
Через это, многие альтернативно одаренные граждане доходят до финального босса в чем мать родила, потому что преторианские жетоны и капсулы с аргент-энергией надо искать. На дороге они не валяются, а каждое улучшение требует все больше и больше очков.
Пришел, увидел, убил
Ровно в этих трех словах заключается весь геймплей как классического DOOM, так и современного. С самого начала игры нам дают ствол и отправляют на бойню. Игровой процесс здесь ничем не отличается от классики. Солдат Рока бегает, стреляет, попутно выполняя задание. В отличие от Думгая, Солдат Рока может смачно добить вражину, если она, конечно, оглушена, после чего получает предметы первой необходимости.
Несмотря на то, что разработчики не раз говорили, что на патроны можно забить, это совсем не так. За патронами нужно следить как за здоровьем, ибо даже паршивый имп может сдохнуть не с первого выстрела, а уж рыцарь Ада жадно сожрет с полсотни патронов из лазерной пушки и не подавится. Ну а если уж поздняк метаться, то на помощь приходит верная бензопила, которая (если хватит бензина) разрезает на кусочки с первого раза любого врага, лихо выбивая из того целый склад боеприпасов.
Ну а если нет ни патронов, ни топлива, то стоит осмотреться: а ну как усилитель валяется неподалеку? Усилитель - божья помощь, которая способна переломить ход битвы. Тут вам и неуязвимость, и супер-скорость, и способность "Берсерк", после которой Солдат Рока в состоянии завалить вражину голыми руками.
Можно сказать, что новый DOOM выглядит динамичнее своих великих предков. Кто-то не согласиться, а кто-то (типа меня) полностью поддержит. Бешеные скачки под усилением за монстрами с дробовиком смотрятся очень бодро, так что в DOOM не соскучишься.
Монстры
Все знают, что такое DOOM. Это монстры и дробовики. Про дробовики мы уже поговорили, перейдем к монстрам. Сколько монстров переехало из классических игр, я не знаю, но их количество внушает уважение. И не только количество, в котором они выбегают на поле боя, но и их разнообразие. На встречу Солдату Рока выбегают как обычные демонических зомби из бывших инженеров, так и знакомые нам какодемоны, рыцари и бароны Ада, которых догоняет на джетпаках скелетообразный Ревенант. Все вылезли ну как из детства, только краше стали. Ну и не только краше. По параметрам они тоже будь здоров. Не каждый, как я уже говорил, имп дохнет с одного удара, зато каждый может отвесить таких люлей, что задумаешься над сменой уровня сложности.
Графика
Графон в DOOM очень крут и радует глаз с первых секунд игры. Все прорисовано очень красиво и очень детализировано, что не может не радовать. Отражения, блики и прочие современные штучки - все в достатке. Мясо, кровища и расчленека - все на таков высоком уровне, что многие хорроры могут покурить в сторонке. Не, ну а что? Ведь сам ведущий графический инженер Crytek свалил из компании делать DOOM. Отдельный плюс за качественную оптимизацию и широкий спектр настроек, благодаря коим можно заставить игру выглядеть красиво, обходясь без жрущих VRAM дополнительных фич.
Музыка и локализация
Что можно сказать о музыке? Это надо слышать. Более мощных треков я за всю жизнь не слыхал. Мочить под них монстров - одно удовольствие. Музыка очень крутая, так что и без того брутальная игра начинает достигать высших отметок.
Внезапно, есть русская локализация. Нужна она здесь или нет - пофиг. Есть и ладно, причем выполнена озвучка довольно неплохо. Претензий никаких, а начальная фраза из видеообращения Оливии Пирс на русском языке крутилась у меня в голове почти неделю.
Вердикт
DOOM - эпохальное возрождение великой серии. Игра взяла всё лучшее из предыдущих игр, улучшила и сохранила в знакомой и любимой атмосфере, показав нынешним коммерческим и политическим каловдутиям и быдлофилдам их почетное место - на помойке. Игра обладает всем, чем надо: сюжетом, которым тебе не тычут в лицо, ураганным геймплеем, мощной музыкой и толпами врагов. Я не очень верил, что разработчики сумеют сдержать обещание, ведь в наше время трейлер игры и сама игра очень часто различны как две капли воды. Но знаете, что? id Software, черт возьми, в очередной раз доказали, что игры можно делать не только через известное науке место, но и через упорный труд и старание, следуя своим же обещаниям.
Оценки
- Сюжет - 7.9/10
- Геймплей - 10/10
- Локации - 10/10
- Прокачка и монстры - 9.9/10
- Графика - 10/10
- Музыка и атмосфера - 10/10
- Локализация - 9.7/10
Общая оценка - 9.6/10
От автора, т.е. меня
Вот. Это мой первый обзор, который я публикую на Gamebomb.ru, поэтому не судите его строго. Что-то вышло хорошо, что-то, возможно, не очень. Людям свойственно учиться, поэтому я уверен, что мои будущие обзоры здесь будут лучше. Ну а я надеюсь, что обзор вам все же понравился. До скорого!