20.02.2018

Обзоры

Шекспир перевернулся

Орвилл Оуэн, доктор из Детройта, соорудил для своих изысканий прибор, который он назвал Колесо Фортуны. Это колесо состояло из двух огромных деревянных катушек, обтянутых полосой холста шириной в два фута и длиной в тысячу. На холст он наклеил постранично полное собрание сочинений Бэйкона, Шекспира, Марлоу, Грина, Пила и Спенсера, а также «Анатомию Меланхолии» Бёртона. Прокручивая катушки взад и вперёд, доктор Оуэн мог быстро просматривать страницы в поисках подсказок и совпадений. Наняв толпу секретарей и стенографистов, Оуэн заявил, что открыл альтернативную историю Елизаветинской Англии, а также несколько совершенно новых пьес и сонетов Шекспира. Послушайте скрытый стих, якобы зашифрованный лично великим Бардом, из которого Оуэн взял идею своего Колеса Фортуны:

Свой нож возьми, исполосуй все книги наши
И наложи листы на колесо, 
Что катится и катится, а ты его крутящий
К Фортуне обрати свой взор.
К этой слепой Богине, на шаре каменном стоящей, 
Крутящемся, непостоянном, 
Что катится неутомимо к переменам.

Издав пять толстых томов этой галиматьи, Оуэн сообщил, что нашёл анаграмму, указывающую, что оригиналы рукописей Бэйкона зарыты около замка Чепстоу на реке Уай. Оуэн потратил пятнадцать лет и тысячи долларов на раскопки дна реки с баржами и взрывчаткой. Он умер, так ничего и не найдя.

Человек по имени Аренсберг написал целую книгу, основанную на анализе значения подозрительной трещины в надгробии матери Бэйкона. Луч разума забрезжил только в 1957-ом. Для тех, кто не знаком с наукой криптологией, имя Уильям Фридман нуждается в небольшом вступлении. В течение Второй Мировой Войны полковник Фридман возглавлял команду криптоаналитиков военной разведки США. Именно ему удалось взломать самый сложный шифр Японской Империи. После войны полковник решил использовать свои способности для изучения шифров в работах Шекспира. Он поговорил с несколькими шекспироведами, провёл подробный научный анализ и издал его результаты под названием «Шекспировские Шифры Исследованы». 

Его вывод? Одним словом, бред. По стандартам криптологии, ни одно из спрятанных посланий, обнаруженных в работах Шекспира, не являлось правдоподобным. Правила, использованные для извлечения этих посланий из текстов были нестроги, субъективны и невоспроизводимы никем кроме того, кто их предложил. Дешифровщики никого не обманывали. Они просто видели то, что им хотелось видеть. Они блуждали в дебрях самообмана и вычитывали порядок из хаоса.

Отрывок из The Secret of Psalm 46 (2002)

Первый успех

Однажды в банк пришёл один человек и заявил, что он программист и ему необходимо 800 000 долларов для осуществления своего проекта. Сумма немалая, а банку были нужны гарантии, так что парню пришлось рискнуть, и он заложил свой дом. Тогда началась работа над Braid. Три года спустя этот, на первый взгляд, незатейливый платформер удивил весь мир, показав тот высокий уровень, которого может достичь игра независимого разработчика. Своеобразная механика управления временем и скрытый за метафорами смысл многим пришлись по вкусу, что поспособствовало хорошим оценкам критиков и продажам. Игра принесла тому программисту, Джонатану Блоу, 4 миллиона долларов, но он и не планировал на этом останавливаться. Почти все вырученные деньги пошли на основание небольшой студии под названием Thekla Inc. и разработку следующей игры. 

Доброго времени суток. Сегодня мы поговорим о новом творении ныне известного геймдизайнера, Джонатана Блоу – The Witness.

Живописные пейзажи

Дивный остров. Здесь есть скалистый пляж с коттеджем на берегу, древний храм в пустыне, каменоломня, лесопилка, осенний лес, замок с парком-лабиринтом, домики на деревьях, цветные болота, гора с парником, смешанный лес, восточный храм и небольшой городок. Всё выполнено в оригинальном стиле с низкополигональными текстурами. Довольно простенько, но тем не менее приятно глазу, ярко и свежо. Всюду статуи людей из разных, а иногда и смешанных, эпох. Выглядят они так будто занимались своими делами, но в один миг превратились в каменные изваяния. Однако, не смотря ни на что, чувствуется некая атмосфера спокойствия, умиротворённости. Порой можно заметить, что с определённого ракурса тени или части разных объектов складываются в картины или скульптуры, напоминающие произведения искусства. Кругом тишина. Музыкальное сопровождение представлено лишь звуками шагов и природными шумами, что добавляет в минималистические просторы ещё больше медитативного настроения. 

Из точки А в точку Б

Остров наполнен множеством головоломок. Все они схожи между собой лишь конечной целью – нужно провести линию от круга до закруглённого конца. Может показаться, что этого маловато для разнообразия, но за счёт меняющихся раз за разом условий и обстоятельств это самое разнообразие становится вполне ощутимым.  Головоломки можно разделить на два основных типа: «стандартные» и «нестандартные». В первых требуется начертить линию, выполняя дополнительные задачи, которые, в свою очередь, могут быть связаны с формой, цветом или и с тем и с другим. Например, если в лабиринте есть маленькие шестиугольники, то линию нужно провести непременно через них; если есть квадраты с цветными пятнами, то нужно отделить те, что с одним цветом от тех, что с другим; если же присутствуют оба условия, то очевидно нужно выполнить и первое, и второе. Но это далеко не все возможные задачи и, мало того, так их бывает намешано по три, а то и больше в одной головоломке.

В «нестандартных», как ни странно, зачастую присутствуют стандартные элементы, но решать их нужно в большей или меньшей мере с использованием окружения. Например, иногда нужно искать подсказки в предметах находящихся поблизости или смотреть на экран с головоломкой через определённые объекты, под углом, на свету или в тени, а порой разгадка кроется в звуках. В общем, абсолютно всё может быть полезно или даже необходимо, так что следует всегда внимательно осматривать всё вокруг. Но иногда и этого бывает недостаточно. 

Всё же неотъемлемой частью решения является умение мыслить абстрактно. Частенько последовательность головоломок построена таким образом, что в начале нам пытаются на примере объяснить, что именно от нас требуется, далее мы учимся и вырабатываем некоторые рефлексы, но в один прекрасный момент весь полученный опыт и приобретённые техники просто перестают работать, и приходится частично переосмыслять суть поставленной задачи. В таких случаях чётко прослеживается насколько хорошо были предсказаны наши действия и даже кажется, что нас просто видят насквозь. 

На поверхности

Повсюду разбросаны аудиозаписи с цитатами учёных, философов и мыслителей, среди которых Альберт Эйнштейн, Артур Эддингтон, Николай Кузанский, Ричард Фейнман и многие другие. Одни говорят о Боге, причём вовсе не с точки зрения той или иной религии, а именно со стороны духовности, как таковой. Другие же обсуждают науку, природу и устройство вселенной, подкрепляя тезисы материализма. Эйнштейн считал, что в век материализма глубоко религиозными людьми являются именно истинные учёные. Бесспорно, только они могут потратить долгие годы или даже посвятить всю свою жизнь науке, свято веря в существование какого-либо явления или закона природы и пытаясь отыскать тому подтверждение. Кузанский говорил, что Всевышний неописуем и непостижим, видим и невидим одновременно. Действительно, верующему его лицезреть – роскошь, а для атеиста это просто непосильный труд, ведь нельзя видеть закрытыми глазами. 

А вот мнение Поля Дирака: «Само понятие "Бог" - это продукт человеческой фантазии. Понятно почему первобытные люди в страхе перед могуществом природы пришли к понятию Божества, но в наше время, когда мы постигаем природные закономерности, такие понятия уже не нужны. Не могу себе представить, каким образом признание существования всемогущего Бога может нам помочь. Это только запутает людей и вызовет споры о причинах его бездействия в тяжёлые времена. Сегодня религия – это опиум для народа, и она нужна лишь чтобы его успокаивать. Ведь спокойными проще управлять, легче их использовать и эксплуатировать». И при этом Дирак не был материалистом, он считал, что в основе вселенной лежит математика. «Бог – великий математик. Даже при создании мира он пользовался именно высшей математикой.» – это другая его цитата.  Такие противоречивые видения мира мало-помалу да утягивают в пучину глубоких размышлений на бессменные темы метафизики. 

Помимо аудиозаписей, на острове спрятаны шесть чертежей, которые можно использовать для воспроизведения шести видео. Пять из них в какой-то мере продолжают тему науки и духовности, а вот шестое представляет из себя своеобразный ключ к толкованию всего приведённого выше, но это уже отдельный разговор.

Второе дно 

Тем, кто ещё не завершил игру, сразу настоятельно рекомендую пропустить «Второе дно»

Итак, теперь копнём поглубже.
На протяжении всей игры мы ищем решения головоломок для продвижения, ищем природные линии, чтобы зажечь все знаки на чёрных монолитах, ищем аудиозаписи и чертежи-видео, чтобы узнать нечто новое, и, в конце концов, ищем значение всему уже найденному, чтобы понять, что конкретно до нас хотел донести автор. То есть весь игровой процесс зациклен на поиске некой Истины... 
Нет. Всё как раз с точностью да наоборот. 

Игра постоянно пытается нас отвлечь своей красотой, время от времени подсовывая нам то чарующие пейзажи, то занятные составные картины. Люди из диктофонов намекают на то, что истина о Боге, как и все великие Истины, бесконечно далека для нашего понимания, а также склоняют к спокойствию, причём как в духовном, так и в научном аспекте. "Много жизней я провёл в поисках, но так и не нашёл строителя этого дома." – редкая цитата, в которой автор не оглашается. Одни видео побуждают на развитие способности ко всепониманию, другие же настраивают на культурное созерцание, побуждают сделать перерыв и отдохнуть от проблем. "Прекратите искать то, к чему стремитесь." – вот так в лоб заявляет женщина из одного видео. Последним же посланием, оставленным автором лишь для самых упорных, является та шестая видеозапись, отрывок из которой я привёл ещё в самом начале - The Secret of Psalm 46. А суть его в том, что люди всегда искали секреты, но история обличает тот факт, что это занятие может очень быстро завести в тупик, причём так, что жертва этого даже не заметит. 

Что ж, перед нами игра, которая всеми силами пытается нам сказать, что в ней просто нет Истины. Чудесный остров – это спокойное место для отдыха и наслаждения видами. Нам предоставляют пищу для ума, и время чтобы её переварить, а заодно и развлечь себя решением головоломок. Даже основная концовка, в которой мы, как бы оглядываясь на пройденный путь, пролетаем над островом и наблюдаем за сбросом прогресса, даёт чётко понять, что ценность The Witness совсем не в конце, а именно в самом путешествии.

Подведём черту

The Witness – это идеальный симулятор ходьбы с тысячей звуков шагов. Здесь есть чем заняться, есть на что посмотреть, есть о чём подумать и есть что обсудить. Проходя эту игру, я действительно чувствовал себя этаким очевидцем настоящего произведения искусства и, как ни старался, не смог найти в ней недостатков. Джонатан Блоу однозначно превзошёл сам себя, с чем я его от всей души поздравляю.

А тем временем на другом конце Вселенной...

— Сорок два!? — взвизгнул Лунккуоол. — И это всё, что ты можешь сказать после семи с половиной миллионов лет работы? 
— Я всё очень тщательно проверил, — сказал компьютер, — и со всей определённостью заявляю, что это и есть ответ. Мне кажется, если уж быть с вами абсолютно честным, то всё дело в том, что вы сами не знали, в чём вопрос. 
— Но это же великий вопрос! Окончательный вопрос жизни, Вселенной и всего остального! — почти завыл Лунккуоол. 
— Да, — сказал компьютер голосом страдальца, просвещающего круглого дурака. — И что же это за вопрос?

(Автостопом по галактике)

Похожие записи

31.03.2018

Обзоры

Ад на Земле есть

Доброго времени суток, друзья. Я хочу сделать обзор на такую хоррор игру, как Outlast, она вышла 4 сентября 2013 года, то есть чуть больше года назад, и я о ней до релиза толком не знал, и как оказалось, она стала для меня самой лучшей хоррор игрой года, да и вообще. Ну, начнем! Ошибочный приезд Наш...

12.03.2018

Обзоры

Рок и машины. Что может быть лучше!?

Как вы относитесь к року? Надеюсь что положительно, иначе в обратном случае игра Rock'n Roll Racing вам вам понравится навряд ли. Ведь рок и безбашеные гонки - это две победные составляющие этой потрясающей игры.  Гонки тут не обычные, гонки тут межгалактические, так сказать за право лучшего гонщика...

14.08.2018

Обзоры

И даже тут Дэдпул

Вступление и об игре Знаете, я давно задумывал написать нечто шедевральное про Дэдпула. Фанфик я не осилю, конечно, но небольшой обзор для пользователей сайта напишу с радостью. Потому что Дэдпул, по-моему мнению, является одним из самых крутых и запоминающихся персонажей не только из вселенной Marv...

22.03.2019

Обзоры

Нужно ли создавать «мыслительные протезы»?

Светлые умы думают о последствиях? Сможет ли когда-нибудь искусственный интеллект заменить человеческий? Удастся ли ученым вложить в импровизированную голову очередной вычислительной машины разум, способный соответствовать или превзойти разум обычного человека, который сможет осознать свое существов...

To Top