Тебя не понял север хладный;
В наш круг ты брошена судьбой,
Как божество страны чужой,
Как в день печали миг отрадный!
М. Ю. Лермонтов.
С каждым шагом холод усиливается и снег, когда-то игравший мягкими перьями снежинок на спутанных волосах, превращается в жестокого надзирателя, обжигающего хлесткими ударами ледяного кнута обветренную кожу героев. Буря, которая еще недавно делала первые шаги, поднимает голову, и Ларе с ее спутником предстоит как можно скорее найти укрытие. Холод и смерть – вот, что ждет беспечных путешественников на просторах Сибирских гор. Но что же легендарная искательница приключений ищет в самом сердце волшебного Алтая? Тибетские артефакты? Монгольские кольца силы? Нет! Она жаждет откопать чудный град Китеж, который по известной легенде расположился за 4 тысячи километров от этого места на дне прекрасного озера Светлояр. Но зачем игрокам скучные леса Нижнего Новгорода - нам нужна Сибирь, с мишками, шишками и страшными горами, так что здравствуй, Голливуд!
Rise of the Tomb Raider удивляет не только любовью к спорной эклектике, но и потрясающей технической реализацией. Это одна из самых красивых игр на новом поколении систем. Освещение, отличная анимация вечно растрепанной героини, разрушаемое окружение и масса специальных эффектов – всё выглядит просто великолепно. Бодрое начало с атмосферной вьюгой, состоящей из тысяч снежинок, глубоким и весьма реалистичным снегом, разрушающимися ледяными стенами и опасными спусками, сменяется яркой и теплой Сирией - с побегом от вертолета, исследованием гробниц, постановочными ловушками и неожиданными элементами окружения. Игра захватывает воображение, демонстрируя рецепт того самого Tomb Raider, которого ждали поклонники игры уже столько лет. Здесь есть исследования, немного стелса, несложные головоломки и удивительные открытия. Обратное перемещение в Сибирь сбавляет темп, и игра из просчитанного динамичного приключения превращается в песочницу с бектрекингом, крафтингом и побочными гробницами. Там вы посетите множество локаций, которые основаны на снежной теме, разбавленной неожиданными сюрпризами и приятными деталями. Вся структура, начиная с момента возвращения в Сибирь, строится вокруг походных лагерей, костров, знакомых по серии Souls. Здесь вы не только можете дополнительно сохранить прогресс, но и слушаете записи отца Лары, улучшаете оружие и предметы, а также распределяете очки опыта.
Глубокая настройка персонажа – один из ключевых особенностей игры. Навыки делятся на несколько категорий: боевые, охотничьи и выживание. Каждая категория предлагает полезные перки, которые позволяют вам подстроить игровой процесс под свой стиль, но на самом деле очки опыта вы тратите на важные и бесполезные умения. К важным относятся любые усиливающие способности, вроде толстой кожи или умения подсвечивать важные предметы и животных в режиме концентрации. Мастерство увеличивать размер сумок реально пригодится во второй части игры, также, как и способность быстро лечиться, перебинтовывая раны.
А вот, например, такие навыки как сбор большего количества растений или ресурсов, при дизайне уровней, где ресурсы разбросаны через каждые два метра и постоянно восстанавливаются, полностью бесполезны. Так же, как и скрытые убийства с высоты. Таких шансов у вас за всю игру будет уж слишком мало, да и выстрел из лука в голову куда эффективнее. Прокачивать красивые добивания раненных врагов – дело вкуса, но и эти способности также можно отнести к фактически ненужным.
К жизненно необходимым относится умение втыкать специальные стрелы руками во время прыжка в мягкие поверхности. На финальном этапе у вас просто не будет времени и здоровья чтобы монотонно строить с помощью лука лесенку и только потом по ней карабкаться.
Стоит также отметить, что часть уникальных способностей вы сможете получить только по прохождению специальных гробниц-испытаний, которые обещают не только захватывающий поиск входа, но и решение особенной головоломки. Создатели в каждом из девяти подземелий используют механику и физику, чтобы сделать разгадку максимально интересной. Где-то вам предстоит выпускать струи ядовитого газа, чтобы подорвать ворота, а где-то потребуется внимательно рассчитать физические нагрузки или использовать воду для подъема плота с необходимой для открытия зала взрывчаткой. В качестве награды за успешное выполнение задания вы получаете не только уникальный навык, но и ценную единицу опыта и сокровища. Правда, к последним гробницам у авторов стало плохо с фантазией, и они дарят бесполезные умения, вроде быстрого карабканья по скалам, которое не работает в скриптованных побегах, или умения попадать стрелой в сердце животным, за исключением медведя и больших кошек. И это при том, что зайцы, белки и олени и так погибают с одного выстрела из лука.
Оружие в Rise of the Tomb Raider разделено на несколько видов. По мере выполнения заданий и получения специальных деталей вы можете собирать новые типы вооружений, но это не значит, что они будут лучше старых. У вас в распоряжении их пять видов: это ледоруб, лук, пистолет, дробовик и автомат, который позднее можно и нужно заменить на винтовку. Каждое оружие можно улучшить у костра, собирая ресурсы и важные компоненты. Так как редких запчастей не так уж много, то вы должны использовать их только на том оружии, которое планируете использовать. Например, если вы предпочитаете револьвер, то прокачивайте его, а не ждите полной сборки тяжелого пистолета, который может оказаться хуже.
То же самое касается и луков: спортивный вариант хоть и находится раньше древнего, в реальном бою он значительно превосходит свой поздний аналог. Игра заставляет вас использовать весь арсенал, постоянно меняя ситуации на поле боя. Если в начале вы пользуетесь луком, но при первой же возможности меняете его на автомат, то с появлением разрывных и огненных стрел, лук почти до конца игры становится единственным вашим спутником. Сражаясь в потерянном городе, вы применяете уже сверхмощную винтовку, которая справляется с противником там, где не способен помочь лук. Но в сражении с волнами противников к концу игры вы вновь прибегаете к луку с отравленными стрелами. И хотя такое использование всех типов вооружений, кроме бесполезного пистолета, выглядит как наличие разнообразия и вариативности, в Rise of the Tomb Raider авторы не совсем понимают, что они хотят от игрока. Если поначалу вам дают решать проблемы с помощью скрытного режима, отвлекая врагов бутылками или нападая сзади, то ближе к концу третьего часа, игра превращается в мясорубку. На вас выходят бронированные противники, стелс не работает, а враги видят и слышат то, что видеть и слышать не должны. Окончательное прощание со скрытностью начинается сразу после плясок вокруг огнеметчика и появления разрывных стрел.
Позже создатели предлагают несколько этапов, которые можно пройти стелсом, но это выглядит уже не весело или же совсем глупо, как в случае с ледяной комнатой и прорубями, где вы должны выныривать из воды и убирать врагов по одному, но куда проще просто закидать кучкующихся противников стрелами с ядом.
Кстати, ядовитые стрелы – самое мощное оружие в игре, которое с одного выстрела убивает любого врага, кроме кошек и медведя. Последние - примеры явного дисбаланса, так как на снежного барса, рысь и медведя можно истратить кучу взрывных зарядов и ядовитых стрел, но они все-равно продолжат вас атаковать.
Вопросы вызывают и побочные задания. Только потому, что создатели решили придумать вам миссию, зачищенная несколько минут назад база вдруг наполняется врагами, а пещера, где вы только что убили стаю врагов, вновь переживает нападение зубастых хищников. Правда, стоит отметить, что за выполнение побочных заданий вас вознаграждают не только фрагментами вооружений, но и такими важными предметами, как отмычка, которая открывает ящики с припасами и сокровищами в разных уголках игры. Причем, часть заданий вы сможете выполнить, только получив важные сюжетные предметы на поздних этапах игры, что возвращает к теме песочницы в стиле The Legend Of Zelda. Новое снаряжение открывает перед вами новые гробницы, склепы и сокровища на давно пройденных этапах, заставляя возвращаться даже после окончания основной истории игры. И это здорово.
Не здорово – это скрытая русофобия. Crystal Dynamics достаточно абстрактно рассказывают о том, как советская армия порабощала свободные народы, заставляя их работать в урановых рудниках. Неугодных, естественно, держали в тюрьмах, ужасам которых удивляется главная героиня и западный игрок. Но, согласно, сюжету местные жители собрались с силами и изгнали советы со своей земли, что вообще странно, учитывая, что все события происходят на когда-то советском, а теперь российском Алтае. На этом американцы не останавливаются и в качестве одного и побочных испытаний предлагают сжигать коктейлями Молотова плакаты с космонавтами, похожими на Гагарина, и космическими кораблями, формулируя все предельно ясно: “Уничтожьте Советскую пропаганду Космоса”. Я, конечно, понимаю, что у американцев давно и толсто подгорело, но Лара, борющаяся с советской космической программой, – это уж слишком.
Но главная проблема не в странной пропаганде, на которую можно не обращать внимания, а в шероховатости всей игры. Где-то анимация слишком рванная, в других местах не срабатывают скрипты, а принудительные схватки с врагом выполнены плохо. Сюжетная часть, где вы раскрываете главный сценарный ход в самом начале, и легкое самокопирование из Tomb Raider 2013 года, не придают истории оригинальности. Смешение греков, татар и русской мифологии с европейским дизайном – довольно странное решение.
Rise of the Tomb Raider слишком бодро стартует, задавая правильный ритм, но потом вязнет в песочнице, плохо склеенной средним сюжетом. Конечно, хорошо, что Лара Крофт не изображает юную лесбиянку, но вялая попытка показать мотивацию злодеев и сделать из главной героини безотказную спасительницу не идет игре на пользу. Да, мы ругали Рианну Пратчетт за излишний драматизм с плачем над трупом олененка, постоянными страданиями, травмами и падениями в 2013 году, но сейчас Ларе не хватает эмоциональности. Она красивая, с реалистичной мимикой лица, вниманием к деталям, вроде анимации отжима волос после заплыва, но ее поступки механизированы. Хотя она и изображает сочувствие, в ней нет глубины и человечности. Она мерзнет не к месту в теплом пуховике, а потом бодро рассекает снежные просторы в одной майке. Мисс Крофт переживает за персонажей и злится – но это выглядит слишком наиграно.
Метание разработчиков между стелсом и экшеном вызывает разочарование. Вы хотите, но не можете пройти игру в стелсе. И не только из-за специальных экшен-локаций. Даже на некоторых уровнях, где стелс возможен, противник слышит ваш тихий выстрел стрелой, но не обращает внимания на сдавленные стоны напарника в метре от него. И если вы подняли тревогу, враг увидит вас даже за камнем. И тогда он бежит толпой, не опасаясь смерти. Тупые враги, обилие боеприпасов и в большинстве случаев невозможность перегруппироваться превращаются в рукопашную, где вы на пару с ледорубом вырезаете отряд спецназа.
Вставленные в определенных местах отрезки, во время которых вы под аккомпанемент взрывов и разрушений пробегаете отрезки пути, выглядят эффектно, но у вас может не сработать триггер хватания. Скорее всего, это будет исправлено ближайшим обновлением.
Стоит также отметить, что в отличии от многих других современных игр, в Rise of the Tomb Raider разработчики оправдали поиск коллекционных предметов, вроде тех же плакатов и монет. Обыскивая окружение и читая фрески, героиня поднимает знание языка, открывая местоположение других коллекционных предметов. На них у специального продавца можно покупать мощные улучшения для вашего вооружения. А полученные поинты за выполнение различных действий в игре вы можете потратить на специальные карточки, которые дают ощутимые бонусы, вроде дополнительной защиты от огнестрельных попаданий.
***
Rise of the Tomb Raider – это потрясающая по графике и визуальному исполнению игра, которая смогла учесть многие пожелания фанатов, но так и не смогла определиться со своей основной механикой. Безусловно, песочница дарит вам столь важное исследование, но тупые враги и местами принудительная экшен-механика вызывает разочарование. На фоне средней по качеству истории, игру вытягивает глубокая кастомизация, интересные уровни и специальные приспособления, а также желание собирать все мельчайшие артефакты, записки, золотые монеты и посетить все испытания, гробницы и склепы в поисках головоломок и новых приключений.
_____________________________________
Для справки: Легенда о “русской Атлантиде” получила свое распространение в начале 20-го века. О волшебном городе писал Бунин и Горький, слагала стихи Ахматова. Согласно легенде, предатель Гришка Кутерьма раскрыл татарам и хану Батыю тайну о богатом русском городе – Китеже. Город долго находился под осадой и когда жители поняли, что гибель неизбежна – стали молиться. Они молились всю ночь и на утро зазвонили колокола всех храмов, раздался грохот и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр. Напуганные татары бросились бежать кто куда, но все погибли, кто от зверей, кто заблудился в густых лесах. Город же исчез. Согласно легенде, он должен вернуться в наш мир в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Есть в средневековых легендах предание о другом месте - царстве добра и справедливости Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и находится она где-то на Алтае. Видимо, авторы Rise of the Tomb Raider просто перепутали легенды или соединили их в одну.