Explore, expand, exploit, exterminate
Для многих, кто читает мои обзоры сколько-нибудь продолжительный период времени, не секрет, что мой любимый жанр - стратегии. А точнее говоря пошаговые глобальные стратегии из которых мой самый любимый проект - Sid Mayer’s Civilization, который я уже почитаю не первое десятилетие. Собственно к предмету моего текущего обзора эта игра имеет опосредственное отношение: есть сходства некоторых понятий, а также совпадает часть названия. Да, речь пойдет об игре Pre-Civilization. Вообще по замыслу создателей название означает что действия происходят в “ранних” цивилизациях, но для меня это название забавным образом пересекается с любимой моей игрой и имеет определенный “неявный” смысл. Этот проект представляет своего рода “пре-игру”, для Цивилизации Сида Меера. Т.е. сейчас вполне можно попробовать эту игру, и если найдете её занимательной, то и большие игры 4Х жанра (Civilization, Age of Wonders, Endless Legend) вам придутся по вкусу, а по концепции из всех вышеназванных именно оригинальная игра и является наиболее близкой. Прошу прощение за нудное вступление, но хотелось бы объяснить каким образом меня вообще занесло на этот казуальный проект для смартфонов.
Странная кросс-платформенность
Но пришла пора перейти к делу. Перед нами типичная игра для смартфонов (которая, впрочем, доступна и в стиме для различных платформ), управление в которой заточено под тачпад, что меня сперва смутило, ведь сложно представить цивилизацию, в которой управление государством на 80% состоит из ползунков. Но, проведя некоторое время в игре, я пришёл к выводу, что с точки зрения удобства это решение очень даже выгодно, если вы конечно же играете на целевой платформе, а не на ПК.
Терпение и труд. И прочие ресурсы
Сам геймплей строится на построении баланса между добычей 5 видов ресурсов с помощью имеющихся работников, а именно: сами работники, для которых нужна пища, производство, деньги, культура, флот и армия. Очевидно, что сложность заключается в наличии предела населения, содержания армии и флота и, с растущей по мере увеличения числа жителей, смертности. К тому же каждый ресурс несёт двойную пользу, так, например, достижение определенного уровня населения позволяет получить нам поселенца, который способен создать нам колонию или же улучшить уже имеющуюся, которая будет приносит нам дополнительную прибыль; производство влияет на появление скаута, который открывает карту, а вместе с ней и новых соседей и земли для заселения, от денег появляются послы, для дипломатических действий и т.д.
Совместно, порознь, против
Раз уж речь зашла о соседях, то здесь тоже всё не так просто: с большинством из них есть 3 варианта взаимодействия: мир, торговля и война, причем силой можно просто грабить, а можно и полностью присоединить к себе и с каждым соседом все виды взаимоотношений несут разные бонусу, в итоге с кем-то выгоднее оказывается вести дружбу, кого-то желательно как можно скорее поработить, а другого просто грабить (с некоторыми даже всё сразу). В итоге получается довольно интересная и своеобразная дипломатическая система.
Казалось бы всё просто, но на деле, если вы играете не на простом уровне сложности, то приходится каждый ход планировать свои действия и вносить изменения в свои планы, исходя из разных событий, причем, скорее всего, первые разы для вас окончатся неудачей.
От Афин до Константинополя
Кстати говоря, события сами вполне соответствуют реально существующим: начинаем мы в Древней Греции, играя за один из двух полисов: Афины или Спарту, разница между которыми ожидаемо ощутима; нам предстоит пережить нашествие персов и Рима, объединить Грецию в Византию, принять христианство. Но объединение Греции окажется не концом игры, а только её серединой. В целом игра будет длиться до нашествия арабских государств в эпоху их расцвета и поставит перед игроком целый ряд сложнейших задач.
И эта историчность игры является сразу и плюсом и минусом: с одной стороны игра несёт некоторую образовательную цель и дает возможность влиять на известные исторические события, но с другой - её реиграбельность из-за этого сильно упала, ведь события с каждым прохождением будут полностью повторяться и основной причиной для перепрохождения будет повышение уровня сложности и получение более высокой награды за скорость достижения победы.
Выбор платформы очевиден
Хотя с другой стороны одно прохождение занимает примерно 5-8 часов, а пройти хотя бы 4 раза вы точно найдете интересным (по 2 раза за каждый полис, объединяясь в Византию и нет), что в общем-то вполне внушительно, для недорогой мобильной игры. Лично я первый раз залип в неё на весь день и сам не заметил как это время пролетело, что, на мой скромный взгляд, достаточно веский комплимент для игры. В итоге я думаю что мобильная версия Pre-Civilization достойна оценки в 7,5 баллов, а если оценивать её как полноценную, то к сожалению здесь она проиграет любой нормальной стратегии и едва ли заслужит 5. Поэтому я рекомендую, если вас игра заинтересовала, не думая брать её на телефон или планшет и едва ли вы пожалеете потраченных средств. На этом пришла пора заканчивать. Удачи вам и до новых встреч.