После многочисленных просьб и петиций фанатов компания Sega выпустила западную версию Yakuza 5 без купюр, подарив игрокам возможность погрузиться в закоулки современной японской культуры. Хостесс-клубы, салоны эротического массажа, странные японские шоу и даже трансвеститы с друзьями геями теперь больше не вырваны из общего контента, позволяя игрокам увидеть именно тот продукт, который был задуман изначально.
Как это уже стало традицией после третьей части сериала, Yakuza предлагает несколько разрозненных и совершенно разных по стилю и характерам историй, которые связываются в единое целое к концу очень длинной и запутанной игры. Более того, это не просто несколько разных историй в одном сеттинге – это фактически несколько совершенно самостоятельных игр со специальными миссиями, мини-играми и заданиями в рамках единой вселенной.
Начинается игра с героя прошлых частей Кадзума Кирю, который по воле судьбы вынужден был покинуть детский приют на Хоккайдо и теперь под вымышленным именем Судзуки работает таксистом в городе Фукуока. Большая часть истории связана с развозом пассажиров и гонками в стиле позабытого Crazy Taxi. И это первая и единственная на моей памяти игра, в которой вас штрафуют за не включенный поворотник, неправильную парковку или езду на красный свет. При всей механичности представленных заданий, они так же, как и гонки на время с местной бандой рейсеров, затягивают приятной сложностью и аркадной механикой. Пешие прогулки в свободное от работы таксистом время предлагают городские истории, которые здесь сводятся к защите чести и достоинства местных жителей, рыбалке, случайных схватках с бандами, поединках в дартс или в походе по хостесс-клубам. Последнее предлагается как большой квест на саморазвитие. Вы не только должны тратить деньги на еду и выпивку в обществе прекрасной девушки, но и приглашать ее потом на свидание, обсуждать интересные вопросы и всячески полезно проводить время, повышая уровень влечения и личного обаяния.
Случайные встречи с якудзой, уличными гопниками или участниками подпольного бойцовского турнира заставляют вас применять грубую силу, прокачивая опыт, приемы и специальные связки. Среди изменений в боевой системе стоит отметить волну страха, которая может одолеть противников, а также живую реакцию зевак на ваши молниеносные действия. В остальном боевая система с возможностью крошить об головы врагов мотоциклы и велосипеды, а также специальные приемы, связанные с яростью и QTE, осталась без изменений. Специально для тех, кто хотел бы избежать случайных поединков, предусмотрена возможность убежать от агрессоров, которые подсвечиваются красным облачком диалога или воспользоваться специальными четками, отгоняющими разгневанных жителей города. В остальном история Кирю достаточно последовательна с понятной навигацией и без глупых поисков и хождений из второй части игры.
Вторая история предлагает вам оказаться в шкуре Тайга Садзимы, который добровольно садится в тюрьму ради своего клана Тодзо, но по стечению обстоятельств вынужден бежать, спасая свою жизнь. Эта часть более замкнута, так как вам приходится выполнять странные поручения в рамках тюремного двора, а потом выживать в условиях суровой зимы, расставляя ловушки на зверя и сражаясь с разбуженными медведями. Большая часть побочных заданий включает поиск тотемных предметов, охоту с ружьем наперевес и исследование территории. Захватывающая схватка с медведем-людоедом и последующее возвращение в город открывают перед вами весь тот же набор развлечений, что и в случае с Кирю, включая хостесс-клубы, поход по ресторанам и фотографирование достопримечательностей для местного туристического агентства.
Третья история расщепляется между двумя персонажами. С одной стороны, это воспитанница Кадзума, 17-тилетняя Харука Савамура, с другой - специалист по займам Сюн Акияма. Каждый из этих героев отличается побочными историями и своими умениями. Харука мечтает стать поп-идолом, взбираясь на вершину локальной пирамиды славы через выступления, встречи с фанатами и интервью. Вам приходится принимать участие в уличных танцевальных сражениях, держаться за руки с фанатами, биться на музыкальных фестивалях, смешить публику на комедийных шоу и многочисленных квизах на знание города. Каждое задание увеличивает ваш опыт и запас энергии, который необычайно важен для выполнения миссий. В отличие от других персонажей серии Yakuza, Харука не умеет драться, поэтому вас ждут лишь музыкальные и танцевальные битвы, где важно вовремя нажимать правильные кнопки на манер Guitar Hero. Отдельно стоит упомянуть побочное задание, где вы с напарником должны в нужное время вставлять смешные фразы, чтобы завоевать аудиторию комедийного фестиваля.
Акияма, в отличие от Харуки, более традиционен в своем управлении. Он отлично дерется ногами, быстр и вынужден так же как Кадзума или Тайга давать отпор многочисленным уличным хулиганам. Его побочные истории по большей части связанны с займами и испытаниями. Вы заставляете людей совершать самые странные поступки, чтобы понять их волю к победе и достаточную мотивацию для получения денег. Например, вы заставите модель поработать в Хостесс-клубе или пойти зарабатывать деньги своим натруженным телом.
Последний и новый персонаж для серии – это Тацуо Синада, который когда-то был восходящей звездой японского бейсбола, но в результате заговора навсегда выгнан из лиги. Теперь он работает корреспондентом для журнала о ночной жизни города. Фактически, он тестирует подпольные клубы эротического массажа, бордели и Хостесс-клубы. Синада продолжает играть в бейсбол, но большая часть времени уходит на раскопки грязного белья, побег от кредиторов и слежку за знаменитостями. Иногда ему везет, и он становится охранником Lady Gaga, которая здесь аккуратно переименована в Daddy Papa. Большая часть побочных заданий Тацуо связана с ночной жизнью, помощью бездомным и гонками за преступниками или от разгневанных знаменитостей. Как и в случае со всеми мужскими персонажами, ему приходится давать отпор уличным бандитам во многочисленных сюжетных и случайных схватках. Его базовое преимущество – это вечный металлический прут, которым он активно орудует, ломая руки и ноги противникам.
При этом все истории сводятся к единому сюжету только в финальной части повествования, которое смело возвращается на улицы выдуманного района Токио, Камурочо. Yakuza 5 также объединяет общая ролевая система. Независимо от того играете вы за Кирю или Харуку, каждое выполненное побочное или основное задание дает вам очки опыта, которые увеличивают здоровье и линейку специальных способностей ( Heat). Вы также можете покупать напитки, восстанавливающие здоровье, и различные средства самообороны в локальных магазинах или заказывая посылки по телефону себе на дом. Опыт, деньги и заработанные предметы не переносятся между персонажами (вплоть до последней части завершающей главы), но это в отличие от прошлых частей уже не так критично, во многом благодаря разным игровым механикам и отличиям между персонажами. При этом, сама история склеена на порядок лучше, чем в четвертой части, как по глубине погружения, так и представлению персонажей. Даже эпизодические персонажи, вроде кредиторов, жирных танцовщиц, геев-модельеров или обожающего извращения владельца акупунктурой клиники выполнены на очень высоком уровне.
Более того, Yakuza 5 активно и гармонично использует реальные прототипы групп и знаменитостей. В игре можно найти ссылки на AKB 48, популярные аниме, реальных мэров городов или известные криминальные истории, не говоря уже про упомянутую Lady Gaga, голубого стилиста или шеф-повара. Даже реклама в переходах и на стенах домов соответствует вполне реальным маркам, не говоря уже о наборе прессы в обычных супермаркетах.
Графически игра выглядит более чем пристойно по меркам PS3, не смотря на трехлетнее опоздание на западный рынок. Мимика персонажей, да и сами герои в многочисленных заставках выглядят потрясающе. Во время игрового процесса заметны лесенки и размытый фон, но это частично сглаживается работой со светом и камерой. Более того, каждый из пяти городов отличается не только внешним обликом, вывесками, рекламой или архитектурой, но и погодными условиями и одеждой местных жителей, которая заметно разниться от места к месту. И это внимание к деталям вплоть до уникальных причесок, обуви и нитевой структуры шапочек на витринах магазинов действительно заслуживает уважения.
***
Yakuza 5 на данный момент - одно из самых масштабных игровых приключений, погружающих вас в котел японской популярной культуры, где бережно собраны все особенности и модные движения страны восходящего солнца. Если не брать в расчет излишне агрессивных бандитов на улицах города и уж слишком романтическое и бережное представление якудзы, как спасителя нации, то Yakuza 5 - это одна из самых потрясающих и реалистичных игр о Японии и ее криминальной изнанке из существующих на рынке. Более чем 100 часов, необходимых на прохождение основного сюжета и части побочных заданий, доставят вам истинное наслаждение. Хотя, для полноты эмоций и переживаний, вам не помешало бы познакомиться с главными героями игры, хотя бы начиная с третьей части этого эпичного повествования.