Spyro: Year of the Dragon вышла осенью 2000 года, прямо под закат первой PlayStation. За разработку игры отвечала всё та же Insomniac Games, поэтому волноваться за качество выпускаемого продукта не приходилось. Другое дело, что ребята поставили себе сложнейшую задачу переплюнуть самих себя, и в очередной раз доказать свою состоятельность в игровой индустрии. К сведению, это третья и последняя игра о пурпурном дракончике за авторством вышеупомянутой студии — сразу же после выпуска продукта ребята решили заняться совершенно другой серией платформеров, теперь уже для PlayStation 2, тем самым ещё больше отделив поколения приставок друг от друга.
Сюжет
Сюжет на первый взгляд кажется проще, чем в предыдущей игре. События разворачиваются в так называемый «год дракона». В этот год (а случается он достаточно редко, всего раз в двенадцать лет) феи приносят в мир драконов яйца, из которых вылупляются маленькие драконята. И вот как-то раз после бурной ночи празднеств драконы сладко спали на зелёной поляне. Ни с того, ни с сего в земле начали появляться дырки, а из них вылезли маленькие носороги во главе с неким предводителем, облачённым в таинственный балахон. Аккуратно, на цыпочках они воруют валяющиеся драконьи яйца и направляются восвояси. Но инкогнито случайно наступает спящему рядом с драконами Охотнику на руку, и тот мгновенно просыпается, попутно пробуждая и остальных. Драконы понимая, что их только что хотели ограбить, начинают резво гнаться за воришками, но последним удаётся благополучно сбежать в свои вырытые норки. Фея Зоуи, будучи маленькой, незаметно пробирается вслед за ворами, и выследив таинственную фигуру в балахоне, узнаёт, что заказчиком этого гнусного похищения является некая Колдунья. Она объясняет, что их земли когда-то были населены драконами, но те в один прекрасный момент покинули их. Вскоре на вакантное место пришли тёмные маги во главе с Колдуньей, и подчинили всех окружающих своей власти. Но спустя некоторое количество времени, магия из-за отсутствия драконов начала сходить на нет. И, мол, чтобы восстановить магические силы здешних мест, необходимо вернуть присутствие драконов, а лучше — их не вылупившихся детей. По ходу сюжета мы узнаём, что истинная цель Колдуньи состояла не столько в том, чтобы собрать вокруг себя маленьких дракончиков, сколько в том, чтобы сварить магическое зелье из сотни оторванных крыльев новорождённых изрыгающих пламя ящеров, которое в конечном счёте должно сделать её бессмертной. Бьянка (так зовут таинственную воровку в балахоне) понимает, что её использовали для ужасной цели, и решает встать на сторону Спайро, дабы остановить злодейку.
В общем, пересказывать весь сюжет не стоит — уже из этих строк видно, что он пронизывает игру насквозь, обладает пулемётной очередью перипетий, и способен удержать игрока на долгие часы. История подаётся небольшими порциями по мере прохождения игры.
Традиционно для серии, в третьей части мы знакомимся с рядом новых героев. Это не только вышеупомянутые антагонисты в лице Колдуньи и Бьянки, но и сугубо положительные герои-повстанцы, снежный человек по имени Бартоломью, птичий сержант Джеймс Берд, кенгуру Шейла, и космическая обезьяна Агент-9. Каждый из них обладает уникальным характером и харизмой (хотя насчёт последнего персонажа я бы поспорил), и хорошо дополняет геймплей. Прошлые персонажи, полбившиеся ещё со второй части похождений пурпурного дракона, тоже никуда ни делись: Охотник, Элора и Профессор ещё не раз встретятся на вашем пути. Отдельно стоит упомянуть Толстосума — хитрый здоровяк в очередной раз попытается нажиться на бедном Спайро. Казалось бы, такая обширная плеяда персонажей должна превратить разыгрываемое действо в кашу, но не тут-то было: игра настолько широка и многогранна (шутка ли, здесь аж 37 уровней), что тут найдётся место для каждого.
Разумеется, разработчики продолжили развивать удачную идею сиквела с уникальными мирами, в каждом из которых существовала своя мини-история с героями и злодеями. Почти с каждым жителем по-прежнему можно разговаривать, узнавая больше об окружающей местности.
Геймплей
Геймплейно Spyro: Year of the dragon вобрала в себя всё самое лучшее, что было уже придумано, и дополнила это рядом нововведений. И, пожалуй, самое главное — это возможность поиграть за соратников Спайро. В каждом мире, а их всего тут четыре штуки, вы будете находить по одному союзнику, и за него можно будет поиграть. Правда, сделать это можно будет лишь на условленных участках, в рамках побочных квестов и мини-игр, но, уверяю, и этого будет вполне достаточно, чтобы разнообразить игровой процесс. У каждого из союзников, надо думать, свой набор уникальных способностей, обусловленных происхождением персонажей: к примеру, кенгуру Шейла может высоко прыгать, а также использовать свой мускулистый хвост в качестве оружия, а сержант Бёрд может летать, поскольку он птица, и палить ракетами по любым целям, поскольку является военным. Скажу даже больше, в третьей части приключений Спайро нам даже дадут порулить за его верного напарника, стрекозу Спаркса! Опять же, строго на отведённых для этого уровнях. Сам же Спайро обладает всё тем же набором возможностей: расправляться с недругами мы снова будем с помощью огня и рогов. Никуда ни делись и волшебные ворота, проходя через которые главный герой будет временно наделён способностью полноценно летать, быстро бегать или усиленно изрыгать пламя.
Казалось бы, после такого многообразия локаций во второй части игры, в придумать что-то новое в триквеле будет непосильной задачей. Но Insomniac Games в очередной раз блеснули фантазией: по пути к злобной Колдунье вы наткнётесь на миры, выполненные в стиле древнего Рима, древней Греции, Египта, или же китайской архитектуры. Будут и психоделичные, сказочные миры. Как полагается, в каждом мире обитает свой, непохожий на остальных народ.
Если в предыдущей игре всё вертелось вокруг могущественных артефактов и сфер, то здесь внимание сосредоточится, понятное дело, вокруг драконьих яиц. За любую помощь, будь это побочный квест или же основная миссия, вы будете получать по яйцу. При получении яйца загрузится небольшая катсценка с вылуплением новоиспечённого дракончика. Как только яйцо даёт трещину и разбивается надвое, снизу появляется имя дракончика. Кроме того, любопытно и умилительно каждый раз наблюдать за анимацией детёнышей. Здесь разработчики постарались особенно на славу: у дракончиков довольно много вариаций появления — один моментально начинает плясать, другой скромно выглядывает из своей скорлупки. Всё это хорошо показывает характеры персонажей. Не трудно догадаться, что для достижения максимального процента завершения игры, яйца придётся собрать все. Когда вы соберёте все яйца и драгоценности, то сможете открыть секретную концовку и попасть в бонусный уровень с кучей развлечений.В третьей части по-прежнему присутствует возможность нелинейного прохождения уровней - в мире доступно сразу несколько порталов, (если вы, конечно, достали необходимое количество яиц), и исследовать их можно в любом порядке. Правда, в конечном счёте всё равно придётся пройти их все: Спайро понадобится привести из каждого мира по одному жителю, который сможет помочь починить его средство передвижения, чтобы тот мог продолжить путешествие в следующую зону. Разработчики очень логично обосновали необходимость главного героя посещать разные уровни, и оттого в происходящее больше веришь.
Само собой, перед тем как попасть в новую зону, вам будет нужно сразиться с боссом. Боссы здесь интересны, в меру сложны, и выглядят более устрашающими, чем в Spyro 2: Ripto's Rage. Например, первый босс представляет из себя огромную зелёную жабу с острыми как бритва зубами! Способности Спайро, покупаемые им во второй части у Толстосума, теперь доступны с самого начала игры. Но не обольщайтесь, по ходу игры вам всё равно придётся потратиться. Оплата, как и в сиквеле, совершается драгоценными камнями, коих здесь пять разновидностей: красный камень оценивается в 1 единицу, зелёный в 2, синий в 5, жёлтый в 10, а пурпурный, самый диковинный, в целых 25 единиц. Не расстраивайтесь, в финале игры у вас снова появится возможность отобрать свои кровные обратно.
Выше уже упоминалось, что Спаркс отныне станет играбельным персонажем. Но это ещё не всё: после прохождения своего уровня, он будет получать новые возможности. Правда, все они будут связаны с добыванием драгоценных камней.
Третий Спайро пошёл гораздо дальше своего младшего собрата по части мини-игр - их здесь вагон и маленькая тележка. Они достаточно сильно отличаются друг от друга, так что заскучать не получится. Отдельно отмечу квесты со скейтбордом: носиться по парку, выделывая виртуозные трюки на доске безумно интересно. Уверен, поглощённые азартом, вы проведёте здесь не один час.
Музыка и звук
В композиторах третьей части игры снова значится Стюарт Коуплэнд. Он выдаёт всё такие же сочные импровизированные музыкальные коктейли, и, кажется, даже не думает терять хватку. Словом, выжимает максимум из возможностей консоли. Правда, мнения критиков касаемо саундтрека оказались полярными: одни с пеной у рта доказывали, что композиции Коуплэнда обязательно войдут в десятку самых значиных в истории игровой индустрии, другие же отзывались о них, как о чём-то вполне стандартном для любого платформера своего времени. Звуковое сопровождение отлично выполняет свою функцию.
Послесловие
Третья часть о пурпурном дракончике является завершающей в карьере Insomniac Games. Далее, Спайро ждёт та же участь, что и Креша из популярной серии платформеров Crash Bandicoot, а именно скитания от одной студии к другой, и сомнительные эксперименты со вселенной. Ну, а пока мы имеем хорошую игру с большим потенциалом, которая вряд ли устареет со временем. И хотя в сравнении с сиквелом она обросла внушительным количеством нововведений, в целом, они уже не выглядят так новаторски. Благодаря тщательному изучению устройства Playstation, игра стала выглядеть ещё краше графически. Анимаций стало вдвое больше, появилась целая орава играбельных персонажей, уровней на порядок больше и все они оригинальны, оптимизация не даёт сбоев ни в одном месте. Если вы до сих пор не ознакомились с Spyro: year of the dragon, то сейчас самое время!
ИТОГО:
- Сюжет: 10/10
- Геймплей: 10/10
- Музыка: 8/10
- Звук: 7/10
ВЕРДИКТ: 8.8