Жанр "три в ряд" сам по себе довольно тесный, и придумывать в его рамках каждый раз что-то новое становится всё труднее. Неудивительно, что иногда игровые идеи просто копируются с небольшими изменениями и продаются заново, как своя идея. Так поступила и студия Pop Cap в 2003 году, вдохновившись некой игрой под названием Ballistic, вышедшей на PlayStation аж пять лет назад. А разработчики последней заявили, что никакое это вовсе не вдохновение, а самый настоящий плагиат. Между авторами игр даже чуть было не возникли судебные тяжбы, однако, Pop Cap оспорили мнение создателей Ballistic, сказав, что Zuma не точный клон их игры, а игра, развивающая оригинальные идеи.
Так или иначе, Zuma получила гораздо большую известность и распространение, чем Ballistic. Последняя вышла всего на две платформы, а вот детище Pop Cap заглянуло на XBOX, PS3, PSP, Java, PC, Mac OS и ещё целый ряд платформ. При этом в гугловском "Play Маркет" игры замечено не было, зато клонов третьего сорта хоть отбавляй!
Сюжета здесь нет. Мы играем за пучеглазую лягушку, которая плюётся разноцветными шариками. Уровень представляет собой игровое поле с проложенными пр его периметру рельсами. По рельсам от границ кадра уверенно движется вереница шаров прямиком в рот к ацтекскому черепу. Как только змейка приближается к черепу, он открывает свою пасть в надежде съесть несколько шариков. Ваша задача ни в коем случае не допустить этого, иначе уровень начнётся заново, а вы потеряете жизнь. А если вы лишитесь всех своих жизней, игра закончится, и вам придётся переигрывать всю зону. Ваш герой обычно находится в центре, чтобы вы имели максимальный обзор для правильного раскидывания шаров. Суть игрового процесса заключается в том, чтобы соединять по три и более шаров одинакового цвета - тогда они благополучно лопаются и цепочка разрывается. Но не обольщайтесь: пока вы не наберёте необходимое количество очков, и за кадром кто-то победоносно воскликнет "йоба!" поток шаров не прекратится. Существует несколько способов приблизить свою победу. Во-первых, на уровне время от времени в углу игрового поля появляются монетки, которые можно собрать, подстрелив их шариком. Если вы будете достаточно ловкими и соберёте их хотя бы пару штук, считайте, что победа у вас в кармане. Во-вторых, вооружитесь точностью. Если у вас выйдет сложить шары так, чтобы сложить комбинацию из нескольких цветов подряд, то ваши очки пропорционально увеличатся, приблизив вас к выигрышу.
В игре тринадцать зон. Каждая, за исключением самой последней, поделена на 5-7 уровней. Игра сохраняет прогресс только после прохождения одной зоны, поэтому если вы потеряете все жизни на четвёртом уровне, будьте добры начать с первого. И если на первых этапах это раздражает лишь потому, что вам лень тратить несколько минут на их перепрохождение, то на последних трёх зонах вы будете буквально молиться на победу, ведь каждый новый уровень будет доставлять неописуемую боль. Разработчики не стали заморачиваться с созданием уникальных уровней, а просто несколько раз копировали уже созданные, и повысили сложность. Такое решение сложно как-то оправдать - халтура налицо. Сложность игры заключается исключительно в скорости движения шаров, ведь чем они быстрее движутся, тем сложнее прицелиться к шару нужного цвета.
На уровнях периодически появляются бонусы, которые облегчают вам жизнь. Появляются они абсолютно хаотично, без какой-либо систематики, поэтому держите глаз востро. Чем зорче и ловчее вы будете, тем больший шанс на успешное завершение уровня. Бонусы появляются в виде особых иконок на одном из шаров в цепочке. Уничтожая последовательность шариков с бонусным шаром, вы, тем самым, активируете его. Всего Zuma предлагает четыре виде бонуса. Первый шар со знаком паузы: не трудно догадаться, что при уничтожении его вся цепочка на на время замирает. Это позволяет вам сконцентрироваться на обстановке и уничтожить как можно больше комбинаций из шариков, расчистив путь к победе. Второй бонус предстаёт в виде стрелочки, указывающей назад. Если вы активируете эту возможность, змейка из шаров на некоторое время изменит направление своего движения на строго противоположное. Это очень спасает, если шары двигаются быстро и уже почти добрались до черепа. Третий бонус выглядит как большая точка. Активация данного бонуса даёт вам взрывную волну, уничтожающую близлежащие шары. Такую возможность выгодно использовать на узких участках рельс, когда они слишком близко расположены друг к другу - взрыв уничтожает очень много шаров, и разрывает цепочку в нескольких местах! Наконец, четвёртый бонус выглядит, как мишень, и, по сути, ей и является. Если вы его активируете, получите на некоторое время прицельный лазер, с которым ваш глазомер сможет чуть-чуть отдохнуть. Есть ещё некоторые скрытые приёмы, которые помогут быстро собрать вам необходимое количество очков. Например, если вы стреляете через разорванную цепочку по шарам одного цвета, находящимся на втором плане, звучит особый звук, символизирующий выполнение трюка, и вам начисляется много очков. А ещё, не многие почему-то обращают на это внимание, но на спине у лягушки находится ещё один шар, запасной. Если вы кликните правой кнопкой мыши (если играете на ПК), шары во рту и на спине главного героя поменяются местами. Таким образом, если вдруг вам попался шарик, который вам совсем не нужен — просто отложите его до лучших времён. Есть, правда, у этой фишки и обратная сторона медали: пока вы акцентируете своё внимание на переключении шаров, змейка по-прежнему хладнокровно движется к своей цели. И если на ранних этапах ничего страшного, скорее всего, не произойдёт, то ближе к финалу любая заминка может стоить вам жизни. Виртуальной, конечно.
От уровня к уровню ваши очки накапливаются. Смогли набрать 50000? Игра даст вам дополнительную жизнь. Помимо описанных выше примеров зарабатывания очков, есть и ещё один. И заключается он, конечно, в скоростном прохождении. После того, как вы осилили уровень, появляется экран статистики, на котором выведено ваше время, а над ним время, которое необходимо "побить". Если ваш рекорд оказался лучше - получите по сотне призовых очков за каждую секунду. В общем и целом, геймплей игры пробуждает чувство азарта, а высокая сложность последних не только не даёт расслабиться ни на секунду - вы буквально ощущаете, как вас психически насилуют. Пройти Zuma под силу далеко не каждому.
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение здесь довольно скудно на разнообразие. Во всех игровых уровнях звучит один и тот же набор тем. Хотя музыка приятная, и отдаёт "племенными" мотивами. Как только цепочка из шаров приближается к черепу, а тот начинает жадно раскрывать свой рот, музыка плавно сменяется на другую, тревожную. И та также замечательно выполняет свою роль - напряжение растёт с каждой секундой от одного её прослушивания.
Что касается звука, он здесь примитивен, и слишком навязчив. Зато он чёткий, и его хорошо слышно - я, например, увлечённый действом, не часто успеваю глянуть на полоску очков, и только голос "йоба!" даёт мне понять, что цель достингута, и шары больше не будут появляться.
Послесловие
Zuma - игра, закаляющая вашу реакцию, как ничто другое. Люди, прошедшие последний уровень запросто могут подавать заявление на международный чемпионат по игре в пинг-понг. Печально известные воровством идей, разработчики всё же создали свой личный, обладающий неким шармом продукт. Zuma эксплуатирует ваше чувство собственной важности как может, и постоянно берёт на "слабо". Тут даже есть режим на выживание с бесконечным количеством уровней, где сложность будет возрастать до тех пор, пока вы не дадите дуба. Благодаря этому, даже спустя месяцы, вы будете заходить в игру на пять минут, чтобы держать себя в тонусе, и в очередной раз доказать, что вы круты. К сожалению, из-за скоростного геймплея, многие порты Zuma оказываются бесполезны: я честно пробовал проходить её на PS3, но выворачивать аналоговые стики джойстика с такой скоростью тупо невозможно! А посему, если вы уж взялись за прохождение детища Pop Cap, крайне рекомендуется сделать это на системах с сенсором, или поддерживающими мышь. В противном случае вы очень рискуете получить только негативные впечатления от знакомства с Zuma.
ИТОГО:
- Графика: 5/10
- Геймплей: 6/10
- Музыка: 5/10
- Звук: 4/10
ВЕРДИКТ: 5