И снова приветствую всех читателей! Думаю многие из Вас уже знакомы с творчеством талантливых инди-разработчиков Klei Entertainment: ураганный beat'em up Shank в духе фильмов Родригеса и Тарантино, колоритный и необычный стелс-экшен Mark of the Ninja, а также милая и безжалостная игра на выживание Don't Starve. Все эти игры объединяет не только узнаваемый мультяшный стиль, но и очень умелые эксперименты с жанрами – очень немногие могут сотворить подобное с двумерными аркадами. Исключением не стала и новая игра от студии – пошаговая шпионская тактика Invisible Inc.
Смешать, но не взбалтывать
На сей раз ребята из Klei решили перевернуть с ног на голову наследие X-COM и SystemShock Deus Ex – это пошаговая изометрическая стратегия в мире корпорации и аугментированных людей, в которой каждый юнит на вес золота. Вот только теперь вместо крупной организации бравых вояк под Вашим чутким руководством окажется лишь небольшая горстка хрупких агентов. И поверьте мне – это меняет абсолютно все.
После короткого вступительного ролика нам дают вводную: Ваша крупная сеть шпионов, которая занималась кражей корпоративных данных, была атакована неизвестным врагом – уцелели лишь директор организации, продвинутый ИИ Incognita, пара агентов, один транспортный летающий корабль и собственно Вы, оператор. Пока все относительно хорошо – ИИ защищает корабль от неминуемого обнаружения, но заряда его батареи хватит лишь на трое суток, а значит у Вас есть ровно 72 часа на подготовку отряда к неизбежному финалу.
После первой вводной миссии, перед Вами предстанет глобальная карта, на которой будут отмечены точки миссий. Вылет на каждое задание будет преследовать конкретную цель – сбор данных, поиск аугментаций (у нас тут киберпанк, помните?), похищение денежных средств или освобождение пленных агентов. На войне все средства хороши, но помните, что на перелеты тратится драгоценное время, а потому следует заранее продумать свой маршрут и определится с приоритетами – времени и ресурсов все равно не хватит.
Высадившиеся на миссию агенты окажутся в запертой комнате. что происходит за закрытыми дверями – абсолютная загадка, т.к. наполнение миссий генерируется случайно. Вас ждут многочисленные коридоры и офисы, которые стерегут патрули и автоматизированные охранные системы (дроны, камеры, лазерные датчики). Ваша задача: с минимальными рисками взломать и вскрыть все возможные объекты на карте в поисках ресурсов, а после с добычей добраться до точки эвакуации. Звучит обманчиво просто, но игрока еще на загрузочных экранах предупреждают, что он проиграет, и не один раз. В чем подвох?
Начнем с агентов. Изначально под нашим управлением будут два агента – у каждого свои особенности в виде уникальных имплантов и предметов. Кто-то может взламывать объекты удаленно, кто-то умеет атаковать несколько врагов подряд, а кое-кто может заминировать пути отхода ловушками, есть и другие не менее полезные таланты – доступны все агенты станут не сразу, но по мере прохождения( и особенно перепрохождения) Вы откроете всех. У агентов есть очки действия, которые тратятся на передвижение и некоторые взаимодействия с объектами, навроде подглядывания в замочные скважины и прогнозирование маршрута патрулей. Использование предметов из инвентаря очков действия не требуют, но после предмет либо исчезнет, либо уйдет на длительную перезарядку в несколько ходов. Для взлома различных систем противника нам понадобится ИИ Incognita и некоторое количество энергии, которой естественно постоянно не хватает. После того, как Вы закончите свой ход наступит очередь охраны. Вот тут то и начинается самое интересное.
Враги знают, что Вы вторглись на их территорию. Любое Ваше неосторожное действие выдаст местоположение агентов, а значит к месту встречи сбегутся ближайшие патрули. Вся охрана вооружена огнестрельным оружием, если Ваш агент будет в поле зрения, а не в уютном укрытии, то один выстрел – и вот уже его тело лежит на полу. Никаких поблажек! Повезет, если Вы сможете его поднять с помощью медпрепаратов или дотащить тело до точки эвакуации, иначе он покинет отряд навсегда вместе со всеми вложенными в него средствами. Но шпионы не совсем беззащитны. Самое популярное оружие – это электрошокер, которым можно вплотную вырубать противника на несколько ходов. В игре есть и огнестрельное оружие, но боеприпасы для него на вес золота, а также оно очень сильно шумит, что создает массу неудобств
Кстати о шуме. С самого первого Вашего хода начнет расти уровень тревоги. Попались охраннику? Засекла камера? Сделали выстрел? Произвели взлом? Практически каждое Ваше активное действие будет поднимать уровень тревоги все выше и выше. Компьютерные системы начнут сопротивляются Вашему вторжению – поднимется цена энергии за взлом и ранее отключенные системы запустятся вновь. Коридоры будут заполнены новоприбывшими охранниками – и теперь одними электрошокерами их не одолеть. Перед Вами, как руководителем операции всегда будет стоять дилемма – имеет ли смысл исследовать локацию дальше или уже пора начинать эвакуацию пока не поздно. Порой стоит серьезно задуматься об этом.
Game over
И наконец, главное. Если во время операции все Ваши агенты погибнут, то игру придется начинать вновь. Можете сбивать кулаки об стену или стучаться головой. Я конечно сейчас говорю, про стандартный уровень сложности(а это, на минуточку, Эксперт). Но если Вы уже совсем выбились из сил, то можете выбрать себе уровень сложности с поблажками. На среднем уровне сложности Вам разрешат несколько раз переиграть свой последний ход, а на самом легком можно будет переиграть и всю последнюю миссию.
Тем не менее Invisible Inc. – жестока. Миссии день ото дня будут становиться сложнее. Компьютерные системы при взломе научатся контратаке – награждать Вас вирусами с крайне негативными эффектами на несколько ходов. В итоге Incognita, на которой «висит» сразу несколько таких подарочков становится практически бесполезной. Враги тоже будут становится опаснее, вырастет их число, улучшится защита – и теперь они будут невосприимчивы к большинству орудий. Тревога будет подниматся быстрее. Камер, лазеров и кодовых замков станет больше. Будьте готовы, Игроки, иначе Вам уготован бесславный конец и утешительная возможность сказать последнюю коронную фразу.
Видимо, чтобы Вам не было так обидно, при каждом повторном прохождении будут открываться новые шпионы, аугментации и улучшения для Incognita, которые существенно расширят Ваши тактические возможности. Вы научитесь планировать свои действия на несколько ходов вперед, научитесь быть осторожными, научитесь приносить жертвы ради успеха всей миссии. Рано или поздно Вы доберетесь до финала. А что дальше?
Минимализм
А дальше Вас ничего особенного не ждет. Есть еще несколько режимов: один – это игра совсем уж без упрощений (к примеру будут отключены области видимости), а другой – бесконечная игра, в которой нам ставится цель продержаться, как можно больше времени. Учитывая общее сходство между всеми миссиями, после финала делать в игре нечего.
В этом и главная проблема игры – ее мало. 72 внутриигровых часа эквивалентны одному вечеру с игрой, которые с поправкой на сложность превращаются в пару вечеров. Даже смешно становится, когда приходит осознание того, что добраться до финальной мисии гораздо сложнее, чем ее пройти. И ради этого мы так готовились? Игра явно напрашивается на капитальное расширение, ждем-с.
И здесь слишком мало сюжета. Я конечно понимаю, что все сгенерировано случайно, но только два(!) сюжетных ролика? Помимо этого история раскрывается в коротеньких брифингах между миссиями и досье на Ваших агентов. Если Вы ждете полновесной интригующей шпионской истории, Вам здесь делать нечего – сценарий слишком предсказуем. Олдфаги местный «неожиданный» поворот предугадают еще в самом начале. Зато здесь есть отсылки к классике киберпанка, например агент Декарт – нуарный алкоголик в кожанном плаще. Даже обидно, что разработчики не додумались раскрывать сюжет, персонажей и особенности мира с помощью информации, хранящейся на взламываемых устройствах, как это сделали в Deus Ex: HR.
Здесь также нету обилия графических красот и музыки. Хотя игра выглядит очень симпатично, а стиль анимации напоминает Transistor. Но вот музыки – катастрофически мало. Ее даже не замечаешь и тем-более не запоминаешь, т.к. она похожа на все мелодии разом из того же Deus Ex: HR, а жаль.
Результат эксперимента
В сухом остатке мы имеем очень необычную и колоритную игру. Invisible Inc атмосферна, сложна и увлекательна. И ее единственная проблема – это нехватка контента. Эта игра целиком и полностью концентрируется на своем необычном геймплее и если он Вас не зацепил с самого начала, то скорее всего Вы ее уже не полюбите никогда. Но если Вы настоящий фанат хардкорных тактических игр, шпионской тематики или киберпанка, то данная игра Вам подарит несколько незабываемых вечеров в ее компании. Спасибо за внимание!