Думаю, все, кто имел в пользовании или хотя бы слышал о PSP вспомнят об этой игре. Даже больше: для многих это была единственная игра (ну, ещё Patapon), ради которой можно было приобрести портативную игровую систему от Sony. Изначально ориентированная на исключительно детскую аудиторию, Loco Roco смогла завоевать внимание и взрослых игроков. Редко какой проект может похвастаться подобной удачей, ведь в нашем мире обычно происходит наоборот.
Сказать, что Loco Roco странная игра - ничего не сказать! И странность её начинается с самого названия. Никто не может вразумительно объяснить, что обозначает эта причудливая пара слов, но каждый видит в них свой смысл. Это как Hakuna Matata из Короля Льва. Вообще, разработчики просто пытались придумать звучное и запоминающееся название, чтобы оно было простым, как их творение, и одновременно прилипчивым. Но получилось даже лучше. Ведь "loco" при переводе на великий и могучий означает "движение", а "roco" напоминает о каменных валунах и музыкальном направлении. Всё это очень ёмко описывает происходящее в экране вашей PSP - пения и движения здесь хоть отбавляй. Кроме того, кто-то очевидно очень умный заметил, что первые буквы в названии - это "L" и "R", главные управляющие клавиши в игре. В то время когда другие авторы пытались выжать максимум технических возможностей из портативной системы и заставить вас онементь от фотореалистичной картинки в кармане, авторы Loco Roco пошли от обратного, сделав гениальную в своей простоте вещь. Графика в их игре гладкая, нарочито плоская, напоминающая поделки в Adobe Flash. Создатели пошли по стопам минимализма, выделяя только самые яркие черты, а менее значимые редуцировать совсем. Это касается как окружения, так и персонажей - почти все из живущих на этой сказочной планете обладают простой геометрической формой.
Ладно, я немного обманул вас. Локо-роко - это маленькие существа, похожие на колобков, но с хвостиком на голове. Они и являются главными героями игры. Необычайно милые жёлтые крохотные создания с вечно улыбающейся мордочкой живут по всему миру. Они не особенно обременены проблемами: в число их повседневных занятий входит прыгание от одного до другого края до тех пор пока они не увидят на своём пути растущий куст земляники, затем жадное поедание ягодки, а затем весёлые песни. Так и проходила бы жизнь маленьких забавных существ, если бы в один прекрасный (хотя, скорее, ужасный) момент на планету не вторглись коварные инопланетяне. Чужеродные существа выглядят как смесь головы Боба Марли и тех механических щупалец из самого известного фильма тогда ещё братьев Вачовски: чёрные летающие колобки с дредами. Локо-Роко прозвали их Моджа, потому что единственное, что эти негодяи могут произнести - это "Моджа-Моджа". Прилетев на мирную планету из холодного космоса, Моджа начали бессовестно пожирать бедных колобков, причмокивая от удовольствия. Собственно, проблема ясна. Главная задача игрока - прогнать ненавистных чернышей и вернуть планете прежний вид.
Ах да, играем мы вовсе не за Локо-Роко, хотя они, по сути здесь играют главную роль. Основная концепция игры заключается в том, что управляем мы гигантской планетой, на которой живут все эти неведомые зверушки. Сами по себе колобки до того обленились, что не могут катиться, и поэтому, поворачивая планету то вправо, то влево, нам приходится их подталкивать, а чтобы Локо-Роко прыгнул, как следует встряхнуться. Планета здесь тоже живой персонаж - у неё есть милые глазки и рот. Вообще, в мире LocoRoco почти всё одушевлено - здесь чуть ли не каждый кустик поёт вам вслед!
У Локо-Роко есть друзья по имени Муи-Муи. Зовут их так, потому что единственное слово в их лексиконе - "Муи-Муи". Вообще, тут практически у всех существ проблемы с речью, говорить больше двух разных слов могут лишь Локо-Роко. В отличие от большинства местных обитателей, они куда больше похожи на людей. У них есть ножки, ручки и смешная причёска из нескольких торчащих дыбом волосинок. Они очень приветливы, и всегда пойдут вам на помощь, если у вас возникли какие-то затруднения по ходу игры. Они также населяют всю планету, и любят спать у себя в норе. На каждом уровне есть несколько спрятанных нор Муи-Муи. Если вы нашли убежище маленького Муи-Муи, Локо-Роко соберутся у крыльца и начнут громко петь весёлую песенку. Муи-Муи сладко потянется, встанет из своей кроватки и пойдёт к вам. Если найдёте и разбудите всех Муи-Муи на уровне, получите приз.
Ах да, у колобков есть одна особенность, не упомянуть которую невозможно. Каждый раз, довольно уминая земляничку, Локо-Роко увеличивается в размерах. Чем больше колобок, тем сильнее меняется игровой процесс. К примеру, большой, объевшийся ягодок, Локо-Роко может активнее противостоять врагам, а маленький легко проходить в узкие щели. В игре есть специальная кнопка, по нажатию которой толстый колобок распадается на множество маленьких, и мы управляем уже несколькими малышами. Это необходимо при решение некоторых головоломок или для того, чтобы попасть в труднодоступные места. А ещё маленьких Локо-Роко может унести поток ветра, в отличие от больших. На каждом уровне находится девятнадцать ягод. Собирать их все необязательно, но если вы всё-таки решите, то держитесь крепко. Лёгкая на первый взгляд игра сию же секунду обернётся не прощающим ошибок адом. Дело в том, что кустики с ягодой зачастую спрятаны в таких местах, которые можно обнаружить лишь исследовав каждый уголок уровня. Скрытые ходы обнаруживаются игроком только тогда, когда он проникает в них, как бы парадоксально это не звучало. То есть, допустим, вы катитесь перспокойно по дорожке и вдруг видите стену, а перед ней ямку. Вы логично полагаете, что в ямку падать нельзя, иначе помрёте - стандартное препятсиве платформера, и катитесь себе дальше. Но стоит вам залезть в эту ямку, как она обнажает двойное дно: оказывается за ней спрятан потайной ход, и никаких намёков на его существование не дано. И так всю игру: чтобы найти скрытые ходы, вам придётся ударяться о каждую стену и влезать в каждую дырку. Многим такая идея покажется слишком сомнительной - как можно найти потайной путь, если игра абсолютно не даёт нам абсолютно никаких подсказок? Это же равносильно поиску иголки в стогу сена! Но, знаете, в этом есть свой шарм. Игра заставляет вас внимательно присматриваться к ландшафту, анализируя и прикидывая, где теоретически может находится ягодка. Если бы вы были ягодкой, где бы вы спрятались? Но одно дело найти куст, и совсем другое собрать. Сожрать, вернее. Часто случается, что ягоды находятся в таких местах, добраться до которых сможет только король ловкости.
Конечно, на планете есть и множество других живых существ, но их роль вторична. Есть, например, приветливый персонаж по имени Чуппа. Он похож на большого колобка с ножками и длинным хоботом. Если вы приблизитесь к нему, он засосёт Локо-Роко своим хоботом, и выстрелит вами куда-нибудь высоко вверх. Это поможет вам добраться до высоких мест, куда простыми силами не запрыгнуть. Есть существо по имени Ниокки. Они похожи на длинные палочки и умеют вытягиваться. Если Локо-Роко заберётся к нему на голову, Ниокки сможет доставить его наверх. Служат они примерно для той же цели, что и Чуппа. Есть, правда, и такие Ниокки, которые будут спать, преграждая вам путь к какому-нибудь бонусу. Обычно, для того чтобы их разбудить, вам нужно будет набрать определённое количество колобков и спеть пробуждающую песенку. Вообще, песней в LocoRoco решаются чуть ли не все проблемы. Как говорится, в любой непонятной ситуации - пой. Наконец, помимо дружелюбных созданий, в мир поющих колобков населяет и опасная живность. Один из таких, Мускус, вырывается из земли и отрывает от вас одного колобка. Чтобы освободить малыша из лап смерти, нужно успеть прыгнуть на него, пока он с добычей не ушёл под землю. А ещё тут есть Буи-Буи. Это антропоморфные создания, внешне очень напоминающие Муи-Муи, но только красные и с одной единственной волосинкой на голове. Они дружат с Моджа и любят хулиганить. Если встретите таких - гоните в шею.
Про музыку я упоминал не спроста. Дело в том, что музыка здесь не просто фон, но и важный элемент геймплея. Во-первых, в LocoRoco "живая" музыка. То есть трек, звучащий на уровне, разделён на несколько слоёв. Сначала звучит только основная мелодия, состоящая из пары инструментов. Однако, как только вы собираете нужное количество колобков, поедая землянички, музыкальный ряд постепенно пополняется новыми инструментами, и мелодия приобретает новый окрас. Потом, съедая ещё пару тройку ягод к музыкальной теме прибавляется голос, затем хор, и так далее, пока она не вырастает в полноценное произведение. Эта идея реализована безумно увлекательно - хочется искать ягоды ещё и ещё, лишь бы послушать о чём поют беззаботные колобки! А поют они, надо полагать, на неизвестном языке. Авторы специально выдумали из сплетения несколько существующих языков новый язык для этих существ и никак не объясняют, что же они всю дорогу говорят. Благодаря этому, на тематических форумах часто стали появляться темы с заголовками, вроде "что вам слышится в песнях Локо-Роко", а особо дерзкие умельцы даже записывают тексты песен и пытаются расшифровать их! Лично мне кажется наиболее умилительной зимняя тема, где колобки как будто бы по-русски произносят "мамуська". В других песнях русское ухо может услышать такие забавные фразы, как "энурез, энурез" или "смотри дубина, лежит ботинок", и ещё много чего смешного и даже неприличного.
Помимо темы уровней у Локо-Роко есть собственная песня, которую они поют, когда собираются в кучку. Правда, когда они будят своих спящих приятелей, поётся она в виде акапеллы, по-честному, без фонограммы.
И тут, пожалуй, пришло время рассказать, что колобков бывает несколько видов. В принципе, было бы странно, если бы на целой планете существовал один единственный вид Локо-Роко. Тип колобков различается прежде всего по цветам. Всего их представлено шесть видов: жёлтый, синий, зелёный, розовый, красный и чёрный. Геймплейно между ними разницы нет. Колобок - он и в Африке колобок. Но главным их отличием является разная музыкальная тема. Например, красные малыши читают смесь регги и рэпа, а зелёные поют в жанре, приближённом к року. Но моя любимая песня у чёрных Локо-Роко, которые сильно напоминают джаз и Нила Армстронга. У всех их свой акцент, свои анимации, и свой характер. Довольно интересный дизайнерский ход - наделить персонажей разными характерами, но при этом намеренно оставить одинаковый геймплей. В любой другой игре это можно было бы счесть за халтуру, но только не в случае с LocoRoco. Поверьте, музыка здесь играет ключевую роль, поэтому песенного различия между колобками более, чем достаточно.
Локации в LocoRoco красочные и разнообразные. Всего в игре представлено 40 уровней: 5 миров и по 8 уровней в каждом. На протяжении игры вам встретятся традиционные для платформеров зимние уровни, пляжные уровни и уровни в джунглях. Но грех для игры с таким безумным дизайном не придумать что-то по-настоящему выносящее мозг. Поэтому разработчики перемешали нормальные уровни с совершенно ненормальными. Например, тут есть ряд уровней, где вы будете путешествовать по внутренностям гигантского существа.
Помимо основной игры в LocoRoco есть несколько любопытных режимов. Один из них - Локо-Дом. Это небольшая игровая сценка, представляющая из себя интерьер домика с лужайкой, на которой вы можете строить всяческие аттракционы. Потом сюда запускаются колобки и... в общем-то всё. Вы просто обустраиваете интерьер домика так, как вам хочется, пичкая его разнообразными цветочками и винтиками, и потом наблюдаете, как малыши живут в вашей постройке. Довольно странное занятие. Но если у вас недавно умер хомячок, а вы до сих пор страдаете по нему и так и не завели нового, то, пожалуй, этот режим придётся вам по вкусу. Так как, по сути, кроме наблюдения он предложить ничего не может. Локо-Роко, живущие в доме, кстати, выигрываются в другой мини-игре под названием "Кран Муи Муи". Это некий аналог автоматов с мягкими игрушками, где вы с помощью рукояти джойстика управляете железной клешнёй. Только тут мы ловим колобков. Примечательно, что поймать их здесь также сложно, как и в реальной жизни. Зато какое море радости, когда вам, наконец, удаётся это сделать! Играть бесконечно не получится - каждая попытка обходится вам в сотню мух. Мух можно поймать на уровнях в основном режиме.
Музыка и звук
Стоит ли говорить выносить в отдельную колонку разговор о музыке в данном творении? Я высказал уже достаточно впечатлений относительно этого аспекта игры. Ну, ладно, поддержу традицию.
Музыка в LocoRoco является не просто фоном, который поддерживает атмосферу окружения, она здесь почти отдельное действующее лицо. Но, отметая геймплейные особенности, скажу, что буквально весь саундтрек отличный! Разнообразие треков весьма обширно, композиторы виртуозно жонглируют жанрами. В наших ушах звучит то популярный рок, то джаз, то регги. Каждую песню хочется переслушивать снова и снова, а затем записать на листочке слова, выучить их наизусть, и, как дурак, подпевать маленьким колобкам, когда они будят очередного приятеля. Большинство песен насквозь пропитаны добротой и беззаботностью, что невозможно не расплыться в улыбке, слушая их. Но есть и пара довольно страшных песенок. Понятное дело, они звучат на "тёмных" уровнях или встречах с боссом. А от темы последнего босса у вас гарантированно пойдут мурашки! То есть сами по себе они не вызывают страха, но когда нас всю дорогу пичкают милыми песнями под картинку с улыбающимися колобками, а потом на уровнях мы слышим, как это малютки тревожно кричат какую-то мелодию, а на последнем уровне, так вообще загробными воплями, с непривычки волосы встают дыбом. Саундтрек обладает отличной жизнеспособностью и вне игры. Лично у меня после знакомства с Loco Roco несколько месяцев из плеера не выходили их песни. Это ли не успех?
Послесловие
LocoRoco - игра, в которой невозможно разочароваться. Будь вам 3 года, 13, 23 или 53, купив эту поделку на PSP вы никогда не прогадаете. На первый взгляд, чудной (да, что уж там, абсолютно безумный), не поддающийся никакому описанию мир, будто сошедший с картин самого пропитого на свете наркомана, увлечёт вас с головой уже после первых пятнадцати минут игры. Если бы у человечества был прибор, способный измерить количество милости на пиксель, уверяю, он бы зашкалил. А в сочетании с затрагивающей самые тонкие нотки вашей души даже самый брутальный мужик смахнёт пару слёз умиления. Дизайн персонажей предельно прост, весь акцент сосредоточен на эмоциях. Геймплейно игра, может и не является новатором, но уж точно вовсю использует потенциал портативной консоли Sony. Не обманывайтесь детской, на первый взгляд, обёрткой - LocoRoco есть что предложить и взрослым. Во всяком случае, если вы надумаете собрать все землянички и обнаружить всех Муи-Муи, приготовьтесь скакать как оголтелые, заучивая каждый миллиметр уровня наизусть - иначе ничего не выйдет. А если вспомнить местные мини-игры, тут даже будет, чем заняться для любителей The Sims! LocoRoco нашла ключ к сердцу буквально каждого геймера. И если вы, имея PSP до сих пор не поиграли в это удивительное творение, вам должно быть стыдно смотреть мне в глаза!
ИТОГО:
- Графика: 9/10
- Геймплей: 10/10
- Музыка: 10/10
- Звук: 9/10
ВЕРДИКТ: 9.5