«Аааа!»
Сомневаюсь, что найдутся те, ко ни разу в жизни не слышал о Сэмюеле Стоуне. О том самом Сэмюеле Стоуне, что неудержимый «Серьезный» Сэм. Практически каждый помнит протяжное «Аааа!», издаваемое непонятно откуда безголовым камикадзе, спешащим на встречу с вами, а потом с Создателем. Хотя, судя по внешнему виду, такая встреча уже имела место быть.
Serious Sam: First Encounter был и останется легендой в жанре веселых пострелушек между одиночкой героем и бесконечными толпами врагов. Ребята из хорватской команды Croteam задали своей игрой новую планку качества. Это подтверждает хотя бы тот факт, что спустя 15 лет после релиза оригинала, какой-то парень сидит и строчит обзор, в котором намерен добрым словом вспомнить все их заслуги.
Не ходите в космосе гулять
Предыстория игры следующая. Человечество в 21-м веке сумело шагнуть технологически далеко вперед благодаря находкам, совершенным на местах Древнего Египта, некогда посещенного жителями Сириуса. Людям открылась возможность путешествия к далеким звездам, чем они и начали усердно заниматься. Но в какой-то момент космический «тур» был прерван армией крайне недоброжелательных инопланетян, на которых нам довелось наткнуться на просторах бескрайней вселенной.
Возглавляемый безжалостным тираном по имени Ментал, неприятель начал вытеснять землян с успешно обжитых территорий, и, в конце концов, загнал их на родную планету. Казалось, уже ничего не может изменить печальных перспектив. Но это только казалось. У человечества появился заветный козырь в рукаве.
Ученые сумели обнаружить артефакт, названный «Ключом к Вечности». Как выяснилось, с его помощью можно осуществлять путешествия во времени, а значит, данная находка может послужить еще и ключом к решению проблем человечества. Принимается решение, отправить кого-то в прошлое и попытаться изменить ход событий, накостыляв Менталу задолго до знакомства с ним и его прислужниками. Уж не знаю насколько большой «пропускной способностью» обладал данный телепорт, но вместо пары бригад вооруженных до зубов морпехов, принимается решение отправить одного, наиболее отличившегося в борьбе против инопланетных монстров человека – Сэма Стоуна, по прозвищу Серьезный Сэм.
Поздравляю, мы в прошлом!
Сказано – сделано, и вот уже испортившаяся на мгновение из-за нашего прихода погода, сменяется палящим солнцем. Взору открыты бесконечные пески, уходящие в синее небо, и лестница к входу в храм египтян. Поздравляю, мы в прошлом и можем начинать вечеринку!
Начинаются наши похождения с весьма небогатым арсеналом. В нашем распоряжении простенький нож и револьвер с бесконечными патронами. Вернее, патроны вполне «конечные», но если они и закончатся, то не в нашем барабане, а в том месте, откуда они в него телепортируются. Принцип действия такой технологии объясняется ИНЕРТАНом (Имплантированным в НЕРвную систему Тактическим Анализатором, помещенным в голову нашего героя), который на протяжении всей игры будет сохранять информацию о встреченных нами противниках, найденном оружии, будет напоминать нам о целях и давать подсказки.
Собственно с одним пистолетом долго бегать не придется. Уже через несколько метров мы подберем второй такой же и в ковбойском стиле сможем вести огонь с двух рук. Откуда в тех краях, а главное в том временном периоде берутся вполне современные образцы вооружения и боезапас к ним, мне до сих пор не ясно. Но в данном случае к такому вовсе не нужно придираться. Здесь никто не покушается на реализм. Помимо патронов на местности разбросаны «лечилки» и броня, без которых вряд ли можно обойтись, разве что только первый уровень.
В отношении потенциальных мишеней в Serious Sam: First Encounter недостатка не возникает. Войска Ментала состоят как из бывших «особей» человеческой расы, ассимилированных и приведенных к требуемому виду, так и из прочих представителей живой природы со всех уголков космоса. Гибрид сирианца и быка, атакующий с разбега; двуногие механоиды с лазерными пушками и ракетницами; одноглазые зубастые гнаары да и все те же безголовые камикадзе, сломя голову (шутка-минутка) мчащиеся к Сэму с бомбами, примотанными к обеим рукам – разнообразие так и хлещет. С точки зрения юмора практически все враги – это, позвольте выразиться, один большой стеб с доброй порцией смелых и немного сумасшедших идей. Ну сами посудите, обезглавленные ребята в фиолетовых футболках, держащие в одной руке свою голову, а другой стреляющие из какого-то неведомого ствола – это ли не стеб? Похоже, у Ментала крайне извращенная фантазия, раз он создает таких монстров. Хорошо, что всех этих уродцев мы разберем с легкостью при помощи большого числа убойных стволов, будь то миниган, ракетница или же огромная пушка, палящая здоровыми ядрами. От попадания такой только мокрое место и остается.
Что же касается самих уровней, то по духу они, конечно же, довольно похожи. Все-таки действие игры разворачивается на пустынной территории, поэтому практически всегда мы будем наблюдать песок, пальмы и блоки с иероглифами. Время суток сменяется в порядке следования уровней, которых к слову, всего 15. Два из них являются секретными, и попасть на них можно, повернув в один из моментов в менее очевидном месте. Крупные открытые пространства чередуются с интерьерами, наполненными комнатами и коридорами. Разработчики оставили для игроков много веселых секретов и тайных областей на каждой из локаций. Я думаю, вряд ли открою для кого-то Америку, если скажу о пасхалке в виде большеголовых фанатов Сэма с лицами тех, кто трудился над игрой. Они такие милые и смешные… Я их всегда убивал. Так что стоит быть внимательным при прохождении, чтобы не проглядеть что-то забавное.
Несомненно, эталон
В жанре шутеров выходит огромное количество игр. Но лишь немногие из них оставляют о себе долгую, и при этом светлую память. И пусть это не звучит для вас, как речь на похоронной церемонии. Serious Sam: First Encounter своим появление положил начало замечательной серии ураганных экшенов, которая далеко не мертва. Стали бы разработчики, спустя много лет, выпускать HD версию их именитого проекта, если бы тот был никому не интересен. Однозначно - нет. Не важно, один или с другом в кооперативном режиме вы будете проходить игру. В любом случае похождения будут запоминающимися. Приятную графику, достойную оптимизация и бодрейший геймплей, оценили миллионы игроков. Позвольте и мне сделать то же самое.
Мои скромные оценки игре
- Атмосфера – 10/10
- Графика - 9/10
- Геймплей - 10/10
- Звуки - 8/10
- Общая оценка – 9/10