Семнадцатая по счету игра из серии Atelier продолжает развивать алхимическую тему, предлагая новую локацию и главного героя для поклонников волшебного котла.
В центре истории Atelier Sophie молодой и не слишком опытный алхимик Софи, которая получила в наследство от своей бабушки котел и книгу рецептов. Ее жизнерадостность и непосредственность располагают к себе жителей небольшого городка Кирчен Белл, где и происходят основные события игры. Софи вполне успешно выполняет заказы на изготовление снадобий и специальных предметов для местных жителей, пока однажды не обнаруживает у себя в ателье волшебную книгу по имени Плакта, которая пытается вспомнить свое прошлое. Чтобы вернуть новой подруге память, Софи должна использовать свою природную наблюдательность для того, чтобы придумывать новые алхимические рецепты и записывать их на страницы волшебной книги. Помогает ей в этом нелегком деле компания друзей, готовых всегда поддержать молодое дарование.
При необычной завязке, история Atelier Sophie: The Alchemist Of The Mysterious Book почти до самого конца буксует на месте, заставляя игрока сконцентрироваться на исследовании окружающего мира и общении с другими персонажами. Так же как и в Atelier Shallie, в новой части отсутствует наступающий на пятки таймер из оригинала, позволяя игрокам наблюдать развитие отношений персонажей, важные события и ход истории без спешки и опасений упустить детали. Все действия в игровом мире отнимают время, будь это перемещения по городу, занятие алхимией, общение с героями или исследование мира, но сам ход стрелки часов ни на что не влияет. Вы всегда можете промотать часы или дни в собственном доме, или бегая по карте мира. Единственное, что стоит учесть, так это наличие пятидневной недели, каждый день в которой соответствует какому-то растению. Первые три дня обычно не содержат специальных событий или сцен разговоров между героями, зато ягодные выходные предназначены преимущественно для общения. Встречаясь с другими персонажами, вы не просто наслаждаетесь милыми диалогами или наблюдаете симпатичные заставки, но и получаете полезные умения, новые предметы или специальные задания. Поэтому очень важно в ягодные дни уделять максимальное внимание встречам с друзьями.
Кроме наслаждения общением, которое занимает огромный кусок игрового пространства, игрокам предстоит проводить много времени в ателье, развивая свои алхимические способности. Как и в прошлых играх серии, основным местом для производства предметов остается волшебный котел. Собирая разные компоненты во время своего путешествия и покупая недостающие в городских магазинах, вы можете приготовить любой из доступных рецептов, если он не имеет ограничений по уровню алхимии. Смешивая в котле ингредиенты, вы должны обращать внимание на качество продукта и особенности компонентов, которые могут дать неожиданный эффект. Соединение обычного молока и элементов с высоким жаром позволит создать особое горячее молоко. А если в рецепт печенья добавить слишком много высококачественных деревьев, то еда получится соленой или даже горькой. Иногда вам требуется комплексное синтезирование. Так, сочетая золотую эссенцию с водой, вы можете получить золотой раствор, из которого можно синтезировать золотую руду и получить золотой слиток. Собирая все больше материалов, вы будете получать все больше возможностей для экспериментов. Впрочем, кроме специальных заданий и условий для открытия новых идей рецептов, эти эксперименты вряд ли будут необходимы.
Еще один важный элемент алхимии – это качество компонентов. Если ваш уровень ниже необходимого, то при использовании слабых источников, синтезируемый предмет может получиться очень низкого качества или не получиться совсем. Сам процесс варения напоминает чем-то классический тетрис или настольный пазл. Каждый элемент имеет свою геометрическую фигуру и вам нужно расположить их в котле 4 на 4 клетки. По мере развития истории, вам становятся доступны котлы большего размера, а также возможность улучшений текущего, что упрощает сам процесс создания важных предметов. К сожалению, для синтеза качественного философского камня, важного для окончания истории, игра требует от вас достижения 52 уровня Алхимии. А учитывая тот факт, что за создание несложных предметов вам дают совсем немного опыта, а сложные требуют уникальных компонентов, которые надо искать за пределами города, то для достижения цели может уйти множество часов реального времени. Кроме обычных экспериментов с компонентами, условия по новым рецептам нередко включают сражения с определенными противниками, требуют использования специальных средств или нахождения в определенном месте на карте мира ночью в дождевой шторм. Это тоже отнимает немало энергии и сил, но без большего количества рецептов нельзя создать могучие предметы и поднять столь важный уровень алхимии.
История The Alchemist Of The Mysterious Book разделена на отрезки, где вам необходимо провести достаточно времени в исследовании карты мира, сборе компонентов и сражениях с монстрами, чтобы активировать следующую часть сюжета. Нередко вам приходится пробовать разные варианты и приемы, чтобы сдвинуть полоску прогресса. Например, убийство сотни монстров лишь с трудом заполнят треть столбика, в то время как одно лишь создание нового оружия у кузнеца доведет ее до конца. К сожалению, авторы игры принципиально не объясняют необходимые условия для достижения важного прогресса. В мире Atelier Sophie практически ничего не происходит, а новая сюжетная глава лишь открывает несколько новых областей для исследования, предлагая в качестве пилюли скромный диалог. Побочным заданиям, общению и взаимоотношениям героев уделено в десятки раз больше экранного времени, чем воспоминаниям старой книги.
Как я уже отмечал выше, для создания новых алхимических формул необходимого исследовать окружающий мир и заниматься собирательством. Новые места для исследования на карте мира, больше похожего на настольную игру, Плакта вспоминает по мере возвращения памяти. Каждая точка на карте – это небольшая локация, где обитают определенные противники и можно собрать ценные компоненты. Некоторые локации включают вложения с пещерами и лабиринтами, но игровая механика от этого не меняется. По мере сбора урожая, предметы на уровне вновь возрождаются, предлагая более редкие или улучшенные версии самих себя. Противники тоже не стоят на месте, старательно преследуя вас и напрашиваясь на битву. При этом, соотношение уровней не имеет значения. Даже к концу игры вас будут преследовать примитивные формы жизни.
Сами сражения выполнены в пошаговом режиме. Вы можете нанести обычную атаку, которая способна выстроиться в цепочку смертоносных ударов, прибегнуть к набору заранее установленных предметов или воспользоваться специальными умениями, которые потребляют магию. Защитные и атакующие способности находятся вперемешку, но так как их не так уж и много, это не сильно затрудняет их использование. Кроме того, по мере нанесения ударов, копится линейка супер-ударов, которые активируются в автоматическом режиме, словно единая атака. Сами враги достаточно слабы и не требуют особенного подхода вплоть до финальной развязки.
Боевая система в меру примитивна, но здесь есть три важных отличия от прочих JRPG. Во-первых, ваши персонажи прокачиваются только до 20-го уровня, после чего с каждым новым левелом вы получаете одно очко опыта, которое можно потратить на любую из атакующих, жизненных или защитных характеристик самостоятельно.
Во-вторых, уровень оружия и брони не зависит от вашего текущего уровня. Иными словами, персонажу 5 уровня можно дать броню и оружие 34-го и он будет прекрасно их использовать, нанося максимальный урон противнику. Кроме непосредственно уровня, снаряжение имеет единицы качества, которые также влияют на их поведение в реальном сражении. Броню и оружие нельзя изготовить самостоятельно в ателье – только создать у кузнеца или портной при наличии специальных материалов и достаточного количества денег.
Третье важное отличие – это усталость. У каждого из героев есть очки выносливости, которые тратятся по мере перемещения по миру. Как только они достигают нуля, ваша атака и защита даже с лучшим снаряжением достигают минимума и вас способны одолеть даже самые слабые монстры. Уровень выносливости автоматически восстанавливается по возвращению в город. Там же можно сбросить переполненный мешок с компонентами и пополнить расшатанное здоровье. Но если вы погибли, не стоит расстраиваться. Вас вернут в родное ателье, отобрав в качестве пенальти несколько собранных предметов. Весь опыт и добытые рецепты останутся без изменений.
Возвращаясь к экономической части, стоит поговорить про сеть городских магазинов. Предметами торгуют в церкви и на центральной улице, включая фруктовый отдел, кузнеца, книжный, уличного продавца одежды и отдельного персонажа, который, кроме продажи редких предметов, может клонировать за счет своего тела (бедняжка уменьшается в размерах) очень редкие и важные компоненты из вашего хранилища. Последнее свойство просто необходимо для создания продвинутых версий оружия и одежды из редких в природе или сложно синтезируемых компонентов.
Естественно, что кроме натурального обмена в процессе торговли присутствуют и денежные знаки. Конечно, вы можете продавать торговцам ненужные предметы или собранные компоненты, но проще всего заработать золотые, выполняя задания, которые выдает владелец местного кафе. За уничтожение монстров, сбор предметов и производство алхимии вам готовы заплатить достаточно денег, которые можно потратить на снаряжение, предметы или на слухи в этом же кафе. Слухи предлагают вам информацию о персонажах, местах, а также открывают новые, редкие компоненты и позволяют сразиться с боссами. К сожалению, как и в случае с заданиями, слухи постоянно повторяются, и у вас нет возможности проверить, заплатили вы за эту информацию раньше или это нечто новое, кроме как перебирать плохо организованный список покупок в отдельном меню. Печально, что слухи о боссах и предметах имеют особенность исчезать через некоторое время, что в случае провала заставляет вас покупать их вновь.
Боссы заслуживают отдельного упоминания. Если большинство противников в игре не отличаются сложностью и интеллектом, то боссы, даже такого же уровня, как и вы, могут уничтожить все партию за пару ходов. Для сражения с ними необходимо создавать специальное оружие и вкладывать десятки часов в улучшение партии даже на минимальной сложности игры. Правда, большинство игроков вместо честного задротства предпочитают использовать глюк с качеством предметов, создавая себе неуязвимые сеты.
Но независимо от наличия лазейки, боссы в мире Atelier Sophie демонстрируют пример гигантского дисбаланса и необходимости системного гринда. И это на фоне фактического отсутствия истории, мелких локаций и тупой прокачки алхимии вызывает чудовищное разочарование. Не очень понятно, почему при столь дружественном режиме для новичков, вроде близких к нулевым пенальти за гибель в бою и маленьким уровням-аренам, авторы решили сделать столь сложных противников.
Небольшого внимания на фоне всего остального заслуживает система прокачки второй формы Плакты (она появляется в игре позднее), которую тоже можно улучшать, развивая специальные способности и внешний вид за счет алхимии. При должном желании и упорстве можно создать очень мощного боевого мага или война. Поменять одежду может и главная героиня в отдельно отведенном для этого разделе системного меню.
Особняком от всего этого стоит система подарков, которые должны улучшить отношение друзей к главной героине, но так как по сюжету вам придется много сражаться и прокачивать уровни, то подарки практически не играют роли – уровень дружбы персонажей достигает 100 при регулярных сражениях и вашем участии во фруктовых событиях. Уровень дружбы влияет на сплоченность команды и цепочки комбо во время поединков с монстрами. И кстати, уровень героев и опыт распределяется между всеми участниками отряда независимо от того, участвуют они в поединке или нет.
Atelier Sophie: The Alchemist Of The Mysterious Book своей мультяшной графикой и милыми персонажами оставляет исключительно приятное впечатление. Огромным плюсом для игрока являются честные 60 кадров в секунду и детализированные модели персонажей.
***
Несмотря на многообразие локаций мира и сложность умений, Atelier Sophie: The Alchemist Of The Mysterious Book во всем уступает своей предшественнице. В игре нет интересной истории, процесс алхимии значительно упрощен по сравнению с Shallie, порог вхождения для новичков очень низок, но боссы и вторая половина игры требуют неоправданно огромного инвестирования времени и ресурсов. Кроме того, почти вся поставленная авторами задача строится на гринде. Вы добываете ресурсы, чтобы создать новые предметы и снова пойти добывать ресурсы, а потом еще и еще. Сюжет буксует, почти ничего не происходит, очередное возвращение памяти дарит вам поход в новую область, но от этого нет удовольствия. Atelier Sophie – этот шаг назад для серии и один из тех проектов, которые затягивают в лабиринт скуки и повседневности, где можно даже неплохо существовать, если у вас либо очень много времени, либо наступило пустое на хиты лето или начало зимы.