Украинская студия с неординарным названием Flying Cafe for Semianimals, основанная выходцами из GSC, неспешно работала над антиутопическим квестом The Cradle в течение, без малого, четырех лет. Чуткий подход к сюжету и его грамотное вливание в геймплей, а также отсутствие ненужной шумихи вокруг проекта, способствовали появлению на свет этой поистине трогающей за душу, лиричной истории о людях, живущих в жестоком мире высокотехнологичного будущего.
Человечество уже не такое, как прежде. После вспышки неизлечимого вируса, дабы предотвратить вымирание, ученые нашли способ «оцифровывать» генетический код, впоследствии переселяя его из немощного органического тела в роботизированную оболочку. Металлические руки, ноги, голова, пластиковые волосы, глаза, все еще живые, полные эмоций, отображаются на небольшом экране-очках. Помимо всего прочего, каждое ДНК, как оказалось, обладает объективным показателем “чистоты” кода, из-за чего общество разделилось на четкие классы “красивых” и “уродливых”. Кому-то повезло иметь рейтинг выше 70%, а кто-то прозябает в резервации с позорными 30%. Намек на современный мир, охваченный манией оценок, “лайков”, “рейтингов” и “топов” весьма очевиден и предельно точен.
Идет 2076 год. Маленькая юрта посреди бескрайней монгольской степи. Юный главный герой по имени Энебиш просыпается от странного сна. По неясным причинам он ничего не помнит и все вокруг кажется чужим. Мысли путаются, очертания воспоминаний скрыты туманом. По запискам, обрывкам газет, вещам, разбросанным в юрте, он начинает восстанавливать картину своей жизни. Помогает ему в этом Ида - девушка, заточенная в оболочку робота, которая так же, как и Энебиш страдает от амнезии.
Разработчики возвращают нас во времена классических квестов от первого лица, поэтому многие современные игроки, выросшие на играх, где правильный путь указан стрелочкой, окажутся в до боли знакомой ситуации - «я не знаю куда идти, я застрял». Ученики же «старой школы» получат ни с чем несравнимое наслаждение от садомазохистской фрустрации при поиске очередной иголки в стоге сена, благо местная система взаимодействия с объектами предлагает окунуться с головой в мир инфернального «пиксельхантинга». Поиск примитивного стакана для воды может обернуться целым приключением на полчаса реального времени, при этом нельзя сказать, что игра поступает нечестно. Сложности настигнут прежде всего тех, кто отнесется к The Cradle без должного внимания и пиетета. Дело в том, что практически всё, что не привинчено гвоздями в доме главного героя, можно потрогать руками, из-за чего первое время игра пробуждает в вас инстинкт младенца, превращаясь в симулятор хаотичного хватания, кидания, открывания ящичков, шкафчиков, что в итоге приводит к тотальному беспорядку. Серьезный недостаток кроется в отсутствии каких-либо описаний поднимаемых объектов, так что понять где «коробка», а где «та самая коробка» - весьма непросто и приходится уповать либо на свое чутье, либо на метод научного тыка.
Процесс взаимодействия с объектами выполнен далеко не идеально. Если взять кастрюлю в руки не проблема, то вот аккуратно положить ее на кухонный стол не получится. Энебиш будет упорно ронять ее на пол или яростно кидать о стену. Особенно забавно по чистой случайности забросить куда-нибудь важный для прохождения мелкий предмет, а потом искать его по углам, среди куч бесполезного мусора.
Также несколько разочаровывает иллюзорность масштабов местных пустошей. По сути, в The Cradle всего две активные локации, связанные с сюжетом, остальные же области совершенно пусты и представляют собой нескончаемые копи-пасты текстур. Однако ориентация на повествование в итоге оправдывается и, переживая за судьбы главных персонажей, забываешь о технических ограничениях и, возможно, излишней «камерности» игры. На определенном этапе, разработчики делают финт ушами, прерывая медитативное приключение динамичными головоломками-платформерами, целью которых является собирание N-ого количества кубов нужного цвета и забрасывания их в восходящий поток воздуха. Препятствует этому летающая красная маска, то и дело норовящая взорвать под игроком платформы или замуровывать в железобетон. На первый взгляд, возня с разноцветными кубиками на стерильной арене разрушает общий настрой, но потом привыкаешь, а сюжетное обоснование подобного хода придаст уверенности щепетильным искателям логики.
Графический стиль элегантно сочетает реалистичные модели персонажей и объектов с «акварельными» облаками и будто вырезанной из картона растительностью. Атмосфера монгольской пустоши, несмотря на тематику пост-апокалипсиса, не мрачная, а-ля Fallout, а скорее навевает горько-сладкие ощущения меланхоличной эфемерности окружающего пространства. Приятная палитра, в которой превалируют мягкие зеленые, бирюзовые и голубые цвета может вызвать некоторые ассоциации с шедевром Мишеля Анселя Beyond the Good and Evil. Но особенно поражают великолепные модели персонажей. Уровень анимации и проработка деталей дадут фору любому «AAA» блокбастеру, а акцент на «живых» глазах, являющихся в прямом смысле «зеркалом души», можно сразу же наградить премией за самое умное дизайнерское решение года.
На фоне прекрасного художественного оформления, то тут, то там попадаются технические погрешности: на экране загрузки можно успеть вздремнуть, а частота кадров временами внезапно падает до «слайд-шоу» без каких-либо видимых причин. Вкупе с вышеописанными проблемами с управлением, общая радужная картина может оказаться несколько подпорченной. На помощь вовремя подоспевает успокаивающая раздраженные нервные клетки музыка, состоящая в основном из легкого эмбиента и электронных мелодий, чем-то напоминающих о 8-битной эре. Не стоит беспокоиться и о языковом барьере. В игре представлены английская, русская и украинская версии, с полностью переведенными диалогами и текстами.
***
Нельзя не отметить, что заочные фанаты не зря ждали The Cradle. Долгие годы разработки не прошли даром. На выходе мы получили отнюдь не очередную созерцательную инди-ходилку, а полноценный квест в лучших традициях жанра, по многим параметрам готовый тягаться с крупными AAA-проектами.