История разработки «Тук-тук-тук» от отечественной студии Ice-Pick Lodge, известной благодаря культовой игре « Мор. Утопия», покрыта туманом и вполне подойдет для сюжета одной из серий «Баек из склепа». По заверениям создателей, однажды на почту им пришло анонимное письмо с архивом, содержащим материалы, посвященные незавершенной игре. Автор письма с не малой долей тревоги просил закончить проект, но только при условии использования предоставленных файлов, в числе которых были видеозаписи, звуки и отрывки текста. По понятным причинам, странная просьба была воспринята со скепсисом, но затем, Ice-Pick Lodge все-таки решились на эксперимент.
История в игре подается отрывочно, с помощью намеков, пространных рассуждений и вопросов, не имеющих ответа. Четких объяснений происходящих событий не дается ни в одной из нескольких концовок. Все они, по словам разработчиков, - правильные, и game over-а в «Тук-тук-тук», в принципе, не существует. Главный персонаж обозначается, как «Жилец» – это страдающий бессонницей паренек с выпученными совиными глазами и взъерошенными волосами, бродящий по огромному мрачному дому, стоящему в глубине дремучего леса. Преследуемый ночными кошмарами, «Жилец» постепенно теряет связь с реальностью. Пространство вокруг стремительно сжимается, и мир болезненных фантазий заполняет сознание. Дом начинают наводнять жутковатого вида «гости», преследующие главного героя.
Двухмерное окружение с иллюзорной трехмерной перспективой, ограниченный обзор, не дающий возможности увидеть происходящее впереди и сзади, порождает неприятные ощущения клаустрофобии. В доме царит давящая атмосфера ночного кошмара: со всех сторон доносятся то едва уловимые шорохи и шепот, то резкие звуки вроде разрядов молнии и громкого стука в дверь. Несмотря на определенные условности, ни разу не возникает мысли, что игра пытается напугать «дешевыми» способами. Глупых «скримеров» не будет, и уже этот факт безмерно радует. Вместо них «Тук-тук-тук» опирается, прежде всего, на внутреннее напряжение, появляющееся у игрока из-за недостатка каких-либо указаний, как сюжетных, так и по части игрового процесса, главной задачей которого является продержаться определенное количество ночей, дождавшись спасительного рассвета.
Единственный способ защититься от надвигающегося безумия – это исследовать дом, расположение комнат которого меняется каждую ночь, а также зажигать лампочки, заполняя светом не только физическое пространство, но и сознание «Жильца», позволяя ему видеть детали реальности. Со временем в пустых помещениях появляется мебель и прочие предметы обихода, которые можно использовать как укрытие от слоняющихся повсюду “гостей”, коих нельзя напрямую назвать врагами, так как столкновения с ними не означают смерть, однако время предательски начинает бежать вспять, отсрочивая восход солнца, запирая игрока внутри спиралевидного сна.
Разработчики в некоторых моментах перемудрили с неизвестностью и загадочностью, из-за чего понять элементарные правила игры довольно сложно. В версии для PS4 к тому же зачем-то убрали всплывающие иконки интерфейса. Механика «пряток» с местными призракам, которая, по идее, предполагает постоянные неожиданности и случайное развитие событий, скорее вызывает недоумение, а это чрезвычайно сильно мешает бояться. Под конец, когда сложность заметно вырастает, ощущение страха покидает вовсе, и игра уже воспринимается, как обычная головоломка.
Это стандартная ситуация для многих малобюджетных, экспериментальных проектов. Интригующая история возможно прекрасно бы смотрелась на бумаге, но в игре она слегка теряется, заслоняемая превратностями монотонного геймплея, склонного к постоянным повторам одних и тех же игровых ситуаций.
Тем не менее, нельзя сказать, что «Тук-тук-тук» совсем разочаровывает. Внешне милая стилистика рисованной флеш-анимации создает абсурдно уютное и одновременно напряженное настроение. Практически полное отсутствие музыки компенсируется замечательными симфониями всевозможных скрипов, гудений, призрачных всхлипываний, низкочастотных бурчаний, громыхающих цепей и тому подобных звуков. Уже нашлись свои преданные поклонники, занимающиеся интерпретацией путаного сюжета, а на youtube игра собрала больше миллиона просмотров благодаря знаменитым «летсплейщикам».
***
Самое интересное, что на официальном сайте, сами разработчики не советовали покупать игру в версии для PS4 до 18 сентября. Все дело в изначально непомерно завышенной цене в тысячу рублей, которая в последствии упала до приемлемой суммы. Судя по всему, студия Ice-Pick Lodge отдает себе отчет в экспериментальной направленности данного камерного проекта и честно пытается уберечь финансы потенциальных покупателей. Поступок, безусловно, заслуживающий уважения.