Последние два года для студии Firaxis выдались довольно непростыми. Beyond Earth, несмотря на качество, не смог стать долгоиграющим проектом - ему остро не хватало разнообразия основной серии. Однако вместо того, чтобы исправить это упущение быстрыми дополнениями, разработчики ударились в создание еще одного ответвления, что только отпугнуло запутавшихся игроков. Затем была XCOM 2, после которой создалось впечатление, что студия попросту топчется на месте. Но сейчас становится очевидно, что подопечные Сида Мейера копили силы для решающего рывка, которым стала Civilization 6.
Шестая часть культовой серии является эволюционным развитием франшизы после революционной пятой части, которая обновила устоявшуюся механику и успешно породила гексагональную стратегию. Вы сразу замечаете переработанный визуальный ряд, вдохновленный эпохой Великих географических открытий, что нашло отражение в карте, стилизованной под рукописную. Кроме того, Firaxis проявили повышенное внимание к деталям: на просторах Civilization 6 происходит огромное количество событий. В шахтерском районе кружит вагонетка, на ветру колышутся колосья пшеницы, косяки рыб резвятся в морях, на стадионе можно разглядеть толпу. Все это требует солидной производительности от компьютера, однако проект можно легко оптимизировать под свои нужды. Игра работает ощутимо лучше, чем Beyond Earth.
Основная цель для игрока осталось прежней: нужно взять под свою опеку нацию и привести ее к мировому господству одним из пяти доступных путей. Вы можете победить по очкам, совершить научный прорыв, превратить страну в туристическую мекку для иностранцев, захватив столицы других государств или превратить свою религию в доминирующую.
Среди лидеров, каждый из которых олицетворяет свой народ, имеются не только зарекомендовавшие себя личности, например, Ганди, но и новые персоны. Многие игроки сразу же бросятся играть за Петра Великого, однако нас удивила и царица Томирис. Компания Сида Мейера проделала огромную работу над скифами, которые разговаривают на чистейшем осетинском языке.
Люди, знакомые с основами Civilization, сразу почувствуют себя как дома. Однако они сразу же заметят интересные особенности. Основным новшеством стало появление в городах специализированных районов. Это еще сильнее влияет на диверсификацию населенных пунктов и заставляет внимательно планировать застройку, изучая доступную местность. Скажем, если рядом с портом есть такие ресурсы, как рыба или крабы, то это позволит получить дополнительные доходы. Более того, некоторым районам необходимо выбирать направление развития, так как в одном городе нельзя построить сразу художественный и археологический музеи.
Количество доступных для строительства клеток ограничено, и, построив новый пригородный район, вы вполне можете остаться без еды. Так что придется делать трудный выбор. Что вам нужнее? Университетский городок или коммерческий квартал? Не стоит забывать и о том, что постройка Чудес света требует соблюдения условий. Тот же Эрмитаж можно возвести только на берегу реки.
Претерпел изменения и подход к юнитам. Строители выпускаются группами по три единицы. Каждый их них расходуется на реализацию одного конкретного проекта. Что же касается солдат, то трех бойцов можно объединить в группу, которая будет занимать всего один гекс. А вот инженерные юниты превратились в рудимент. Дело в том, что торговые караваны автоматически прокладывают дороги. В результате инженеры, которые также выпускаются группой по три штуки в каждой, оказались на периферии.
Игроку предоставляется масса возможностей, однако бездумная прокачка неизбежно приведет к поражению. Приходится напрягать голову, разрабатывая долгосрочную стратегию. На это влияет и система политического строя. Идеология представляет из себя набор карт с пассивными бонусами, которые делятся на несколько видов. Скажем, демократия позволяет вам выбрать одну военную, три экономических, две дипломатических и две случайных. Новые карты вы получаете в ходе постепенного изучения древа социальных институтов. Кроме того, каждый из политических строев обладает основным бонусом, который со временем усиливается.
Дабы разнообразить стандартную рутину изучения, разработчики улучшили систему дополнительных мини-заданий. Изучение технологий можно значительно ускорить, выполнив определенные условия.
Не меньше внимания уделено и героям. Все расы участвуют в глобальном соревновании по привлечению выдающихся личностей. Например, если генерировать очки великих флотоводцев, то вы быстрее сможете заинтересовать какого-нибудь адмирала.
У героев имеются активные и пассивные навыки, что вносит дилемму. Скажем, воительница Боудикка дает бонусы определенным типам юнитов. Ее можно связать с отрядом солдат. Но вы также можете отправить персонажа “в отставку”, получив разовый бонус. Например, обратив стоящие вблизи отряды варваров в союзников. Или прокачав свои войска.
Дипломатия также является краеугольным камнем серии, однако она по-прежнему вызывает недоумение. Каждый из лидеров народа обладает своей определенной моделью поведения и это приводит к курьезам. Та же Индия стремится развивать торговые отношения, и с ней легко сотрудничать. Однако на Китае игра дает трещину. Здешний Цинь Шихуанди попросту ненавидит, когда другие нации строят Чудеса света. Это недовольство может обернуться самой настоящей атакой миссионеров.
Как уже говорилось выше, победу можно одержать духовным путем. Возведя религиозный квартал, мы получаем возможность создать собственный культ и подготовить миссионеров, апостолов и инквизиторов, которые покупаются за очки веры. Однако этим любят злоупотреблять противники, поэтому масштабных сражений в духе “пастафарианство против даосизма” вы не избежите. Выглядят это довольно забавно, так как священники в прямом смысле этого слова мечут гром и молнии.
Систему шпионажа также никто не упразднял, и вы можете использовать шпионов для того, чтобы красть деньги у других государств, потому что риск быть раскрытым минимален, а выгода - максимальна. Это можно сказать и про контршпионаж. Однако вы также можете направить агентов на саботаж научных проектов соперников или кражу реликвий.
Последним звеном, формирующим целостность игры, стали полисы. Направляя послов, вы сможете не только получать дополнительные бонусы, но и стать сюзереном города-государства, получая доступ к дополнительным ресурсам.
Общую идиллию комплексной стратегии омрачают лишь несколько неприятных багов. Игра может начать крашиться на определенном ходу. В некоторых городах вы не сможете построить важные объекты. Скажем, у меня не получилось изучить дополнительные оборонительные сооружения, хотя необходимая для этого начальная стена была возведена. Также на карте могут отсутствовать важные ресурсы. Вроде алюминия, без которого нельзя сформировать современную авиацию.
Музыкальное сопровождение - это тема для отдельного разговора. Аранжировка темы народа постепенно меняется по ходу развития, поэтому она не должна сильно надоесть. Однако есть жирное НО. Если игрок терпеть не может “Калинку-малинку”, то играть за Россию ему строго противопоказано.
Последний пинок предназначен локализаторам, которые не смогли корректно адаптировать шрифты, поэтому в игре вашей столицей будет не Санкт-Петербург, а Санкт-петербург. Да и зачем играть с русской озвучкой, если в оригинале нарратив зачитывает мистер Шон “Умру в каждом фильме” Бин?
***
Несмотря на несколько помарок, Sid Meier's Civilization VI - грамотное развитие идей культовой серии. Команда Сида Мейера сделала правильный акцент на разнообразии возможностей, что позволило избежать однобокости Beyond Earth. При этом каждый элемент игрового процесса органично переплетается с другими, усиливая глубину погружения и оставляя приятное послевкусие. В результате мы получили лучшую PC-игру 2016 года.