Есть игры актуальные. Есть игры устаревшие. А есть такие как Tyranny, и их мало волнует дата в календаре. Она бы запросто могла выйти 10 лет назад и даже тогда считаться старомодной. Но, смею предположить, выйди Tyranny через 10 лет, её актуальность не уменьшилась бы ни на йоту. Не изменилась бы ни оценка, ни восприятие игры, ни розоватый оттенок глаз в пять утра у человека, севшего скоротать вечерок за новым проектом Obsidian.
Tyranny - это классическая компьютерная ролевая игра в духе старых творений BioWare и давно сгинувшей в небытие Black Isle Studios. Фанаты Planescape: Torment, Baldur’s Gate и недавней Pillars of Eternity почти сразу почувствуют запах домашнего очага сквозь монитор: изометрия, красивые 2D-декорации, ветвистые диалоги, в которых нередко предоставлено по 7-8 вариантов ответа, вдумчивые сражения с тактической паузой, вагон параметров, с которыми придется считаться едва ли не до финальных титров, череда непростых решений с порога и груз ответственности за них, преследующий вас по пятам…
Сами по себе такие вещи не являются очевидными достоинствами и универсальными признаками хорошей ролевой игры. Это лишь набор инструментов, с которым людям из Obsidian привычней всего работать и знакомить игрока с безумными вселенными, рожденными у них в головах. Или, если хотите, язык, на котором разработчики привыкли общаться с игроком и ведать ему поистине захватывающие истории. В данном случае, студии действительно есть что сказать и показать.
Мир Tyranny получился крайне колоритным. Исторически он находится где-то между бронзовым и железным веками. Магия есть и её страшатся, но никакими эльфами, орками и прочими гномами тут не пахнет. Из диковинных рас вам встретятся разве что зверолюды, напоминающие помесь оборотней и неандертальцев. Практически всё время приходится иметь дело с людьми: хорошими, нехорошими, крайне нехорошими и катастрофически нехорошими.
И мир этот предельно мрачен и жесток. Вы вряд ли захотели бы оказаться там иначе как через призму видеоигры, ибо зло тут не просто главенствует, оно давно победило добро, искалечило, заставило пресмыкаться и вырвало сердце. Как нетрудно догадаться из названия игры, основным лейтмотивом пьесы значится тирания. Кайрос, главный деспот и угнетатель, с малых лет успешно прибирал к рукам земли и порабощал народы, а всех несогласных жесточайше наказывал. К моменту начала игры его завоевания длятся уже более 400 лет, но останавливаться захватчик не планирует. Территория, на которой происходит действие игры, называется Ярусы, и часть местных обитателей, забыв про инстинкт самосохранения, восстают против тирана.
Первое и самое важное, что стоит знать о сюжете Tyranny, - это не очередная история про партизанскую войну, а главный герой отнюдь не доблестный борец с несправедливым режимом. Вы - Вершитель Судеб (или при желании Вершительница). Фактически, вам выпала роль судьи, правой руки Владыки Кайроса, несущей закон от имени кровавого деспота.
У привлечения к делу столь влиятельной персоны есть веская причина - две армии Владыки уже несколько месяцев не могут унять мятежников, засевших в одной крепости. Вместе с нашим героем Кайрос приносит армиям ультимативный мотиватор взять крепость быстрее: либо бунтовщики будут выкурены и наказаны в кратчайшие сроки, либо в долине помрут вообще все, включая неудачливых захватчиков. Кайрос - могущественный колдун. Он накладывает на территорию непроходимый магический барьер и жуткое заклинание, которое уничтожит всё живое, если условия не будут выполнены за 8 дней. Такие заклинания называются Эдиктами - тиран уже не раз использовал их в качестве крайней меры в целях объединения земель. Как сказал один из персонажей игры: “Мы объединим Ярусы. Либо под общим знаменем, либо в общей могиле. И какой из этих вариантов будет выбран - не волнует ни меня, ни тебя, ни Кайроса”.
Вершитель Судеб - не очередной стереотипный герой RPG с туманным прошлым, которому отшибло память и о нем никто не слышал. Наш альтер-эго принимал активное участие в завоевании Ярусов за годы до событий игры. При создании персонажа вам предстоит сделать более десятка важных решений, как именно Вершитель поступал в критических ситуациях, какому из двух омерзительных вассалов Владыки отдавал захваченные города, как поступал с пленными и многое другое. И, Боже упаси, не поленитесь уделить этим выборам внимание. Просто забудьте о существовании кнопки “быстрый старт”! Эти поступки тянуться за вами едва ли не до финальных титров. Каждая собака в этих землях будет узнавать героя в лицо и припоминать, что вы там бездумно кликнули 20 часов назад.
Мудрым решением со стороны разработчиков было выделять в диалогах все присущие вселенной термины и отсылки к историческим событиям разными цветами. Вы всегда можете кликнуть на них и прочитать подробную информацию, если не очень понимаете о ком и о чем говорит собеседник и чем, к примеру, знаменита упомянутая им фракция. Это позволяет лучше вжиться в роль Вершителя Судеб, которому не к лицу быть незнайкой в этом мире. Интересный факт. При богатой на детали истории Tyranny крайне неохотно делится подробностями про пресловутые Законы Кайроса, хоть наша цель - нести их в массы. Эта деталь во многом развязывает игроку руки, позволяя трактовать понятие о правосудии на своё усмотрение.
Происходящие под барьером события - это лишь малая часть игры, но такая временная изоляция позволяет аккуратно втянуться в мир Tyranny и познакомиться с двумя основными фракциями, не лопнув от переизбытка информации и приступов агорафобии.
Первая сторона - Алый Хор. Это беспощадная и недисциплинированная толпа вояк, возглавляемая воистине безумным существом с расщеплением личности. Они несут огромные потери в завоеваниях, но легко восполняют армию пленниками с захваченных земель. Причем дилемма “будешь с нами, либо умрешь” - еще самое гуманное, что может предложить Алый Хор. Зачастую они организуют смертельные бои между пленными, заставляя их вырезать всех родных и близких в знак отречения от прошлого и новой жизни на службе у Владыки.
Вторая армия - Опальные. Легион зазнавшихся нацистов, принимающих в свои ряды лишь жителей северных земель. Пленных они используют в качестве презренных рабов, но чаще не берут вовсе. Дисциплиной и пафосом чем-то напоминают Римскую Империю.
Надо ли говорить, что ни одна из сторон скорее всего не вызовет у вас симпатии? А ещё их командиры постоянно собачатся, не в силах слаженно организовать наступление, пока драгоценное время уходит в небытие. Конечно, обе фракции служат Кайросу, и до открытых конфликтов стараются не доводить, но видно, что отношения их накаляются с каждой минутой.
Tyranny регулярно прижимает Вершителя к стенке, заставляя выбирать из двух и более зол. И выборы эти отнюдь не простые. Вы довольно быстро усвоите, что решить дело миром, оставив всех с сияющими улыбками, не получается практически никогда. Этот урок игра преподала в самом начале, когда загнанный в угол бунтующий приставил нож к горлу командира Опальных. Я попытался без лишних жертв убедить мятежника сдаться, даже напомнил ему о своей несгибаемой честности в одном из поступках прошлого, пообещал пощады и это даже получилось. Но стоило ему отпустить пленника, как солдаты без предупреждения нашпиговали несчастного железом и поблагодарили за хитрую расправу над предателем, даже не подозревая, что игрок и впрямь пытался спасти бедолагу.
И это лишь один пример из десятков, когда игра щелкает по носу, растаптывая ваши попытки добродетель в грязи. Вам придется свыкнуться с мыслью, что большинство решений обязательно приведут к рекам крови, вопрос лишь чьей.
Вежливость в этом мире далеко не всегда приносит свои плоды. Хотите защитить пленников от неминуемой казни от рук Алого Хора? Толпе варваров будет плевать на ваши просьбы о милосердии. Но грубо пригрозить палачу расправой, схватить его за шлем, а то и вовсе на смертный бой вызвать - такое может и сработать.
Что примечательно, накапливая благосклонность одной из фракций, мы получаем за это определенные бонусы, вроде пассивных и активных навыков. Но есть и полоска гнева, которая тоже дает вам неслабые преимущества. Например, подружившись с Алым Хором, Вершитель будет чуть лучше стрелять из лука, а хорошенько разозлив их, получит бонусы к защите. Доведя же гнев до предела и вовсе обучится грозной способности под названием “Брызги крови”, которая пригодится в боях. Вы совершенно точно не сможете угодить каждой стороне, но разругаться со всеми - запросто!
Как и положено хорошей ролевой игре, Tyranny на регулярной основе дегустирует параметры и навыки вашего протеже в самых неожиданных ситуациях. Решили в диалоге обмануть собеседника? Посмотрим, хватит ли герою “хитроумия”. Хочется взобраться на скалу и узнать что там? Не выйдет, слабачок, с таким-то уровнем “атлетики”! Хотите изучить странный магический символ? Ну так предъявите “знания”. Без навыков владения оружия тут, кстати, не обойтись. Нередко дозволяется избежать конфликта словами или упростить бой, скажем, запугав противника угрозами, но совсем избежать стычек не выйдет.
Боевая система не сильно изменилась с прошлого творения студии - Pillars of Eternity. Сражения во многом вызывают ассоциации с первой частью Dragon Age от BioWare. Есть партия до четырех разношерстных бойцов, тактическая пауза (на высоких сложностях её приходится использовать едва ли не посекундно) и охапка способностей, которые требуют грамотного применения в спорах с бесстыдниками, решившими поднять меч на отряд Вершителя. Враги ведут себя в меру адекватно, кидаются на самых хлипких компаньонов и не упускают возможности засандалить копье именно в того бойца, которому и так только что крепко досталось. Потому способности, завязанные на провокации, тут играют куда более важную роль, чем в той же Divinity: Original Sin, где противнику до лампочки, в кого вливать урон.
Есть в стычках и раздражающие моменты, которые кочуют, кажется с самой первой Baldur’s Gate. Персонажи не всегда адекватно реагируют на команды, иногда застревают друг в друге и разве что не путаются и собственных ногах. Поначалу обмен ударами может показаться слишком медленным (клавиша Num+ ускоряет действо), а излишне долгие паузы между атаками выглядят нелепо. Но со временем бойцы прокачаются и ускорятся, изучат простейшие колдовские трюки и сражаться станет в разы интереснее. Магические заклинания, кстати, тут собираешь по кусочкам из так называемых сигилов. Доступна магия всем, но требует хорошего уровня навыка “знания”.
Интересной особенностью стали совместные способности с напарниками. Например, Вершитель Судеб может подбросить товарища вверх, чтобы тот в прыжке высадил по неприятелям град огненных стрел. Либо герой вырывает из земли массивный валун, подбрасывает над собой, а напарник взрывает глыбу, накрывая всё вокруг смертоносными осколками.
Выглядят такие трюки настолько зрелищно, насколько позволяют местная игровая графика. А позволяет она не так уж и много. В современных играх мы привыкли видеть как персонаж во время диалога пожимает плечами, смеется или дрожит от страха. Тут подобные вещи приходится читать. И читать много. Текст поведает, как вы поднялись по веревке на гору, не продемонстрировав соответствующей анимации. Он упомянет, что высоченный шпиль буквально пронзает небо, но узреть вы сможете лишь его основание. Расскажет о бездонной пропасти, но вглядеться в нее игра не позволит. Сегодня такой подход некоторые сочтут архаизмом. Но в то же время Tyranny хранит теплую книжную атмосферу и, как любят говорить фанаты старых игр, оставляют игроку простор для фантазии.
С озвучкой все довольно странно. Часть диалогов озвучена (в основном сюжетных), но большинство нет. Нередко грань между озвученными и не озвученными репликами по несколько раз рвется в рамках одной беседы.
Стоит упомянуть и о компаньонах. Тут всё ожидаемо прекрасно. Умельцы из Obsidian почти всегда радовали нас яркими и неординарными спутниками, разгребать скелетов в шкафах которых - одно удовольствие. Tyranny не стала исключением в этом вопросе.
Например, Барик выглядит как огромная куча металлолома. Могучий воин давно заперт в собственном доспехе, не в силах снять его. Ему приходится регулярно смазывать пластины и обливаться маслами, чтобы не заржаветь. Нетрудно догадаться, что от Барика исходит жуткая вонь, о чем порой напоминают окружающие. Да и общается бугай на первых порах довольно грубо, но как боевой товарищ незаменим.
Или Сирин. Юная девушка, у которой обнаружились невероятные способности… пения. Песней она может лечить, калечить и даже манипулировать окружающими, лишая их воли. Разумеется, необычные вокальные данные отлично проявляются в бою. На голове у нее закреплен загадочный шлем, сдерживающий неконтролируемую силу девчушки. Снять его Сирин не решается, так как диковинный механизм сконструирован так, что это приведет к мгновенной смерти. Разумеется, к столь любопытной барышне вырисовывается ряд вопросов…
Сопартийцы бессовестно вклиниваются в диалоги, спорят друг с другом и всячески пытаются доказать, что они живые люди со своими проблемами и целями. Естественно, они по-разному относятся к вам и вашим поступкам, но хлопать дверью из-за недостаточного уровня верности не станут, слишком уж важен для них Вершитель. Но для истории важно, по какой причине они остались с вами, держит ли их искренняя дружба или страх.
По ходу сюжета у вас появится возможность посетить все достопримечательности Ярусов. Представили полные живности величественные леса, потрясающей красоты водопады, процветающие города? Забудьте, вы не ту игру запустили! Tyranny не будет услаждать ваш взор подобными вещами. Такого в Ярусах давно нет. Вдоль дорог “красуются” шеренги давно распятых мятежников. Крепости и мосты разрушены. Но главное, мы воочию узрим последствия тех самых Эдиктов, приведших к жутким катаклизмам. На юге бушует бесконечная песчаная буря, а из земли торчат огромные уродливые сталактиты неизвестного происхождения, похожие на когти. Северо-восток встретит вас разрухой от нескончаемых землетрясений. Ветхие технологии не смогли скрыть талант художников. Локации выполнены в 2D, но нарисованы со вкусом и стилем.
Tyranny насквозь пропитана гнетущей атмосферой. Музыка не сильно запоминается, но свою роль выполняет безотказно - навевает какую-то странную печаль и безысходность. Тиран Кайрос чем-то напоминает Большого Брата. Это почти мифический персонаж, который наводит ужас на всех и которому многие молятся, но мало кто может поведать о нем хоть что-то конкретное. Мы не знаем как он выглядит, какого он (или она) пола и порой даже задаешься вопросом, существует ли Кайрос на самом деле?
На территории Ярусов возвышаются пять гигантских шпилей неизвестного происхождения. Исследовать их всех для прохождения не обязательно, но награда стоит того. По сути Шпили - это комнаты вашей личной крепости, между которыми можно свободно перемещаться. Каждый из них можно перестроить в кузницу, библиотеку, лазарет и так далее. В них всегда можно отдохнуть после долгих походов, перетасовать состав боевых товарищей, нанять туда торговцев и учителей для тренировки навыков. Только вот открыть путь на них порой непросто. Тут игра потребует разгадать небольшие головоломки с поиском магических знаков и расшифровкой рисунков на старых каменных плитах.
Основная претензия к свежему творению Obsidian проста и тривиальна - её слишком мало. Мало видов врагов, мало дополнительных квестов, мало напарников (всего шесть), мало всего. Проходится Tyranny примерно за 30 часов, что не внушительно для ролевой игры. С другой стороны, на фоне Pillars of Eternity, прошлого хита от студии, новинка выделяется значительно возросшей нелинейностью, а плотность знаменательных событий такая, что заскучать не получится в принципе. Игрок постоянно выступает в роли Фемиды, решая судьбы всех попавших в поле зрения. Практически любой персонаж, городок или фракция, засветившиеся на экране, ближе к финалу пожнут плоды вашего непосредственного вмешательства. Кто-то полюбит Вершителя всем сердцем и душой, кто-то возненавидит, кто-то в страхе покорится, а кому-то будет не до эмоциональных процессов, так как его рабочий график будет занят кормлением червей. Даже внешний вид территорий подвержен метаморфозам по вашей воле. При не самой впечатляющей продолжительности Tyranny радует огромным простором для перепрохождений.
***
Игровая индустрия развивается семимильными шагами. Форумы гремят спорами о важности перехода 3D-игр в 4к, шлемы виртуальной реальности и очки с голограммами грозятся заполонить рынок… Но студия Obsidian Entertainment, кажется, выпала из пространственно-временного континуума и ваяет ролевые жемчужины, не подвластные модным веяниям. Tyranny блестяще удаются главные вещи: с головой затянуть вас в один из самых атмосферных и пугающих игровых миров последних лет, позволить вжиться в необычную роль апостола на страже зла и рассказать захватывающую историю. А эти качества всегда будут главенствовать над технологическим лоском, независимо какой год у вас за окном и что за тиран захватил ваше место на автостоянке.