Тактический шутер - детям не игрушка
Говоря в одном из обзоров, что моим первым шутером был Project I.G.I. я слегка слукавил. Сейчас я в этом должен признаться, потому что самым первым игровым приложением, запущенным на моем древнем компьютере, был SWAT 3. И речь здесь я буду вести именно о нем.
Хотя даже сейчас я почему-то с трудом воспринимаю данный продукт как шутер. Может потому, что нет оружия в руках игрового персонажа. А может, потому что стрельба совсем уж простая и даже не всегда является обязательной к применению. SWAT 3 – это в первую очередь планирование, тактика, затем тактика, далее тактика, а уже потом пальба. И вот это обилие тактического микса отодвигает шутерную составляющую не на задний, но на дальний план. А также делает игру весьма непростой, и дико сложной для 12-ти летнего подростка, коим я на тот момент был. Как сейчас помню, какими холодными и мокрыми были мои ладони после очередного штурма захваченного преступниками объекта. Сомневаюсь, что с такой игры мне нужно было начинать, но другой не было, и я играл потея и с замиранием сердца.
Убийство – не лучший вариант
В игре мы в роли офицера группы SWAT руководим группой оперативников из пяти человек. Перед каждой миссией для нас проводится брифинг. В нем обозначаются основные и второстепенные цели, оглашаются нюансы и сложности, которые могут возникнуть во время операции. Исходя из полученной информации, мы вооружаем бойцов средствами скромного игрового арсенала из четырех стволов: HK MP5, MP5SD, Benelli M1 Super 90, Colt M4A1 и также единственный пистолет М1911 – любимчик капитана Прайса. К каждому оружию нужно подобрать тип патронов, и тут стоит призадуматься.
SWAT 3 вовсе не приветствует манеру умерщвления всего, что агрессивно к тебе настроено. За излишнюю жестокость и неуместные физические устранения игра может и наказать. Поэтому некоторых бойцов стоит снабдить резиновыми пулями, которые менее эффективны в обезвреживании противника, но не влекут летального исхода после попадания. Есть еще тип патронов, с помощью которого проще выносить дверные замки. Это на тот случай, когда операция из скрытой, тихой фазы переходит в активную открытую, и времени возиться с замками не остается.
Но доводить до шума и гама лучше не стоит. Верный путь, это аккуратно и бесшумно подобраться ближе к цели, используя доступные гаджеты, такие как отмычки и оптическую видеокамеру для «подглядывания» за врагом. А достигнув оптимальных позиций, стремительно ворваться с криками, вспышками от световых и шипением слезоточивых гранат, и обезвредить растерянных нарушителей закона.
«Сэр, в чем состоят наши цели?»
В сферу деятельности отряда SWAT входят самые разнообразные задачи. Нам придется освобождать заложников, попавших в лапы пьяным укуренным дебоширам или же обученным и очень опасным террористам. Зачищать тайники с оружием, обезвреживать пусковые установки и предотвращать террористические акты. Мне лично врезался в память уровень (по-моему, он проходил в одном из российских православных храмов), где было необходимо освободить девять священнослужителей. Каждый раз, после неудачной попытки, их места нахождения в храме менялись случайным образом, и нужно было прошарить каждую комнату, каждый угол. Помню, после устранения вcех врагов, мне все никак не удавалось найти последнего 9-го священника. Оказалось, он все время прятался за чем-то вроде душевой кабинки в ванной комнате. Тут как говорится: «На Бога надейся, а сам не плошай».
Ложку дегтя оставим в бочке с дегтем
Несколько минут я уже сижу и пытаюсь отыскать в памяти что-то, что можно было бы отнести к числу минусов игры. Осудить игру 1999-го года за графику неразумно – на тот момент она была отличной. Вспомнить про отсутствие моделей оружия и несколько деревянную анимацию – значит чисто самодовольно придраться, глядя на игру из настоящего в семнадцатилетнее прошлое. Со всеми задачами тактического симулятора спецназа SWAT 3 сумел справиться на пятерку, впитав в себя все необходимое для жанра, не заостряя внимания на сторонних мелочах. Поэтому проект компании Sierra Northwest по праву можно занести в эталонный список тактических шутеров от первого лица. Хоть он все так же не ассоциируется у меня с шутером.
Мои скромные оценки игре
- Атмосфера – 9/10
- Графика - 8/10
- Геймплей - 8/10
- Звуки - 8/10
- Общая оценка - 8/10