После череды неудач (хотя Sonic Generation на мой взгляд был замечательным), SEGA не знала куда податься и в каком направлении вести свой талисман. Эксперимент с ежом-оборотнем закончился плачевно, идея со стреляющим из автомата Шедоу тоже не возымела успех. Делать очередной скоростной платформер разработчики посчитали шагом в никуда. Нужны были инновации, но такие, которые не отпугнули бы публику. Благодаря этим метаниям и родился Sonic Lost World. В игре было принято решение отказаться от скоростного геймплея в угоду исследованию окружения. Визуальный стиль авторы приблизили в Super Mario Galaxy, умножив ту абстракцию, которая мелькала в Sonic Colors в тысячу раз. Релиз состоялся в 2013 году на Nintendo Wii U и Nintendo 3DS, а через пару лет подоспела и версия для ПК. Игра получила довольно полярные отзывы. В основном оплеухи традиционно достались странному управлению и примитивному дизайну персонажей. Графика выглядела хорошо, но стилистически игра ушла куда-то за грань разумного. Квадратные деревья, кислотные цвета, выжигающие сетчатку глаза и запутанные уровни единогласно были признаны слабой стороной игры. Примечательно, что большинству людей понравилась идея повторного использования виспов, однако, плохое управление не дало насладиться этой механикой в полной мере. Наконец, новоявленные персонажи показались забавными, но слишком стереотипными, а сценарий высосанным из пальца. Заслужил ли Sonic Lost World всё, что о нём говорят? Давайте присмотримся.
Сюжет
Соник, верхом на лисьем "Торнадо" вместе со своим приятелем преследуют доктора Эггмана, в очередной раз задумавшего некую гадость. Между ними завязывается потасовка и усач лазером палит в транспорт, в результате чего герои терпят крушение на таинственной земле. Земля эта абсолютно полая внутри - живностью населена только корка, выполненная из ровных фигурок с шестью гранями. Там Соник и Тейлз встречают местных жителей - чудаковатую и сумасбродную "смертоносную шестёрку". Оказывается, что эти шестеро уродцев подконтрольны доктору Эггману, но отнюдь не по своей воле - у коварного гения есть особый рог, в который он дует, чтобы усмирить взбунтовавшихся существ. Однако, Соник одним ловким движением ноги выбивает дудочку из рук толстого усача и смертоносная шестёрка освобождается от его гнёта. А освободившись, они тут же захватывают его роботов и готовят месть. Теперь Соник и Эггман должны объединиться против общей беды, если хотят выжить.
Так выглядит сюжетная завязка. Сценарий переполнен новыми действующими лицами, которые абсолютно не вписываются в общую стилистику. Пожалуй, объяснение этому есть - всё-таки Соник находится на совершенно чужеродной планете, где всё может подчиняться совершенно иным законам физики и выглядеть как угодно странно. Собственно, всё так и есть - деревья здесь квадратные, а участки земли висят в небе и свёрнуты в трубочку. Ну, а злодеи, коих тут насчитывается аж шесть штук, являют собой воплощение вообще всех клише, которые только можно себе вообразить. Например, здесь есть толстый и до омерзения тупой жёлтый здоровяк, который готов убить за бутерброд. Есть абсолютно безумный вытянутый дохляк с замашками панк-рокера и вечно высунутым как у немецкого шпица языком. Ещё есть столетний старец, который еле передвигается со своей тростью, но когда дело пахнет жареным, готов как следует наподдать противнику. А ещё он самый мудрый и слишком напоминает магистра Йоду из "Звёздных Войн". Четвёртым членом кислотной банды является зелёная девушка, которая строит из себя недотрогу и не может выйти на улицу с не накрашенными ноготками. Наконец, тут есть мускулистый красный зубастый верзила с басистым голосом и злющими глазами, который, очевидно, заправляет всеми остальными и является местной шишкой. Все они, конечно, тошнотворны и вряд ли способны хоть кого-то в себя влюбить. Но самое страшное - это персонаж разодетый в эмо-гота! Большегубый, с тёмно-фиолетовой залезающей на глаза чёлкой, он постоянно грустит и не меняет выражения лица. Для полноты образа ему разве что не хватает порезанных вен и проколотых бровей. При этом имена всех персонажей начинаются на букву "Z". Это вроде бы и не плохо, потому что так или иначе классифицирует персонажей и отделяет их от остальных, но с другой стороны запомнить как кого зовут становится решительно невозможно. Да и нужно ли? Удивительно, но несмотря на то, что в мире Соника присутствует безумное число персонажей, показавшихся в одной единственной игре, и при этом являющихся на порядок лучше и интересней, смертоносную шестёрку почему-то начали эксплуатировать и в последующих играх серии. Хотя совершенно очевидно, что путешествие Соника в затерянный мир было единичным случаем, и всех её жителей он должен был видеть лишь раз, но нет - разработчикам, видимо, настолько понравились собственные идеи, что они, невзирая на шквал критики, решили стоять на своём и впихивать своих панк-рокеров и эмо-готов в Олимпийские Игры и мобильные побегушки. О сценарии говорить просто больно. Многие персонажи, включая самого Соника творят такую бессмыслицу, что не поддаётся никакой логике. Нам показывают, что смертоносная шестёрка умеет управлять роботами Эггмана. Правда, об этом говорится лишь раз и с тех пор сценарий больше никогда не возвращается к любопытному феномену. И таких дыр здесь сотни, будто листы бумаги, на которых был распечатан сценарий изъела моль, и разработчикам пришлось на ходу восстанавливать цепочку событий, по памяти. При том, что все они страдают амнезией, раздвоением личностей, слабоумием и раком головного мозга одновременно. Только так можно объяснить появление на свет Sonic Lost World.
Помимо злодеев, присутствуют и герои. Правда, львиная доля внимания уделена Сонику и Тейлзу, а остальные их друзья оставлены за бортом. Наклз и Эми появляются в сюжете от силы пару раз, да и то только затем, чтобы хоть как-то напомнить о себе. Обидно. За двадцать с лишним лет серия Sonic the hedgehog накопила такое огромное количество разномастных персонажей, но SEGA почему-то всё время придумывает новых и начинает с нуля, хотя они вполне могли бы развить уже созданных персонажей. Весь этот процесс напоминает игру ребёнка - он берётся за что-то, у него ничего не получается, и вместо того, чтобы сесть, подумать и дожать это, он берётся за другое и начинает сначала. Ну, и, конечно, юмор. Анекдотическая часть взяли всё самое худшее от Sonic Colors и приумножила в разы. Ждите шутки про пончики и трусы в салате! Развеселить это может разве что слабоумного.
Геймплей
Sonic Lost World была вдохновлена играми о Марио и давным-давно отменённым проектом Sonic X-Treme, который заставлял игрока посмотреть на приключения ёжика через призму рыбьего глаза. Разработчики отказались от вечной формулы скоростного геймплея и сместили акцент на исследование и, внезапно, паркур. Не волнуйтесь, забираться на вышки и совершать прыжки веры мы не будем, но ёжика наделили способностью резво прыгать по стенам, будто резиновый мячик. Базовые элементы, правда, бережно сохранили - за здоровья и благосостояние протагониста тут по-прежнему отвечают золотые кольца, беспорядочно разбросанные по периметру локации. До тех пор пока в вашему невидимом кармане хранится хотя бы одно кольца, можете не переживать за свою сохранность. Но учтите, как только вы столкнётесь с вражеским роботом или же попадёте на шипы, все ваши кольца, вне зависимости от того, сколько вы собрали их до этого, разлетятся в разные стороны. Разлетевшиеся кольца можно собрать, но только несколько штук. Ну, а если вы нарвались на препятствие не имея ни гроша, приготовьтесь начинать уровень с контрольной точки, предварительно распрощавшись с одной ежиной жизнью. Соник также не потерял способность атаковать с воздуха - при этом он привычно взмывает вверх, сворачивается в колючий клубок, прицеливается и мощным рывком разбивает жертву на болты да гайки. Примечательно, что теперь вы сами можете управлять скоростью Соника и говорить ему, когда следует свернуться калачиком. На деле это, конечно, только всё усложняет. Как только протагонист пересекает финишную черту, он встаёт в победную позу, на фоне звучат фанфары, а экран показывает окно статистики, где подсчитывается число убитых роботов, количество собранных колец, а также время, которое затрачено на прохождение уровня. Затем закадровый экзаменатор выставляет вам буквенную оценку. Чтобы достичь наивысшего ранга вам придётся запастись терпением и сноровкой. В Sonic Lost World ёжик является единственным игровым персонажем. Я помню, что давным-давно фанаты просили SEGA, чтобы те не дробили геймплей на несколько частей и убрали явно лишних персонажей, типа кота Бига в Sonic Adventure, однако, никто не мог подумать, что разработчики примут это настолько близко к сердцу. Sonic Lost World является уже чуть ли не пятой по счёту игрой, где кроме синего колючего сорванца нам не дают управлять решительно никем. Не уверен, что это бы спасло игру, но по крайней мере разнообразило бы. Впрочем, попытки разнообразить игровой процесс ребята всё же предприняли. Например, они взяли и перенесли сюда виспов из Sonic Colors. Лично для меня их наличие было наиболее очевидной проблемой на пути к получению удовольствия от Sonic Colors. Что ж, теперь они и тут. Ну, раз так, может ребята провели работу над ошибками и сделали управление ими более приятным? Мечтать не вредно. Соник по-прежнему превращается в синие кубы, бурильные установки, космические ракеты и прочие несуразные вещи. Тут есть даже висп, который превратит ёжика с пляшущую музыкальную ноту! Полнейшая наркомания! Если вы плевались от бредовых локаций в Sonic Colors, эта игра окончательно сведёт вас в могилу. Полное отсутствие смысла способно довести вас до ручки - Соник ещё никогда не был столь туп и неприятен.
Критической ошибкой для разработчиков оказалось также отказ от обучающих уровней. Да, иногда тут встречаются вопросительные знаки, которые вроде как должны помочь начинающему игроку справиться с трудностями, однако, если вы как я, играете на ПК через джойстик, вы попросту не сможете получить подсказку - при портировании разработчики совершенно забыли подружить некоторые механики с геймпадами. И это при том, что игра изначально консольная. В качестве результата, о том, как правильно использовать тех или иных виспов я узнал лишь в конце, а тайну повеления зелёным так и не познал - приходилось проходить методом тыка. Кроме этого, карабканье Соника сделано абсолютно не интуитивно. Соник не успел развить достаточную скорость? Взяли слишком высоко или низко? Исход будет один - ёжик соскользнёт со стенки прямиком в лаву. Эти огрехи игрового дизайна отнимут у вас не одну сотню жизней и испортят все нервы пока вы доберётесь до желанного финала. Но это только половина беды - вторая кроется в ужасной конструкции уровней. Если от первых пары уровней вы ещё сможете получить удовольствие, то дальше, как только сложность возрастёт, вы регулярно будете вставать в ступор, не понимая, куда идти и что от вас хотят. Всё это ведёт к тому, что вы в лучшем случае будете наворачивать бесконечные круги, тратя время впустую. В худшем - к веренице идиотских смертей. На уровнях помимо обычных колец можно найти и красные, со звёздочкой. Они, как правило, хорошо спрятаны, либо находятся в труднодоступном месте. Если сумеете найти все -откроете какой-нибудь дополнительный материал, вроде музыки или концепт-арта. Удовольствие сомнительное, но всё же лучше, чем ничего. Время от времени разработчики пытаются развлечь вас иным подходом к уровням и сменой игровой механики. Например, на одном из снежных уровней Соник будет помещён в огромный пузырь. Благодаря нему меняется физика управления героем. А есть уровень, где вам придётся рулить "Торнадо" за Тейлза, собирая попутно ускорители и уворачиваясь от врагов. Правда, такой уровень всего один, да и тот в конце, и ко всему прочему не является обязательным. Основная масса, конечно, разочаровывает однообразием. В Sonic Lost World насчитывается семь зон, каждая из которых делится на четыре уровня вместо привычных двух из прошлых игр. В отличие от ранних игр с участием Соника, уровни в пределах одной зоны могут сильно отличаться друг от друга, как стилистически, так и по геймплею. Наиболее яркий пример - зона пустыни. Первый уровень наполнен песком и барханами, а также песочными червями, напоминающими игры Dune. Второй же уровень полностью выполнен в 2,5D. Третий снова возвращает ёжика к трём измерениям, но выглядит уже не как пустыня, а как страна сладостей. Очевидно, это шутка разработчиков, которые решили устроить игру слов (Desert Ruins и Dessert Ruins).
Есть парочка и уровней в старом духе, где Соник несётся, сломя голову по деревянной трубе, а мы должны молниеносно реагировать, чтобы уберечь его от препятствий. Но таких едва ли наберётся и на десять минут общего времени прохождения. В основном мы имеем непривычно медленный и непонятный игровой процесс. Причём чем дальше, тем сложнее. Казалось бы, бонусные уровни должны хоть как-то дать отдохнуть разбушевавшемуся сознанию. Ан нет! Последний из открываемых уровней относит Соника в страну кислоты (именно об этом говорят разноцветные тошнотворные фоны), где за ним начинает гнаться пушистый Pacman! Мне страшно подумать каким образом SEGA дошли до данной идеи. Подытоживая, должен сказать, что Sonic Lost World получился очень мерзким и полным заимствования чужих идей. То, что хорошо работает в Марио, совершенно необязательно также заработает и в Сонике. Ну, а выпуск синего ежа на консоли Nintendo не даёт ему права быть дураком и нести околесицу. Трубы, по которым путешествует ёж, обладают собственной гравитацией. Ёжик, будто спутник, магнитом притягивается к любой из них. То есть, вы можете полностью обежать такую трубу и не свалиться. А можете встать на пружину и она отнесёт вас к другой трубе или шару, к которому вы удачно пришвартуетесь. Это, может, и заставляет по-новому взглянуть на игру, однако, выворачивает мозг наизнанку. В какой-то момент вы совершенно теряете ориентацию и перестаёте понимать, где пол, а где потолок и просто несётесь вперёд, надеясь, что скоро финиш и этот кошмар, наконец, прекратится. К сожалению, проблема не в конкретном уровне. После завершения одного кошмарного уровня вас ждёт другой, ещё более кошмарный. И так до конца, пока вы совсем не одуреете и не побежите прыгать с крыши. Геймплеем Sonic Lost World можно смело заменять все те ролики, которые показывали главному герою "Заводного апельсина".
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение в Sonic Lost World, под стать игре, заставляет ваши уши сворачиваться в трубочку. Первое, что разочаровывает - никаких вокальных треков на заставке и титрах. Что ж, это очевидный минус, но жить без этого можно. Вместо песни, главная тема предлагает до боли похожую на один из диснеевских мультфильмов тему. Совпадение? Допустим. Основная масса музыки кричит о том, что продукт делался преимущественно для детской аудитории. Забудьте о жёстких гитарных рифах Crush 40. Похороните мысли о качественной электронике. В Sonic Lost World не мало оркестровых композиций, и это приятно. Не приятно то, что большинство из них абсолютно не вяжутся с картинкой. Отдельного внимания стоит уровень с вечерним лесом, боссом которого становится инопланетный эмо-бой. Несмотря на то, что действие на уровне разворачивается достаточно активное, на фоне звучит медленный французский шансон. Сам по себе он может быть и не плох, если вставить его в фильм восьмидесятых или советский выпуск журнала "Ералаш". Но вот в качестве неотъемлемой звуковой дорожки к приключениям ёжика Соника... это клиника. Другие мелодии на фоне вышеописанной катастрофы выглядят чуть лучше, однако, в душу тоже не западают. Из нескольких десятков треков мне понравился разве что мотив одного из уровней Desert Ruins, а также тема смертоносной шестёрки, несколько напоминающая еврейскую музыку. Приятно, что в саундтреке используются живые инструменты, а не только синтезированные звуки, но одного этого мало, чтобы сделать музыку вменяемой. Апогея безвкусия музыка достигает в последней зоне, где мир погружается в лаву. В этом месте вместо уместного бодрого рока зачем-то звучит третьесортный дабстеп. Я уж не говорю о том, что пик его популярности сошёл на нет уже года два или три назад, но что заставило композитора, никогда не имевшего дела с подобным жанром, писать дабстеп? Не буду вдаваться в подробности - зрелище получилось мерзопакостное. Такое чувство, будто тебе на протяжении всего уровня заливают в уши ведро помоев. Музыка на дополнительный открываемых уровнях местами любопытная, но и ту убивает слишком навязчивая цикличность. Радует знакомая инструментальная тема Тейлза из Sonic Adventure, когда мы рулим "Торнадо", но тут всё-таки заслуга прошлых частей. В целом, саундтрек к Sonic Lost World получился блеклым и гадким. Если в былые времена девяносто процентов музыки из игры становилось бессмертной классикой, то сейчас радуешься, если находишь хотя бы две занятные мелодии из почти сотни. Это плохая тенденция. Даже обложка с официальным саундтреком к игре выглядит как сон наркомана.
Что касается звука, он слишком утрирован и вряд ли вас обрадует. Шестёрка злодеев говорят такими раздражающими голосами, что хочется читать субтитры без звука. Из них выделяется разве что Завок с его басом. Шумы также не предлагают ничего экстраординарного.
Послесловие
Sonic Lost World - игра, которая умудрилась разочаровать всех. Она обладает интуитивно непонятным управлением, безбожно раздражающей механикой, посредственной музыкой, тошнотворным сценарием и безвкусным дизайном персонажей. Перечислять промахи можно вечно. Я бы мог похвалить поделку за хорошую графику, но и ту портит совершенно никудышный дизайн локаций, который убивает в зародыше ваше хорошее настроение. В этой игре нет ничего, что смогло бы побудить вас к покупке. Именно этим творением должны наказывать преступников, чтобы они раскаялись в содеянном и больше никогда не переступали границу закона. Синего ежа оскорбили публично, отняли его главную особенность, натолкали за щеку виспов и довели до слёз. Как можно было так обойтись с главным талисманом середины девяностых? И главное, за что?
ИТОГО:
- Сюжет: 1/10
- Геймплей: 1/10
- Музыка: 3/10
- Звук: 2/10
ВЕРДИКТ: 1.8