После головокружительного успеха второй части Sonic the Hedgehog ребята из SEGA поставили своим подразделениям, казалось бы, невыполнимую задачу - превзойти себя в новом выпуске. Это походит на постройку башни из кубиков. Вы кладёте кубик за кубиком до тех пор, пока ваша постройка не устремиться в небо. И с каждым новым кубиком конструкция становится всё более не устойчивой, что заставляет вас применять различные хитрости, сменять центр тяжести и тому подобное. Хватит ли у вас решимости и смелости, чтобы положить ещё делать кубиков на крышу с трудом удерживающейся на ветру конструкции? Ведь одно неловкое движение и все ваши труды пойдут на смарку, а все ваши зрители в момент отвернуться от вас. Именно таким мне видится решение разрабатывать Sonic the Hedgehog 3. Долгие месяцы авторы даже не знали с какой стороны подступиться к этой задумке. Одно время в офисе даже господствовала идея о том, чтобы перенести синего ежа на изометрический движок, но потом здравый рассудок одержал вверх и коллектив сошёлся во мнении, что это может навредить скоростному типу геймплея и оттолкнёт аудиторию (хотя руки так чесались поэкспериментировать, что SEGA не удержалась и выпустила позже Sonic 3D).
В конце концов, Sonic Team во главе со всё тем же Юджи Накой подумали, что кардинально менять ничего не стоит, а вот подлатать и дозакрутить гайки - самое оно! В результате, в 1994 году вышла настолько амбициозная игра, что не смогла физически влезть в картридж и её пришлось распилить на две части. Принятию подобного решения в не малой степени поспособствовал также ограниченный срок разработки и внушительные производственные затраты. Но хитрые разработчики выкрутились из сложившейся ситуации весьма не тривиальным способом - картридж с одной игрой можно было вставлять в другой картридж с помощью специальной соединительной системы и благодаря этому запускалась так называемая режиссёрская версия, игра в первоначальной задумке. Кроме того, специально для Sonic the hedgehog 3 была разработана специальная система сохранений, которая записывала в указанный слот текущий прогресс. Дело в том, что все выпущенные картриджи обладали энергонезависимой памятью небольшого объёма. Это сейчас может показаться глупостью, когда каждая первая игра сохраняет ваши достижения через каждые пять минут (а то и чаще), но в то время, когда игры в лучшем случае сохранялись через систему паролей, а большинство так и вовсе приходилось полностью проходить за один присест, это было маленькой революцией. Детище Sonic Team обзавелось множеством нововведений и улучшений, которые всячески поддерживали общую концепцию игры. Релиз был крайне тепло принят критиками. Более того, многие и по сей день считают третью часть лучшей в серии платформеров (наряду с Sonic CD). Это определённо тот редкий момент когда каждая новая часть действительно буквально в каждом аспекте на голову выше своего предшественника. Но хватит абстракции и намёков. Давайте узнаем, чем конкретно акулам пера так приглянулась третья часть похождений сверхбыстрого ежа.
Сюжет
В первой и второй частях сюжет был минимален и его можно было запросто описать одним предложением. Злой доктор Роботник хочет завоевать мир, а маленький ёжик Соник (и позже его друг лисёнок Тейлз) хотят ему помешать. Sonic the Hedgehog 3 решает заткнуть эту зияющую дыру, предлагая игроку множество интереснейших сцен на движке игр, которые помогают детальней рассказать историю. Сюжет берёт своё начало там, где завершается предыдущая часть. После того, как Соник во второй раз нарушил планы коварного доктора и уничтожил его космическую станцию под названием Death Egg (о боже, я надеюсь Роботник не будет кричать ежу "я твой отец!"?), злодей терпит крушение на некоем острове Ангелов - гигантском куске земли, парящем в небесах. Доктор Роботник обнаруживает, что такой странный эффект парения достигается островом за счёт магической силы семи изумрудов Хаоса и решает использовать их для того, чтобы поднять свою базу из пепла. Вот только Соник никак не может закрыть глаза на злодеяния доктора и также прибывает на остров. Предвидя подобную ситуацию, Роботник решает не вставать в третий раз на олни и те же грабли и обезопасить себя от нападок синего ежа. Он находит местного дурачка, который по совместительству оказывается хранителем главного изумруда, держащего остров Ангелов на плаву, и подговаривает его против нашего героя, внушая, что тот хочет отнять его драгоценные изумруды, дабы завладеть суперсилой. Ехидна Наклз (так зовут простачка) в свою очередь мгновенно покупается на его грязный трюк и при первой же встрече с Соником избивает его (он обладает недюжей силой) и отнимает изумруды. Далее происходит череда перипетий, о которых я не буду рассказывать, чтобы не испортить впечатление людям, которые до сих пор не ознакомились с игрой (серьёзно, такие ещё есть?).
Конечно, большая часть из написанного выше остаётся за кадром и додумывается по мере прохождения. И тем не менее, нельзя не признать - история в Sonic the Hedgehog 3 затягивает, интригует и отлично мотивирует вести синего протагониста до самого конца. Размах стал поистине коллосальным, а ансамбль персонажей оброс новыми лицами. Прежде всего, это, разумеется, обоятельный неприятель Соника по имени Наклз. Если у синего ежа и его двухвостого друга по сути никакой предыстории нет, а их характеры просты как две копейки, то в случае с краснокожей ехидной всё гораздо серьёзней. Нам показывают его не просто сильным и храбрым, готовым смести всё на пути к победе, или злым и коварным, но прибегают к более тонким градациям характера. Злодей Наклз не просто ещё один сподручный доктора. Вернее сказать, он даже не злодей - нам ясно дают понять, что он стал жертвой собственной доверчивости. Таким образом, коварный Роботник сцепляет между собой двух по сути хороших персонажей, и это делает его ещё более жестоким.
Геймплей
Разумеется, главным достоинством игры является её неповторимый игровой процесс. За две полноценные части Sonic Team уже успели собаку съесть на своём поприще. И, честно говоря, третья часть уже не удивляет так, как в своё время это сделала вторая - разительных отличий не так много. Наша задача по-прежнему заключается в том, чтобы пробежать слева направо по игровым зонам, состоящих каждая из двух уровней, попутно уничтожая роботизированных животных и освобождая заключённых. Наш герой обладает всё теми же способностями, позволяющими расправиться со своими недругами двумя путями - либо прыгнуть на них сверху на манер водопроводчика Марио, предварительно свернувшись в колючий клубок, либо как следует разогнаться и зарядить по ним сверхзвуковой волной. Всё это мы уже проходили, однако, как ни странно, повторяющаяся механика совершенно не надоедает. Во многом благодаря тому, что враги на каждом уровне разные и ко всем нужно искать свой подход. Кто-то, например, оборудован по бокам щитом с шипами, поэтому разгоняться с земли, чтобы сбить его нецелесообразно, а кто-то наоборот хорошо защищён сверху, но при этом никак не может противостоять напору сбоку. Отдельные противники будут защищены со всех сторон до тех пор, пока не запустят в вас все свои самонаводящиеся колючие торпеды - и только потом откроются для поражения. В общем, заскучать не получится.
Главным лакомством синего ежа по-прежнему остаются золотые кольца. Если собрать сотню таких, включается победоносный проигрыш и к вашему счётчику добавляется ещё одна жизнь. Но не забывайте, достаточно всего одного неудачного столкновения с врагом, чтобы бедный Соник растерял все свои кольца. А если вас тронули в тот момент, когда колец нет совсем, будьте готовы начать уровень сначала, распрощавшись с жизнью. Закончились жизни? Используйте возможность продолжения. Закончились продолжения? Что ж, если вы такой невезучий, начинайте сначала и закрепляйте урок.
Собирать кольца важно не только для того, чтобы быть выстоять против вражеских нападок или получить дополнительную жизнь, но ещё и по ряду важных причин. Во-первых, после завершения каждого уровня вы попадаете на экран статистики, где показывается время, за которое вы преодолели этап, количество убитых противников и собранные кольца, при чём не те, которые вы собрали по мере прохождения, а те, с которыми добрались до финала. Скоростное прохождение, понятное дело, поощряется - чем быстрее вы пробежите уровень, тем больше бонусных очков вам начислят. А чем больше очков, тем больше бонусов в виде жизней и продолжений. Ну, и во-вторых, наличие пятидесяти золотых колец в кармане открывает для вас специальный бонусный этап, в котором вы можете собрать ну уж очень много вкусностей. Для его активации вам вовсе не нужно исследовать каждый миллиметр уровня в надежде найти скрытый проход в стене. Достаточно просто пересечь чекпоинт, и если вы располагаете достаточным богатством, вокруг него появятся звёздочки. А дальше необходимо просто впрыгнуть в эти звёздочки.
Бонусные уровни здесь, к слову, устроены весьма интересным образом и немного напоминают игральный автомат. Ваш герой попадает в некую трубу, по бокам которой расположены пружины. Ваша задача состоит в том, чтобы по этим пружинам добраться до верха, на котором закреплено устройство, внутри которого содержится множество шаров с разнообразными бонусами, и открыть створку, тем самым вытащив какой-нибудь шар наружу. Ситуация осложняется тем, что после каждого соприкосновения героя с пружиной, пружина исчезает, так что доставать бонусы вечно не получится. Среди бонусов вы можете встретить как стандартные дополнительные жизни, так и разные причуды в виде магнитного поля, огненного поля или водяного пузыря. Все эти прибамбасы достаточно полезны, обиженными отсюда вы точно не уйдёте. Кстати, добавлю ложку дёгтя - в бонусном уровне нет пола, поэтому если вы будете достаточно неуклюжи, чтобы промахнуться мимо пружины, до встречи в следующий раз!
Я уже говорил, что Sonic the Hedgehog 3 игра с безумным размахом? Помимо бонусных уровней, здесь есть другие бонусные уровни. Но эти этапы в корне отличаются от всего, что написано выше и сделаны прежде всего для того, чтобы собирать изумруды Хаоса, а не разные приземлённые вкусности. Для того, чтобы попасть на такой этап придётся сильно попотеть, ведь они хорошо запрятаны и встречаются в строго определённых местах. Проводниками в иной мир здесь служат гигантские телепортационные кольца. Если вы активизируете всю свою наблюдательность и найдёте одно такое (а лучше все), точно не пожалеете. Специальные уровни представляют из себя трёхмерное шарообразное поле, начинённое разбросанными по периметру красными и синими шарами. Соник у нас синий, поэтому и шары он должен собирать синие. Если зазеваетесь и соберёте хотя бы один красный шарик - до встречи в следующий раз. Смогли собрать все синие шарики? Держите магический изумруд. Кушайте, не обляпайтесь. Но вы же понимаете, что так просто вам его никто не даст? Да, всё верно. Соник на таких этапах не остановим. Более того, скорость его передвижения с каждой секундой всё возрастает, а игрок волен лишь указывать протагонисту направление движения. Но и это ещё не все подводные камни. После того как вы собрали синие шары, они вовсе не исчезают, а превращаются в красные. Поэтому в специальных этапах важна не только скорость реакции, но и тактика, состоящая из чётких последовательных и продуманных действий. Всего в игре семь таких этапов - каждый, разумеется, сложнее предыдущего. Если вы оказались достаточно упёртым и несгибаемым монстром с железными нервами, и собрали все семь изумрудов, Соник получит возможность превращаться в суперформу, как только наберёт достаточно количество золотых колец. Сам он при этом окрасится в золотистый цвет, а его можно несказанно возрастёт. Ах да, ещё на специальный этапах помимо синих и красных шаров вас ждут прозрачные, которые будут действовать как пружина и разворачивать ежа на сто восемьдесят градусов. Ну, как тут не сломать джойстик?
Никуда не делись в спец этапах и золотые кольца. Соберёте полсотни таких на уровне - игра щедро вознаградит вас дополнительной жизнью. СуперСоник будет неуязвим для вражеским атак, а уничтожать противников вы сможете простым касанием - вам даже не придётся смотреть в их сторону. Понятное дело, что вместе с силой возрастает и манёвренность - золотой ёж гораздо быстрее и ловчее своего обычного состояния. По факту, единственное, что может вас убить в такой форме - падение с какого-нибудь обрыва. Кстати, если вы вдруг решили играть за Тейлза, то сбор семи изумрудов Хаоса ни к чему не ведёт. Никакого золотого или лисёнка с трёмя хвостами вы не получите. Упс!
Но вернёмся к простым смертным. Игра предлагает нам шесть зон, в каждой по два уровня. Уровни различаются по дизайну и наполнению. По периметру уровня вы можете встретить специальные мониторы с изображением какого-нибудь бонуса. Разбивая монитор, вы активируете бонус. Это может быть десяток золотых колец, дополнительная жизнь, а также разнообразные ауры. Есть ещё монитор с изображение доктора Роботника, но его разбивать не советую - эффект будет такой же, как от попадания на шипы. Про защитные оболочки стоит рассказать отдельно. Они бывают трёх видов - водяного, огненного и электрического. Водяная оболочка образует вокруг Соника большой пузырь, позволяющий ему бесконечно дышать под водой. Ну, до тех пор, пока он не лопнет, проткнутый одним из сподручных коварного доктора. Электрическая оболочка позволяет герою притягивать к себе кольца, расположенные рядом. А огненная оболочка даёт ежу возможность делать резкий рывок в сторону во время прыжка. Лисёнок этих способностей лишён, зато у него на этот раз поистине незаменимая роль. Дело в том, что лис всю дорогу путешествует с нами на одном экране. Он либо управляется искусственным интеллектом, либо вторым игроком. Поскольку Тейлз может использовать свои хвосты в качестве пропеллеров и вздыматься над землёй на несколько секунд (до тех пор, пока не устанет), он хватает Соника за руки и переносит на большие расстояния. С помощью Тейлза Соник может попасть с такие части уровня, в которые сам ни за что бы не смог забраться. Кстати, вы вольны играть не только за ежа. В самом начале игры вам дают выбор за кого проходить кампания - за Соника или его двухвостого товарища. Способности у них разные, поэтому и путей прохождения несколько.
Раз уж речь зашла о путях, нужно отметить, что по сравнению со второй частью, Sonic the Hedgehog 3 сделала огромный скачок в нелинейности прохождения. Теперь добраться до финиша можно множеством способов, ведь уровни стали большими, широкими и действительно многоярусными. Это прекрасно преображает игровой процесс и заставляет проходить игры снова и снова постоянно открывая для себя что-то новое.
Графика в игре заставляет отвисать челюсть. Возможно, это самая красивая игра на Sega Mega Drive из когда-либо сделанных. Детище Sonic Team выдаёт настолько яркую, сочную и притягательную картинку, что не влюбиться просто невозможно. Пейзажи маниакально детализированы, на заднем фоне постоянно что-то происходит, спрайты персонажей обладают десятками самых разных анимаций. Проработка мира поистине титаническая.
Дизайн уровней также великолепен. Буквально каждая зона удалась на славу. Все они уникальны и обладают собственной атмосферой. Горящий остров Ангела одновременно поражает своей красотой и навевает чувство тревоги, уровень в водяном городе взывает к таинству и духу приключений, уровень с карнавалом дарит чувство приятного безумия и какого-то неловкого праздника, а ледяной уровень пробуждает одновременно покой и энергию, как бы парадоксально это не звучало. Вкупе это дарит целый калейдоскоп незабываемых эмоций и впечатлений, благодаря которым игру начинаешь любить наивной подростковой первой любовью.
Итак, мы подобрались к самому на мой взгляд лакомому куску пирога - к битвам с боссами. Прежде всего, замечу, что в Sonic the Hedgehog 3 появились так называемые мини-боссы - это такие соперники, которые доставляют гораздо больше неудобств, нежели обычные враги, но и на полноценных боссов не тянут. Чаще всего они встречаются в конце первого уровня, в середине игровой зоны. Как и полагается, это всегда роботы, созданные коварным доктором. Стратегия их уничтожения самая разная - от кого-то придётся удирать, сломя голову, за кем-то наоборот гнаться, а с третьими расправляться, тщательно выжидая подходящего момента. С кем-то вообще нашей парочке героев придётся сражаться сообща в воздухе! В общем, боссов тут вагон и маленькая тележка, и каждый из них замечательно реализован. После победы над боссом наш герой неизменно бежит к большой капсуле и освобождает пленных зверушек.
Помимо режима кампании игра предлагает ещё и некий режим состязаний. Это режим для двух игроков, в котором вы можете посоревноваться и выяснить, кто лучше управляется со своим героем в Sonic the Hedgehog 3. Что любопытно, для совместной игры сделано несколько коротких уникальных уровней, которые вы не встретите в основном режиме. Трассы (а их целесообразней называть именно так) закольцованы и рассчитаны исключительно на скоростное прохождение. Экран традиционно разделяется на две ровные половинки, каждая из которых предназначена для отдельного игрока. Цель состоит в том, чтобы сделать пять кругов и прийти к финишу раньше своего оппонента. Примечательно, что в совместной игре вы вольны выбирать между тремя персонажами - Соником, Тейлзом и Наклзом, который остаётся недоступным в кампании. Врагов на здешних уровнях не предусмотрено, зато вы можете активировать различные бонусы, собирая которые ваш персонаж может ускоряться, замедляться или строить ловушку для оппонента. В общем, Mario Kart без машинок. Режим состязаний делится на три типа заданий. Первое, Гран-При, заключается в том, чтобы пройти все трассы залпом, а затем сравнить общий результат. Второе представляет из себя забег на время - игроки по отдельности бегут к финишу, после чего их время сравнивается и по лучшему результату определяется победитель. Ну, и, наконец, третий тип представляет из себя забег на одном отдельно выбранном уровне. Режим для двух игроков способен удержать вас у экрана ещё не на один вечер и подарить свежие впечатления, даже если вы уже избегали вдоль и поперёк все уровни основной кампании.
Музыка и звук
Ещё с первых месяцев разработки третьей части игры музыкальный вопрос тревожно витал в воздухе. Дело в том, что композитор оригинальных двух игр отказался от участия в Sonic the Hedgehog 3, ссылаясь то ли на усталость, то ли на недостаток свежих идей. По популярным слухам, парень сколотил себе группу, которая снискала в стране восходящего солнца большой успех и, очевидно, зазнавшись, заломил немыслимый гонорар за работу над третьей частью. SEGA посчитали, что оно того не стоит и были вынуждены обратиться к другому композитору с адекватными аппетитами. И нашли Майкла Джексона! Никаких шуток, ныне покойный король поп-музыки в прошлом был большим фанатом синего ежа и с радостью согласился написать саундтрек для третьей части. Более того, большая часть музыки уже была записана и она была великолепна - фирменное звучание маэстро звучало так сногсшибательно и одновременно так замечательно гармонировало с визуальным рядом, что сомнений не оставалось, это будет платиновый хит. Вот только в 1993 году Майкл Джексон стал участником известного скандала с растлением малолетних и многим компаниям, в том числе и SEGA пришлось отказаться от сотрудничества с ним, ведь может пострадать репутация, и, как следствие, сильно упасть продажи новой игры. Этого SEGA позволить себе не могли - уж больно большая ставка делалась на успех Sonic the Hedgehog 3. Закончилась эта прискорбная история тем, что имя Майкла из титров убрали, часть музыки переписали, а на пост главнокомандующего саундтреком взяли японца Джуна Сенуэ, впоследствии написавшего ещё не один десяток альбомов для синего ежа. Это выглядит как пиратская легенда, но особо чуткие уши могут заметить неприкрытое сходство некоторых мелодий с работами короля поп-музыки.
Музыка в Sonic the Hedgehog 3 - это нечто непередаваемое. Сложно вспомнить ещё хотя бы один саундтрек, который обладал настолько концентрированной крутизной. Каждый трек, каждая мелодия звучат так, как будто родились вместе с картинкой, и отделить одно от другого - значит прекратить их жизнь. Начиная от темы, звучащей на главном меню до темы титров всё выполнено с такой любовью, что невозможно не заразиться ею. Особенно стоит учесть весьма скромные технические возможности приставки - создавать полноценное музыкальное произведение в подобных условиях отнюдь не лёгкий труд. Вы можете ткнуть абсолютно в любое место в саундтреке и непременно наткнётесь на ту композицию, которая затронет самые глубинные струнки вашей души. Мои личные фавориты - это "Ice Cap Zone", "Hydrocity Zone" и "Marble Garden Zone".
Что касается звука, то его многообразие также выведено на новый уровень. Кажется, Sega Mega Drive раскрылась здесь на максимум, SEGA использовала весь потенциал, который только могла. Разбивающиеся мониторы, лопающиеся враги, собирающиеся кольца - всё звучит ярко и красочно. А на некоторых уровнях среди музыки можно даже услышать голосовые сэмплы Майкла Джексона! О чём ещё тут говорить? Никаких нареканий здесь быть не может.
Послесловие
Sonic the Hedgehog 3 - определённо одна из лучших игр в истории. Сквозь года (игрушке уже перевалило за двадцать) она пользуется спросом, а её слава не угасает и по сей день. Достаточно хотя бы взглянуть на бесчисленные моды от поклонников, а также ажиотаж вокруг сборника ностальгической классики Sonic Mania. И это происходит не без причины. Можно было бы списать мнимую крутость игры на то, что большинство фанатов в те далёкие годы были детьми и впечатлить их было гораздо проще, нежели сейчас, но, отбросив все субъективные взоры, следует сказать очевидное - Sonic the Hedgehog 3 действительно так хороша. Это наглядное пособие по высококлассному дизайну локаций, а также замечательный мастер-класс нынешним композиторам, которые прекрасно научились нагонять шуму, но редко кто из них действительно вкладывает в своё произведение душу. Sonic the Hedgehog 3 - это необычайное буйство красок и море неиссякаемой энергии, это удивительно симбиоз всего и вся, каждый элемент тут работает в гармонии с другим. Если бы Миккеладжелло Буанаротти родился во второй половине двадцатого века и вместо живописи и скультуры занимался играми, он бы вдохновлялся именно этим продуктом. Эта игра является лучшим плодом совместного титанического труда, о котором только можно мечтать. Она способна увлечь за собой абсолютно любого, от младенца до седовласого старца, и подарить каждому из них уйму незабываемых эмоций. Она настолько графически великолепна, что смотрится стильно даже сейчас, особенно когда в моду вновь вошли "пиксельные" игры. И без того шикарная вторая часть получила апогей развития своих идей в третьей. У персонажей появились разные способности, сюжет стал более тонким и интригующим, а количество бонусов и скрытых областей зашкаливает. Если вы прошли мимо этой игры в своё время - скорее всего, вы родились гораздо позже 1994 года или просто ярый ненавистник прекрасного. Ибо в эту игру должен сыграть каждый уважающий себя геймер.
ИТОГО:
- Сюжет: 10/10
- Графика: 10/10
- Геймплей: 10/10
- Музыка: 10/10
- Звук: 10/10
ВЕРДИКТ: 10