Если большинство современных инди-игр ограничиваются лишь стилизацией под ретро, то Pencil Test Studios, кажется, приступили к разработке Armikrog сразу как очнулись ото сна в криогенной камере. Шутки-шутками, а для ведущего сценариста и дизайнера персонажей Дуга Тен-Нэйпеля эта игра стала первой, начиная с 1999 года. Возможно, многим это имя ничего не говорит, но именно этот человек создал легендарные The Neverhood и Earthworm Jim.
2015 год оказался богат на всевозможные приключения. В список входит и восставший из пепла King’s Quest, и внезапный Life is Strange, таинственный The Cradle и многие другие, поэтому Armikrog предстояло выдержать серьезную конкуренцию. Однако, как оказалось, игра даже и не собиралась ни с кем конкурировать. Она словно живет в своем собственном мире, на который не действуют законы окружающей реальности, теория эволюции и модные тенденции. Запустив Armikrog, игрок буквально окажется в прошлом. В механике нет ровным счетом ничего, чего не было в 90-ые. Стандартная схема управления «наведи и кликни» позволяет управлять двумя героями, которые перемещаются между статичными 2D экранами, а также взаимодействовать с предметами по методу «пиксельхантинга».
Визуальное оформление, безусловно, является главным козырем игры. Несмотря на то, что пластилиновую анимацию мы наблюдали еще в The Neverhood, Armikrog выглядит необычно, ярко и чрезвычайно свежо. Высокое разрешение подошло проекту как нельзя кстати, и картинка поражает кристальной чистотой и вниманием к деталям. Вот уж где действительно уместно сказать, что «игра сделана вручную». Сюжетные видеовставки – напротив – кажутся мутными, будто сделаны в низком разрешении, хотя это только больше склоняет к ностальгическим настроениям.
История начинается с бодрого музыкального вступления, где рассказывается о трех братьях-астронавтах с планеты Иксен, жителям которой грозит гибель из-за недостатка энергии. Троица отправляется в опасное путешествие на соседнюю планету Спайро-5 в поисках «Питония» – кристаллического элемента. Двое из братьев бесследно исчезают, а самый младший из них, Томми, вместе со своим верным псом-дальтоником Бик-Биком оказываются запертыми в стенах грозной крепости Армикрог. Однако, герои не бросают надежд найти чудодейственный кристалл и отправляются исследовать полную ловушек и презабавных инопланетных существ базу. Вскоре выясняется, что «Питоний» вырабатывается благодаря смеху малютки Пи – дочки основателей Армикрога. Она потеряла своих родителей, а в довесок за несчастным ребенком охотится коварный Вагнавт.
Несмотря на наличие всех составляющих: прекрасных персонажей, интересной задумки и лора, в который, при желании, можно углубиться, сюжет подается слишком разрозненно и цельную картину выстроить не просто. К примеру, предыстория Армикрога представлена в виде своеобразной настенной летописи в одном из залов. Мы, естественно, не против литературы, но в данном случае текст, занимающий навскидку 60-70 страниц, читать очень неудобно. В нем легко запутаться из-за отсутствия глав и нумерации страниц, да и когда на тебя вываливают такой солидный ком информации за раз, заставляя прерывать геймплей, ощущаешь крайнюю неловкость. Можно, конечно, ничего не читать, но тогда ты пропускаешь чуть ли не половину истории. Ход, мягко скажем, спорный.
Не слишком воодушевляют и архаичные головоломки, хотя разработчики и постарались сделать их максимально интуитивными. Тем не менее, не редки случаи, когда ты совершенно не понимаешь, что делать с найденным предметом лишь потому, что внешне он похож на кусок желатина, а персонаж никак не комментирует его назначение. В итоге приходится склоняться к проверенной тактике и обходить все локации в поиске угла, который вы еще не успели прощупать.
Бэктрекинг, к сожалению, может испортить все впечатление от игры. Особенно если он совмещается с крайне неприятными глюками, которые должны были быть устранены при бета-тесте. Например, не удивляйтесь, если вы увидите сюжетную кат-сцену второй раз подряд, вернувшись в уже «пройденное» помещение. Бывали и фатальные случаи, когда предметы отказывались работать в нужных местах, а открытые ранее пути снова закрывались, препятствуя дальнейшему прохождению. Поэтому не забудьте делать резервные копии сейвов по ходу игры, если не хотите перед самым финалом оказаться в безвыходной ситуации.
Саундтрек написан Терри Скотт Тейлором, представителем старой гвардии эпохи The Neverhood. Музыка, порой шутливая, порой лиричная, как и внешний дизайн, отсылает нас к золотой эпохе «квестов». Обидно, что техническое несовершенство преследует нас и здесь. Зачастую треки начинают играть в совершенно случайных местах, и отследить отвечающие за них триггеры не представляется возможным. Это сбивает ритм игры, и погрузится с головой в атмосферу фантастического пластилинового мира, получается не всегда.
***
Вне всяких сомнений, Armikrog сделан ради фанатов The Neverhood, которые и проспонсировали разработку посредством Kickstarter. Легендарные дизайнеры и художники из прошлого также трудились в поте лица, но так и не смогли отполировать игру до блеска. Быть может, когда ошибки починят, провести в ней пару вечеров будет приятно, но пока этот антиквариат смотрится весьма причудливо в окружении хай-тек гаджетов современных приключений.