Как вы знаете, слово Underground в начале двухтысячных было довольно популярно. Студия Neversoft и её извечный издатель Activision решили, что в серии нужно что-то менять - невозможно в сотый раз продавать совершенно то же самое. Можно, конечно, было пойти по пути ежегодных выпусков футбольных игр, но издателю не хотелось, чтобы Тони Хоук становился игрой "для своих". В надежде охватить аудиторию побольше, они решили пойти на эксперимент и добавить в игре про катание на досках самый настоящий сюжет! Подобная идея, конечно, была воспринята с долей скепсиса, поэтому чтобы не пугать понапрасну игроков, они решили отказаться от цифры и добавили подзаголовок Underground. Вышедшая игра была тепло воспринята критиками, которые в один голос хвалили Neversoft за смелость и необычный подход к серии, убедившись, что всё-таки есть ещё порох в пороховницах.
Сюжет
Впервые в серии нам предлагают не просто вступительный ролик с нарезкой головокружительными трюками, а полноценную историю. Конечно, как в большинстве спортивных игр, содержащих сюжет, авторы прибегают к давно заезженной формуле, где нам показывают становление профессионального скейтбордиста из обычного паренька с улицы. Это история о двух друзьях, одним из которых вы и являетесь, которые очень хотели достичь высот в том, чем так любили заниматься, и упорство помогло им реализовать эту мечту. Подобных сюжетов пруд пруди в кинематографе - они и сейчас активно используются. И понятно почему: нам показывают великих в начале пути, когда они были ещё совсем зелёными. Зритель, проникшийся чувствами героя автоматически переносит его образ на себя, горит за него. И нам кажется, что раз этот персонаж справился со всеми бедами, то и мы справимся со своими, ведь мы ничем не хуже него. Для пущего эффекта сопереживания нам предлагают вначале игры создать собственного героя из набора лиц, одежды и разрисованных досок. Конечно, это не Симс, но создать более-менее индивидуального игрока можно.
История пестрит перипетиями и счастливыми случайностями. В начале пути наши друзья натыкаются на одного профессионального скейтбордиста из Нью-Джерси (кстати, наш давний знакомый по прошлым частям игры), который по доброте душевной соглашается стать для них наставником и обучить нескольким козырным трюкам. Благодаря его стараниям, парней замечает небольшой спортивный магазинчик и предлагает им спонсорство. Ну, а дальше пошло-поехало: ребята сближаются со своими спонсорами, затем из магазинчика крадут доску, в результате чего друг вашего персонажа ввязывается в опасную игру с наркодиллерами и так далее. Повествование насыщено событиями под завязку - это держит игрока в напряжении от титульного экрана до заключительных титров. Для спортивной игры это победа!
Геймплей
Игровой процесс не сильно отличается от предыдущих игр серии. Пожалуй, самое заметное нововведение - это возможность взять доску в руки и побродить по городу на своих двоих. Вроде бы мелочь, но по факту благодаря этой особенности игрок чувствует огромную свободу. Ну, а основа всё та же: мы рассекаем воздух разных местностей в поиске заданий. Большинство заданий заключается в выполнении опасных трюков или их комбинаций за определённое количество времени. У каждого трюка есть своя ценность. Если исполняете комбинацию движений - очки суммируются. Трюки вы теперь, кстати, можете изобретать свои собственные. Если вы давно мечтали назвать какой-то безумный выкрутас своим именем - вот он шанс!
Впрочем, Tony Hawk's Underground, наверное, одна из самых богатых на индивидуальность игр. Настроить под себя можно почти всё, что угодно: от трюков, до собственной линии одежды! Порой кажется, что Neversoft уж слишком увлеклись с этим, но с другой стороны во вред игре это не идёт. Вы также можете придумать собственный окрас доски или нарисовать логотип своей фирмы. А если представленного вам всё равно окажется мало, здесь есть возможность загрузить собственное лицо и прилепить его вашему скейтбордисту! Безудержное веселье. Ну, и в качестве вишенки на торте теперь скейтбордисты научились управлять автомобилями. Ей богу, ещё чуть-чуть и мы получим Grand Thief Skateboard.
Никуда не делся и многопользовательский режим. В сети за звание самого великого трюкача может сразиться сразу несколько игроков. Кстати, цели для соревнований вы теперь тоже можете придумывать сами и делиться ими со всем миром. Играть в данный режим по-прежнему весело.
Локации обширны и разнообразны. Американские игроки будут приятно удивлены доскональным воссозданием некоторых городов в виртуальном пространстве. Детальность прорисовки поражает воображение.
Музыка и звук
Музыкальная составляющая в Tony Hawk's Underground на мой взгляд несколько просела по сравнению с предыдущими играми серии. Да, треков здесь огромное количество и они отобраны довольно тщательно, чтобы удовлетворить вкусы каждого, но по-настоящему мощных боевиков тут предательски мало. Если в ранних играх за кадром для нас играли AC/DC, System of a Down, Zebrahead, Powerman 5000, то здесь список пестрит в основном не знакомыми уху названиями коллективов. Из наиболее видного здесь можно встретить такие группы, как Bad Religion, Dropkick Murphys, In Flames, да пару песен старичков Kiss. Подборка была бы хорошей, если бы эти группы составляли половину плейлиста, но весь саундтрек длится чуть более двух с половиной часов - четырёх знаковых групп здесь явно недостаточно. Что ж, вполне возможно, что в 2003 году я был далёк от гаражной культуры и был попросту "не в теме", и на самом деле саундтрек сшит сплошь из веретена хитов, которые скандирует на улице каждый уважающий себя скейтбордист. Не исключаю. Однако, как человека, игравшего во все предыдущие выпуски, здешняя музыкальная подборка зацепила меня куда меньше. Что касается звука, он выполнен на хорошем уровне. Скрежетание досок, чертящим по перилам и топот по металлическим поверхностям - всё звучит убедительно, и нареканий не вызывает. Правда, откровений тоже не делает.
Послесловие
Tony Hawk's Underground - игра, которая окончательно отошла от попыток приблизиться к симуляторам экстремальных видов спорта и примкнула к жанру спортивно-приключенческих игр. Такой лихой финт мог чревато аукнуться разработчикам, но, как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Студия Neversoft отважилась добавить в серию то, чего ей всегда не хватало - вменяемой истории. И надо сказать, у них прекрасно это получилось. Местный сюжетный режим гармонично вписался в игровой процесс и отнюдь не смотрится пятым колесом. Многочисленные перипетии постоянно держат историю в динамике, благодаря чему внимание игроков удерживается до самых титров. Всё это приправлено элементом конструктора, который здесь возведён в абсолют. Возможность изменить в образе своего героя мельчайшую деталь, придумать ему одежду и раскрасить доску сильно обогащают игровой интерес - ведь созданные творения можно загрузить в сеть! Ясно, что после Tony Hawk's Underground возвращаться к предыдущей формуле - значит, сделать шаг назад. Возможность садиться за руль автомобиля может показаться лишней. В самом деле, есть опасения, что в будущих выпусках Underground скейтбордист сумеет управляться с вертолётом и яхтой - вот только зачем это в игре о трюках на доске? Загадка.
К сожалению, саундтрек слегка обеднел на блокбастеры. Особенно это заметно в сравнении с предыдущими выпусками, где каждый второй трек не выветривался из голову в течение долгих месяцев. Местная же музыка слушается исключительно как фон. И пусть некоторые элементы разработчикам удались не так хорошо, как в былые времена, игра тем не менее достойна внимания и уважения. Новоиспечённым игрокам будет приятно погрузиться в дебри игры, а вот тем, кто знаком с серией уже достаточно давно придётся поднапрячься, чтобы привыкнуть в новым порядкам. Если вы до сих пор по неизвестной причине не сыграли в Tony Hawk's Underground, советую скачать ПК-версию, поскольку визуально она самая яркая и качественная.
ИТОГО:
- Сюжет: 10/10
- Геймплей: 10/10
- Музыка: 7/10
- Звук: 7/10
ВЕРДИКТ: 8.5