В 2005 году ребята из SEGA замахнулись на святое — создать полноценное продолжение их самой успешной трёхмерной серии, Sonic Adventure. К работе были привлечены ветераны студии, которые раздумывали над тем, как же вернуть Сонику былое величие. В процессе разработки было предложено и отброшено множество самых разных идей. Чем дальше авторы углублялись в разработку, тем виднее было, что новый продукт не похож на игру с заголовком Adventure. Движок был совершенно новым, игровой процесс претерпел серьёзные изменения, а излюбленный многими чао-сад, главная отличительная черта дилогии Sonic Adventure, вообще выкинули. Дабы не обманывать фанатов, SEGA решила изменить название с Sonic World Adventure на Sonic Unleashed. Кроме того, убрали ещё одну важную фишку — многоярусную историю, постепенно раскрываемую от лица разных персонажей. Если в Sonic Adventure было аж шесть игровых персонажей и у каждого была своя независимая сюжетная линия, а в Sonic Adventure 2 было два переплетающихся сценария, то в Sonic Unleashed решили убрать вообще всех героев, кроме синего скоростного ежа, якобы, чтобы сконцентрироваться на целостной истории и качественном игровом процессе, а не растекаться водой по древу. Однако, дабы игра не приелась, ежу сделали два варианта геймплея — традиционно скоростной и совершенно новый, незадействованный ранее ни в одной игре серии.
Стоит отдать должное — SEGA любит экспериментировать и не боится быть освистанной. Производственный процесс занял три года. Релиз проекта состоялся глубокой осенью 2008 года для приставок седьмого поколения, а также Playstation 2 и был неоднозначно воспринят критиками. В основном многочисленные оплеухи получил новый ночной игровой процесс. Там Соник превращался в оборотня и геймплей моментально переходил из скоростного в медленный. И всё бы ничего, только он сильно перетягивал на себя одеяло — на пять минут динамичного игрового процесса за обыкновенного Соника приходилось двадцать за оборотня. Это сильно утомляло игроков и, в конце концов, они разочаровывались в поделке. Кроме того, разработчиков упрекали в наглом заимствовании чужих идей без каких-либо изменений — игра за ночного Соника слишком уж походила на геймплей Краотса из God of War. А вот с дневными уровнями всё обстояло иначе — их называли глотком свежего воздуха и одним из немногих светлых пятен в Sonic Unleashed. Здесь чувствовалась скорость и азарт. Впрочем, управление всё равно посчитали слабым и не отзывчивым. Саундтрек назвали привлекательным и похвалили композиторов за включение оркестровых треков в игру. По мнению большинства критиков, такая музыка куда больше подходила синему ежу, нежели невнятный агрессивный рок. Сюжет в серии Sonic the hedgehog страдает чаще остальных элементов. Новая игра не стала исключением — акулы пера назвали историю слишком детской и не способной удержать внимание подростка, и уж тем более взрослого человека. Новый персонаж был назван «пустышкой». Отмечался его бездумный дизайн и плоских характер. Тем не менее, несмотря на шквал неприятных отзывов, это не помешало игре продастся хорошим тиражом и стать лидером продаж, а также осчастливить миллионы поклонников. Итак, заслужила ли новая игра подобных отзывов? Давайте присмотримся.
Сюжет
События развиваются после перезапуска Sonic the hedgehog образца 2006 года. Во вступительно ролике нам показывают, как воздушный флот доктора Эггмана бороздит небесные просторы, очевидно, с какой-то недоброй целью. Внезапно на нос корабля приземляется синий ёж Соник. Он мастерски обходит всех роботов злого гения и без труда добирается до своего врага. Эггману, находящемуся внутри гигантского робота, всё же удаётся поймать колючего сорванца. Однако, схваченный в кулак, ёжик использует силу семи изумрудов хаоса, чтобы обратиться в супер-форму. Такой расклад застаёт доктора врасплох, и он ретируется. Соник бежит за злодеем, пытаясь его догнать, но оказывается, что хитрец заманил нашего героя в ловушку. Герой оказывается помещённым в трубку, которая высасывает из него все силы, лишая изумрудов. Более того, полученную энергию доктор направляет в разрушительное русло — он раскалывает планету на части и пробуждает древнего монстра, спящего в недрах планеты. Однако, тут случается непредвиденное — Соник начинает превращаться в оборотня. Он начинается обрастать шерстью, его клыки заметно удлиняются, а перчатки разрываются. Но доктор не теряется и выбрасывает своего противника на разломленную планету. Приземлившись, герой обнаруживает рядом с собой маленькое странное существо. Оказывается, что зверёк потерял память. Почему-то решая, что зверь по имени Чип получил амнезию по его вине, Соник решает помочь ему, а заодно склеить планету обратно. Так происходит завязка в Sonic Unleashed.
Не могу промолчать — графически вступительный ролик выглядит выше всяких похвал, даже по сегодняшним меркам. Куча действия в кадре, пафос, любимые герои, интригующая история — здесь есть всё в полном объёме. Несмотря на довольно странный побочный эффект с оборотнем, сценарий выглядит логичным. Однако, новые персонажи, дебютировавшие в Sonic Unleashed, выглядят странно и несколько чуждо для вселенной ежа. Если Чип ещё более-менее вписывается в общий дизайн, то человеческие персонажи, вроде доктора Пикла и разных эпизодических героев, которые дают побочные задания выглядят так, будто они сбежали из не выпущенного мультфильма студии Pixar. В этом не было бы ничего плохого, если бы они перебежали в любую другую игру, но не в Sonic Unleashed. Благодаря подобной разнице в стиле, игра не воспринимается как цельный продукт. Впрочем, кто знает, может авторы специально хотели добиться этого эффекта — ведь разлом здесь очевидный лейтмотив. Примечательно, что в данной поделке, SEGA решили отойти от серьёзной подачи истории, как случалось, например, в Shadow the hedgehog, и делают больший уклон в юмор. Чип постоянно шутит и требует сладостей, а человеческие герои смешно гипертрофированны. Например, у профессора Пикла неестественно огромный нос и настолько густые брови, что под ними не видно глаз. Другое дело, что качество юмора оставляет желать лучшего: от бесконечных шуток Чипа просто-напросто устаёшь, а неказистые люди вскоре начинают раздражать. Главный антагонист здесь — тёмный Гайя. Конечно, по мере прохождения игры мы встретим и старых, давно полюбившихся персонажей, таких как лисёнок Тейлз и ежиху Эми Роуз. Вот только всем им отведены исключительно второстепенные роли, и это обидно.
Геймплей
Sonic Unleashed выполнен в виде объёмного платформера. Базовый элемент игрового процесса никуда не делся — золотые кольца в жизни и благосостоянии ежа играют по-прежнему основополагающую роль. По уровням хаотично и в огромном количестве разбросаны кольца, собирая которые, Соник может получить дополнительную жизнь или обезопасить себя от нападения врагов. До тех пор, пока в вашем невидимом кармане есть хотя бы одно колечко, можете не переживать за свою сохранность. Правда, неудачная встреча с врагом или же внезапное попадание на шипы заставит протагониста избавиться сразу от всех колец, вне зависимости, сколько у него их было до этого момента. А вот если вы наткнётесь на неприятности и колец под рукой не окажется, будьте готовы начать уровень с контрольной точки. Сонику в дневных уровнях по-прежнему доступна атака с воздуха — когда он сворачивается в колючий клубок в прыжке и прицельным рывком выбивает дурь из вражеских роботов. После того, как вы финишируете, ёж встанет в победную позу, а на экране появится окно статистики, которое подсчитает количество собранных колец, уничтоженных роботов и время, за которое вы преодолели уровень. Затем всё это суммируется и закадровый экзаменатор выставляет вам буквенную оценку. Для того чтобы получить высший ранг вам придётся сильно попотеть — нужно быть одновременно быстрым и ловким. Но всё это присутствовало и раньше. Давайте лучше поговорим о новшествах.
Прежде всего, наш скоростной друг теперь может выполнять различные трюки при затяжных прыжках с трамплинов. В этот момент перед игроком появляется ряд кнопок, которые он должен быстро нажать в правильной последовательности. Если не ошиблись — ёжик совершит какой-нибудь головокружительный трюк, а вам добавят несколько очков в общую карму. Потом на эти очки вы сможете купить, либо улучшить навыки для ежа или оборотня. Ах да, оборотень. Он обладает в корне отличным от Соника игровым процессом. Как я уже писал в самом начале, геймплей за ежа-оборотня сильно теряет в скорости, зато приобретает в боевой части. Основная особенность оборотня заключается в том, что его руки по одним разработчикам понятной причиной могут растягиваться, будто жвачка. Это позволяет ему ухватиться за какой-нибудь далёкий уступ или надрать задницу миньону Гайи, который завис где-нибудь высоко в небе. Не хочу представлять анатомию этого персонажа. Трюка с вытягивающимися костями, кажется, не было даже в «Гарри Поттере». В отличие от своего дневного воплощения, оборотень не может сворачиваться в клубок и катиться кубарем, зато отлично раскидывает врагов своими пушистыми лапищами. В его арсенале есть множество самых разных боевых приёмов, которые можно как угодно комбинировать между собой. И этим он действительно становится похожим на протагониста серии God of War. Можно было бы это списать на просто сходство — в конце концов, God of War не единственный представитель своего жанра. Вот только оборотень питается красными и синими энергетическими шарами, которые безумно похожи на аналогичные в приключения Кратоса. Но чёрт с ним, с плагиатом. Главное, что даже если абстрагироваться от других игр, ночной геймплей выглядит сыро и скучно. Мы совершаем однообразные движения, уничтожая пачки приспешников тёмного Гайи, а уровень всё тянется и тянется. Для сравнения — большинство дневных уровней в Sonic Unleashed можно пройти за две-три минуты, в то время как на прохождение ночных в среднем требуется пять. Несправедливый перевес. Особенно раздражает, когда тебя искусственно запирают на определённой секции и не дают пройти дальше до тех пор, пока оборотень не расправиться со всеми гадами. Это ужасно бесит и создаётся впечатление, что разработчики такими хитрыми методами насильно растягивают игру, будто руки ежа-оборотня. Подобная неуверенность в себе и своих силах ни о чём хорошем не говорит. В версиях для Playstation 3 и XBOX360 существуют поля приключений, из которых вы можете путешествовать по разным уровням. Вот только они и в половину не так интересны, как в Sonic Adventure.
Дизайн почти всех дневных уровней очень продуман и приятен. Соник несётся, сломя голову, к цели, попутно уничтожая врагов. Пожалуй, ещё ни одна игра в серии не оставляла такого ощущения скорости, как эта. Любопытно, что начиная с Sonic Unleashed, SEGA использует смежный геймплей — уровень разделён на секции с объёмным и плоским игровым процессом. Причём переход из 3D в 2D происходит безо всяких загрузок, единовременно, не теряя динамики. Это привносит в геймплей невиданное ранее многообразие и заставляет проходить дневные уровни снова и снова. Чего нельзя сказать о ночных уровнях — они не всегда интуитивно понятны и попросту непривычны. Вместе с этим уникальность разных точек мира хорошо передана. Греческая средиземноморская архитектура, саванна, огромные баобабы, джунгли с многочисленными реками — всё выглядит живо и убедительно.
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение в Sonic Unleashed выполнено в несколько непривычном для серии ключе. Вступительная песня напоминает заставку прошлой игры основной линейки, для которой песню написали известные в определённых кругах Zebrahead. Только более «попсовая». Тема не плохо отражает суть игры, но едва ли может подарить тот заряд бодрости, который мы испытывали в ранних играх. Финальная песня написана с претензией на трогательность и драматизм, но в том же провальном перезапуске Sonic the Hedgehog 2006 года тема Элис звучала куда пронзительней. Если говорить о музыке внутри уровней, она сильно разнится. В основном это связано а разностью игрового процесса за Соника и оборотня. Чтобы подчеркнуть отличия, в дневных уровнях звучит преимущественно динамичная и ритмичная музыка, а вот когда мы начинаем махать руками за ежа-оборотня, саундтрек тормозит и мы слышим спокойные джазовые мелодии с использованием туб и тромбонов. Примечательно, что основная ставка сделана на оркестровые композиции — гитарные рифы здесь можно услышать не часто. Благодаря тому, что Соник путешествует по разным точкам мира, так или иначе, похожим на реальные места, музыка старается соответствовать окружению. Например, на уровнях, напоминающих Китай звучит мелодия с использованием народных инструментов. Со странами, напоминающими Африку и Аляску — аналогично. Периодически попадаются очень даже приятные ритмы, которые не грех забросить в плеер. Но навряд ли среди них окажется хотя бы один трек из ночного геймплея — тот получился милым, но невзрачным и совершенно блеклым на фоне дневного, а порой и вовсе раздражающим. Я уже не говорю о том, что он чудовищно плохо сочетается с картинкой, преисполненной битв. Что же касается звука, он выполнен на хорошем уровне и уха не режет. Актёры полностью отдаются процессу, а шумы помогают лучше прочувствовать атмосферу. Впрочем, здесь всё же не хватает какой-то изюминки, которая бы заставила обратить на себя внимание.
Послесловие
Sonic Unleashed – игра, которая показывает ежа в необычном свете. Эксперимент SEGA не выстрелил. Вернее, он выстрелил совершенно не из того места, откуда ожидали разработчики. Почти единогласно ночные уровни были признаны публикой разочаровывающими. Зато дневные уровни, на которые очевидно не делалось такой большой ставки, вышли выше всяких похвал. Это, без сомнений, лучшая часть игры. Здесь удивительно тонко передано чувство скорости и всепоглощающий азарт. Многие игроки после выхода Sonic Unleashed мечтали о том, чтобы следующая игра целиком состояла из вот таких небольших живописных трасс, пролегающих в разных точках планеты. Сценарий вышел вполне приятным. Он не претендовал на лавры лучших из лучших, а тихо и скромно делал своё дело. Подача вступительного ролика просто завораживающая, некоторые мелодии достойны увековечения в анналах истории, а красота уровней заставляет замирать сердце. Вместе с этим, новые персонажи невзрачны, вокальные темы несколько вторичны, а чрезмерное увлечение разработчиков ночными уровнями может отправить вас в страну сновидений. Игру можно посоветовать только в том случае, если вы закалены плохими механиками и сможете стерпеть неудачные геймплейные решения, ради того, чтобы пробраться к доле действительно хорошего геймплея. Ну, или если вы обожаете скорость, но при этом вам религия не позволяет играть в гонки.
ИТОГО:
- Сюжет: 9/10
- Геймплей: 7/10
- Музыка: 7/10
- Звук: 5/10
ВЕРДИКТ: 7