Обзор Cuphead
03.03.2018

Обзоры

Нередко перед любителями видеоигр возникает ситуация, когда есть просторный диван, свежедоставленная пицца, телевизор с подключенной к нему приставкой или ПК, друг и пара геймпадов… Разумеется, образуется непростой вопрос, во что бы такое зарубиться? Что-нибудь веселое и понятное, лишенное тысячи цифр и неуместной прокачки, предлагающее вместе пройти виртуальные огонь и воду и заставляющее радостно орать и смеяться, когда пал очередной не влезающий в экран босс…

Cuphead в этом плане безупречная компанейская игра. В ее механике разбираешься буквально за десять секунд. Перед нами классический двухмерный сайд-скроллер в стиле легендарной Contra. Бегаем, прыгаем, приседаем и практически никогда не отпускаем гашетку, стреляя в восьми направлениях. Присутствует кнопка супервыстрела и быстрого рывка в сторону.

Дополнительно разработчики добавили своеобразное парирование. Если вас преследует снаряд или противник ярко-розового цвета, вам дозволено напрыгнуть на него и поглотить удар повторным нажатием прыжка, за что игра наградит зарядом супервыстрела.

Тем же способом можно успеть реанимировать павшего в бою товарища, “спарировав” его улетающую вверх душу.

В остальном, это старая добрая Contra, упрощенная в плане менеджмента очков и “продолжений” - строго три жизни на уровень, ноги в руки - и крутитесь, как хотите.

Но в данном случае важно не “что”, а “как”. Основанная двумя братьями StudioMDHR Entertainment провела титаническую работу и заставила классическую формулу сиять как никогда ранее.

Аудиовизуальный стиль Cuphead - это настоящее произведение искусства. Ламповая рисовка мультфильмов 1930-х годов с нарочитыми дефектами пленки и душевно потрескивающим джазом из колонок растворяют в себе моментально. Атмосфера, напоминающая ранних “Микки Маусов” и первый сезон “Тома и Джерри”, буквально оживает перед вами. Трудно поверить, что мы ещё и участвуем в этом представлении!

В мире Cuphead нет крови и жестокости, но здоровое психоделичное безумие льется из каждого кадра. Практически все бытовые предметы тут живые. Монетки, игровые автоматы, автомобили, даже снаряды, выпускаемые по вам, - практически всё имеет большие глаза и довольную ухмылку. Нам приходится сражаться с картошкой и морковью, цветками, кораблями и даже созвездиями; все они личности, порой весьма харизматичные.

История рассказывает про парня с чашкой вместо головы, Cuphead, и его кружкоголового брата Mugmen. Герои решили заскочить в местное казино, и Фортуна была на их стороне, пока владелец заведения, сам Дьявол, не предложил сыграть на души с возможностью получить всё казино. Разумеется, братья не видели обложку собственной игры с надписью “Don’t deal with the Devil” и, ослепленные жаждой наживы, проиграли. Злодей предложил героям альтернативу - поработать его личными коллекторами и выбить души всех должников по списку. Этим неблагородным, но чертовски увлекательным занятием и придется заниматься большую часть игры.

По своей структуре мир Cuphead напоминает Super Mario Bros 3. Перед нами расстилается красивейшая глобальная карта, на которой мы выбираем текущее задание. Активностей и секретов тут практически нет. В очень редких местах можно найти монетки, да поболтать с некоторыми забавными персонажами. Можно наткнуться на переполненную жадностью монетку, которая не доверяет банкам, предпочитая прятать свои сбережения по закоулкам, и рыбу, которая… рыбачит с удочкой на берегу.

Подобные и куда более странные существа тут на каждом углу. В некоторых местах есть магазины, где огромный свин с повязкой на глазу, грозно скандируя “Welcome!”, продает различные модификаторы и альтернативное вооружение за всё те же монетки. На сражение мы берем два оружия, один модификатор и одну супер-способность.

Всесокрушающим королем вечеринок эти бонусы вас не сделают, но слегка упростят бой при правильном использовании. Скажем, выстрел-бумеранг хорош в ситуациях, когда враг за спиной, а повернуться к нему слишком опасно, спрей позволяет легко сметать мелкую приставучую дрянь, но радиус поражения мал, а самонаводка позволяет вообще не целиться, однако урон от нее так себе и наводится она не всегда на желаемую цель. Основное оружие (выстрел из пальца по прямой) так и останется универсальным средством на все случаи жизни.

Модификаторы тоже в большинстве своем не дают явных преимуществ. Один, например, добавляет четвертую жизнь за счет ослабленной силы атаки, другой позволяет автоматически парировать один раз за прыжок. Самым действенным во многих случаях остается Smoke Bomb - неуязвимость во время рывка. Многие ситуации, требующие ювелирной осторожности, можно легко пройти с этой примочкой.

На многих заданиях герой пилотирует маленький кукурузник. В эти моменты игра все также сохраняет перспективу сайд-скроллера, но способности и вооружение изменяются. Вместо рывка - мгновенное уменьшение в размерах, что дает серьезное увеличение скорости и мобильности за счет ослабления боевой мощи. Большинство модификаторов тут не работают, а супер-способность превращает самолет в ядерную боеголовку.

Одной из ярчайших особенностей Cuphead после шикарной стилизации стала ее сложность. Практически каждая первая статья, посвященная сию творению изобилует неуместными сравнениями с Dark Souls, словно хит From Software изобрел такое понятие, как “вызов игрокам”. Тем не менее, знакомая надпись You Died успеет облюбовать ваш экран не одну сотню раз.

Впрочем, если за вашими плечами раскинулись туши побежденных в детстве Contra и Megaman, то вопли о непроходимости Cuphead покажутся явно преувеличенными. Да, попотеть действительно придется, количество объектов на экране, пытающихся вас прикончить порой кажется сумасшедшим, жалкие три жизни при первой встрече с очередным боссом распыляются уже на первой стадии, в то время, как пережить нужно четыре. Но сложность исключительно честная, требования к реакции и точности передвижений тяжело назвать завышенными, а к бессовестному садомазохизму уровня I wanna be the Guy разработчики, благо, не стремились.

Сами уровни в большинстве своем представляют собой эпически жаркие босс-раши. Классические Run & Gun забеги с преодолением пропастей тоже присутствуют. Их немного, и они заставляют вспомнить Ninja Gaiden на NES, где на вас шли толпы врагов до тех пор, пока ваш персонаж не доберется до нужного места. Будь то летающие по синусоиде рыбы, клыкастые пчелы, снаряды или мыши-археологи с кирками - практически всё будет бесконечно возрождаться и досаждать бедному кружкоголовому парню, заставляя двигаться вперед.

Уровни, как и каждый аспект игры, сделаны вручную и переполнены интересными ситуациями и мини-боссами. В одном задании нам необходимо периодически переворачивать гравитацию, так как колонны веселых авто и резиновых уточек поочередно проезжают то по полу, то по потолку, а перепрыгнуть машинки не выйдет. Есть эпизод, где приставучий батут регулярно подлезает герою под ноги и норовит подкинуть его в самый неудобный момент. А в иной раз катаемся на огромном осьминоге, заставляя его стрелять по скалам и уворачиваясь от прыгающих креветок, плюющегося жемчужинами моллюска… Скучать не придется ни секунды.

Особенно удались боссы, задолжавшие Дьяволу душу и составляющие примерно 80% Cuphead. Каждый из них - буйство креатива и феерии. Это жестокие многоступенчатые противники с уникальными анимациями и атаками, которые по своей сложности и проработки скорее напоминают целые уровни.

Комплексные сцены, когда огромный противник, словно гениальный фокусник, достает все новые (смертельные) игрушки, выглядят просто потрясающе. Важно отметить, что это невероятно насыщенное действо не затянуто, и враги постоянно пытаются удивить вас, преподнося все новые сюрпризы.

Каждая миссия здесь похожа на маленькое анимационное произведение, за которым приятно наблюдать даже без непосредственного участия. Художники из StudioMDHR Entertainment способны одними лишь визуальными образами и анимацией доводить если не до истерического хохота, то как минимум до искренней улыбки. Не важно, с кем происходит конфронтация: с полевым цветком, карамельным замком или огромной сигарой - вы всегда будете получать море позитива от безбашенного представления на экране. Предсказать, что произойдет дальше, и какие фокусы выкатит босс к следующей стадии невозможно. Две лягушки внезапно собираются в однорукого бандита, головной вагон поезда в какой-то момент решает отрастить четыре ноги и гоняться за героями словно лошадь, а один раз эстафету по ликвидации Чашеголового принимает надгробная плита только что побежденного оппонента.

Музыкальное сопровождение прекрасно подчеркивает происходящую на экране фантасмагорию. Ритмичные и веселые джазовые композиции резонируют с антуражем и усиливают восприятие игры как того самого мультфильма из глубокого детства. Композиции, вроде Botanic Panic, которая звучит в схватке со злобной морковью и плачущим луком, запоминаются своим постоянным наслоением небольших сольных партий различных инструментов на ритмичный аккомпанемент. Словно искусный повар, композитор Кристофер Мэддиган постепенно добавляет в музыкальное блюдо новые ингредиенты, дополняя мелодию новыми оттенками знакомого вкуса. Любители задорного джаза могут и вовсе слушать саундтрек отдельно от игры.

В Cuphead можно найти десятки отсылок ко множеству классических произведений, как анимационных, так и видеоигровых. Нам предстоит сразиться с почти дословной копией дятла Вудди и накостылять коту Тому. В одном уровне путь преградит полубосс-стена, словно из первой Contra, а босс-джинн в определенный момент разыгрывает извращенную версию Flappy Bird с простреливаемыми колоннами и летающими ножами.

Ориентированность на боссфайты роднит проект с Contra: Hard Corps. Однако, при всей нашей любви к шедевру на Sega Genesis, геймплей Hard Corps местами провисал под натиском постановки. Некоторые боссы позволяли себя уничтожить, лежа/стоя/вися на одном месте, а успех в прохождении на 100% зависел от зубрежки уровня и механического выполнения простейших действий.

Что приятно, дизайнеры из StudioMDHR прекрасно знали это и вместо слепого копирования классики занимались развитием ее наиболее спорных сторон. Ни один из противников Cuphead не дает отсиживаться в уютном уголке. Арены лишены безопасных мест на любой стадии любого босса. Двигаться необходимо постоянно.

Игра использует грамотную дозировку рандома. Перезапуская одно сражение несколько раз, вы можете наблюдать множество изменений в рамках одной стадии. Так, Джин в самом начале может достать из сундука вместо саркофагов с кошками-скарабеями кинжалы. Или вовсе начнет кидаться различными драгоценностями. Все эти три варианта первой стадии играются совершенно по-разному. Босс-дирижабль в одной из стадий призывает против вас созвездия (ещё одна отсылка к Hard Corps). Этим созвездием может стать как Стрелец, так и Близнецы, тактика боя с каждым из них разительно отличается. При этом помогающие боссу ракеты действуют на совершенно рандомных основаниях: их частота появления, конкретное место возрождения с правой стороны экрана и вид выстрела (одиночный или рассыпной) не поддаются запоминанию. Что уж говорить о таких мелочах, как разбросы снарядов, тайминги некоторых атак и периодичность действий? Всё это заставляет игрока импровизировать.

Совсем без заучивания, конечно, не обойтись. Доля случайностей такая, чтобы вы могли составить приблизительную тактику боя на десятой попытке, но всегда оставались начеку и не могли побеждать, что называется, “на автопилоте”.

Выбор сложности в игре все же присутствует. Перед каждым боем нам предстоит сделать выбор между Simple или Regular, а после прохождения открывается совсем уж хардкорный Expert. И что примечательно, дежурно наращивать полоски здоровья противников никто не стал. “Жирнее” злопыхатели становятся лишь в кооперативе, что логично. Но само повышение сложности влияет на скорость анимаций босса, количество снарядов и миньонов, а иногда открывает новые виды атак и даже дополнительные стадии боя. Это делает повторные прохождения столь же захватывающим занятием, что и первая пробежка.

Тем не менее, любители лёгких прогулок не смогут пройти игру. Даже на Simple о веселом цветопредставлении не может быть и речи, а десяток надписей “You Died” встретят новичка жанра уже на первом задании.

Интересный факт: если полностью исключить смерти, хронометраж Cuphead уложился бы в 2 часа. Однако, на эти 2 часа у StudioMDHR Entertainment ушло целых 7 лет активной разработки, что заметно невооруженным глазом в каждой сцене.

В двадцатый раз принимая смерть на первой стадии боя с местной Медузой-Горгоной, невольно обращаешь внимание на вооруженные саблями три капельки воды, которые чертовка быстро запускает в вас. Каждая из них чем-то отличается от остальных, будь то повязка на глазу или бандана. Разработчики провели совершенно сумасшедший объем работы, которая заложена в каждом кадре, созданном вручную. Cuphead является наглядным примером того, к чему следует лепить заурядные эпитеты вида “сделано с любовью” и “вкладывали душу”. Игра берет за живое множеством западающих в душу мелочей. Нужна титаническая выдержка, чтобы, несколько раз услышав музыкальную тему Мистера Кинг Дайса, не начать мысленно подпевать её в ближайшие несколько дней.

Отсутствие сложности ударило бы не только по продолжительности игры. Разве воспринимался бы зловещий оскал полевого цветочка так натуралистично, не цепляйся он столь яростно за свою душу? Cuphead прекрасно скроена психологически таким образом, чтобы убедить вас, что каждая новая миссия - неприступная крепость. Проходя игру вдвоем на сложности Regular, мы практически всегда одолевали очередного босса примерно спустя час жарких попыток с последней жизнью в кармане и неподдельными радостными криками. И эти чистые эмоции действительно бесценны.

***

Cuphead - это лучшая реинкарнация Contra и Megaman, которую только можно было представить. Настоящий триумф игр от независимых разработчиков, которые в очередной раз доказали индустрии, что для создания великолепного проекта не нужны десятки миллионов долларов, толпы продюсеров и раздутый штат. Разработчики не побоялись бросить вызов не только игроку, но и современным тенденциям игропрома. Благодаря этому им удалось по новому подойти к старым лекалам и создать интересное приключение. А учитывая, что перед нами дебютный проект студии, невольно задумываешься, не замешаны ли StudioMDHR Entertainment в сделке с Дьяволом…

Похожие записи

03.06.2018

Обзоры

Когда игра — искусство

В современной игровой индустрии множество игр, которые могут похвастаться игровой механикой, стилем, атмосферой, концепцией, музыкальным сопровождением, графикой, сюжетом и определенными внутри игровыми аспектами, которые дополняют игру и делают антураж запоминающимся и необычайно красивым. Но число...

06.06.2019

Обзоры

«Лучшая игра в Мире» - Мама Дэдпула

Начало  После просмотра трейлера игра «Deadpool» меня очень заинтриговала, не смотря на то, что почти все игры по комиксам «Marvel» полное дерьмо. В трейлере обставили все так, будто это самый натуральный Слэшер, ну, по крайней мере, так показалось мне, но на деле это самый стандартный Экшен. После ...

Torment: Tides of Numenera - Сложности выбора
20.11.2017

Обзоры

Torment: Tides of Numenera - Сложности выбора

Говорить о {parent-94}, втискивая его в обычные жанровые рамки и пытаясь с чем-то сравнивать, очень сложно. Игра, которую многие ждали, оказалась не совсем тем, чем когда-то стала гениальная Planescape: Torment, и вместо привычного сиквела или ремейка с новым сюжетом нам предлагают что-то совсем не...

12.12.2018

Обзоры

Бери инициативу в свои руки и ноги

Хорошие, однако, раньше были времена. Играми можно было беспрепятственно делиться с друзьями, обмениваться с ними дисками, без напряга делать копии оригиналов на «болванку» за 10 рублей. Нынче все мы прекрасно понимаем, что это были за «оригиналы» такие, но сути дела ведь это категорически не меняло...

To Top