Эта осень обещает быть скудной на эксклюзивы для PlayStation 4, поэтому у таких сравнительно небольших проектов, как Everybody’s Gone to the Rapture (Хроники последних дней), появляется шанс быть замеченными широкой публикой.
The Chinese Room – известный корифей на поприще медитативных, повествовательных инди-игр от первого лица. На их счету ярчайший представитель данного направления - Dear Esther и крайне противоречивый сиквел к хоррору Amnesia. Узнаваемый стиль студии, ее упор на так называемый «эмоциональный опыт» и пренебрежение игровой механикой, разделили геймеров на ярых фанатов и тех, кто смотрит на подобные эксперименты с явным скепсисом. Выход нового проекта, думается, только лишь подбросит дров в топку идеологических споров. Писать критику на подобные вещи – задача не из легких, ведь формальные минусы, при желании, можно запросто превратить в плюсы, и это отнюдь не будет натужным стремлением увидеть то, чего нет.
Полный тайн сюжет Everybody’s Gone to the Rapture занимает главенствующее место в структуре игры и абсолютно все сопутствующие элементы нацелены прежде всего на его раскрытие. Игрок получает контроль над безымянным протагонистом, чью человеческую сущность выдает лишь отчетливый звук шагов. В качестве сцены драматичного спектакля предстает милый английский городок в графстве Шропшир. Спускаясь по извилистой дороге, разглядывая открывающиеся сельских пейзажи, мы постепенно начинаем вникать в суть странных событий, которые привели к исчезновению всего местного населения. Источниками информации служат записи голосов на автоответчиках, проигрывателях, радио, а также духи людей, представленные в виде искрящихся сгустков света. Выглядит это так, словно мгновения их жизней записались на некий голографический магнитофон. Из десятков обрывочных сценок их быта и недосказанных диалогов, начинает складываться общая картина.
Городок охвачен волной аномальных событий: с неба замертво падают птицы, некоторые жители пропадают без видимых причин, у других появились симптомы непонятной болезни, кто-то говорит о присутствии чужеродного существа, кто-то недоуменно разводит руками, кто-то просто пытается не обращать ни на что внимания. Правительство оцепило населенный пункт, был установлен карантин. Все это пронизано тонкой нитью замечательно прописанных жизненных историй ключевых персонажей. Буквально подслушивая и подсматривая за самыми сокровенными моментами их бытия, узнавая все больше и больше об их взаимоотношениях и переживаниях, действительно проникаешься к ним симпатией. Пастор Джереми, ищущий ответы в христианской вере, престарелая вдова Уэнди, ухаживающая за птицами, честный работяга Фрэнк, работник астрономической лаборатории Кейт и прочие другие. Фактически невидимые, четкие образы этих людей дорисовываются в воображении и предстают куда более живыми, чем даже высоко детализированные модели героев из других игр. Неоценимый вклад вносит и озвучка. Каждый из актеров выложился по полной программе, и ни разу за все прохождение не было халтурного момента, когда казалось, что кто-то отнесся к делу спустя рукава.
Говоря о механике процесса, нельзя не отметить, что едкое определение «симулятор ходьбы», как ни крути, подходит к описанию здешнего геймплея весьма точно, да и разработчики этого не пытаются скрывать. Экран раскладки геймпада показывает, что возможных способов общения с окружающим миром всего три – игрок волен перемещаться, осматриваться по сторонам и взаимодействовать с некоторыми объектами, а точнее – открывать двери. Столь минималистичный подход можно с полным правом ругать и просить вернуть нам классический набор «пиксельхантера», головоломки и прочие составляющие ординарного квеста. Но вполне очевидно, что отказ от определенных игровых условностей не случаен. Взамен им, акцент делается на чувственном восприятии, созерцании, наблюдении и чуткому отношению к звукам. Виртуальный британский городок с его домишками, аккуратными садиками, беседками, рощами, запрудами, колосящимися полями, практически заглатывает игрока. Делая крен в сторону достоверности на манер The Vanishing of Ethan Carter, творение The Chinese Room устанавливает новую планку аудиовизуального отображения реальности.
Особенно важную роль играет динамическое освещение. Свет проникает повсюду, буквально напитывая жизнью бездушные полигональные объекты. Небо в игре действительно живое – если облака, гонимые ветром, вдруг закрывают солнце, то, как и в жизни, все тени, отбрасываемые объектами, меняются. Происходит это в реальном времени и выглядит потрясающе плавно. Каждая поверхность, в зависимости от цвета и происхождения, будь то кирпич, камень, асфальт, мокрая земля или белая простыня, сохнущая на заднем дворе, отражает свет по-своему. Заходя в подвал, видно ровно столько, сколько видит адаптирующийся человеческий глаз в полумраке, а яркое солнце натурально слепит в глаза так, что хочется отвернуться. И если внешне Everybody’s Gone to the Rapture смотрится великолепно, то музыкальное сопровождение и звукорежиссура вовсе затмевают все вышедшие игры этого года. Количество эпичных, запоминающихся композиций, вместе с более спокойными, а также нагоняющими тревоги треками, зашкаливает. Благодаря грамотному звуковому дизайну создается порой пугающе правдоподобный эффект окружающей среды. Однажды, я поймал себя на странном ощущении, когда по-настоящему поежился от дождя, начавшегося в игре, при том, что на улице за окном палило жаркое солнце.
Естественно, все выше описанное великолепие кроется аргументами, указывающими на то, что мир в игре совершенно «мертвый» во всех своих проявлениях. Можно даже замахнуться и сказать, что это вовсе не игра, а статичная технодемка, в которую забыли «завести» геймплей и интерактивность. В таком мнении есть своя доля правды. Формально, графическая часть – это одна большая декорация, а открытый мир пуст и не представляет интереса для исследования, за исключением новых порций сюжетной информации. Здесь мы встаем перед одним важным вопросом, что является основным – эмоциональный отклик, вызываемый игрой, как произведением искусства, или же грамотного смоделированный игровой мир по всем правилам устоявшихся жанров? Склониться можно в обе стороны, но мы предпочтем первый вариант. Ведь, в конце концов, мы пока еще не роботы, определяющие ценность той или иной вещи по коэффициенту полезности или количеству условных элементов геймплея помноженных на время прохождения. Когда ловишь неспешный ритм, проникаешься повествованием, переживаешь за героев, уже не ощущаешь особой надобности в сложной механике, и просто наслаждаешься пребыванием в этом прекрасном мире.
Но ничего идеального не существует, и в Everybody’s Gone to the Rapture можно выпустить пару честных критических стрел. Во-первых, совершенно глупая ошибка, связанная с кнопкой бега (R2), о наличии которой разработчики забыли предупредить. Передвигаться со скоростью английской королевы на вечерней прогулке в течение всей игры – весьма сомнительное удовольствие. Во-вторых, радующий большую часть времени сюжет, под самый конец уходит в чрезмерную претенциозность, хотя до этого не грешил ненужными псевдоинтеллектуальными вывертами.
***
The Chinese Room нельзя не похвалить за столь цельный и неординарный проект ручной выделки, на который ушло почти три года разработки. Обладателям PS4 пропускать его нежелательно, даже несмотря на довольно высокую цену. К тому же, игра может похвастаться полной локализацией, хотя я бы посоветовал оставить замечательную английскую озвучку и ограничиться субтитрами.