No Man’s Sky до самого релиза оставался загадкой. С каждым новым интервью, дневником разработки и трейлером вопросов “А про что эта игра?” не убавлялось. Авторы упорно молчали на протяжении всей PR-компании, ограничиваясь милыми улыбками и отговорками, мол, игрок должен добраться до центра вселенной.
Интересным моментом No Man’s Sky является процедурно-генерируемая вселенная с 18 квинтиллионами планет, на посещение которых уйдет порядка 5 миллиардов реальных лет. Задумывалось, что путь каждого игрока в этом мире будет уникальным, а возможность пресечься с другим геймером ничтожно мала. Однако на практике все оказалось иначе. Но обо всем по порядку.
Вооруженный мультитулом, оружием и одновременно инструментом для добычи ресурсов, игрок на своем звездолете волен изучать вселенную как ему вздумается. Вы путешествуете между звездными системами, в каждой из которых располагается несколько планет, астероидный пояс и космическая станция, и собираете ресурсы. Совсем редко попадаются черные дыры, которые перемещают вас на несколько десятков систем ближе к центру вселенной. Как правило, каждая галактика принадлежит одной из трех разумных рас: Гекки, Вай’кины, Корваксы. Улучшая отношения с расами, взаимодействуя с NPC на планетах и космических станциях, вы открываете новые реплики в диалогах с ними. Так, например, вам могут бесплатно помочь с перезарядкой щита для корабля или восполнить здоровье, если у вас дружественные отношения. Правда, на этом все и ограничивается. Вы не получите квестов или интересных заданий.
По мере путешествия постепенно улучшается знание языка каждой инопланетной расы. Со временем персонаж начинает распознавать отдельные слова в предложениях, а к концу игры и вовсе сможет понимать все три языка. Такой подход может показаться весьма странным, так как в играх, где подобная игровая механика уже встречалась, главный герой заучивал буквы, а не слова, вследствие чего на изучение незнакомого языка уходило меньше времени. Странно и то, что появление новых реплик зависит лишь от уровня отношений, а не знания языка. И грамота вам нужна лишь для понимания диалогов, а не для игрового процесса.
Для обучения инопланетному диалекту необходимо отыскать древний монумент, прикоснувшись к которому главный герой запоминает одно или несколько слов. Либо космические или наземные базы, где мы встречаем дружелюбного NPC, который не против расширить наши языковые познания.
В теории каждая планета уникальна. Но на практике из десяти планет только две или три будут необычными и завораживающими. В остальных случаях вы будете наблюдать блеклую темно-коричневую палитру, размытую землю, бесформенные скалы и отвратительную плоскую воду с замощенной “плиточкой” текстурой волн. А разница проявляется лишь в размере гор и количестве однотипных кустарников на квадратный метр земли.
Применение вокселей накладывает дополнительные ограничения. В результате этого сильно пострадала атмосфера игры. Большинство элементов окружения статично. Лишь спрайтовая трава и флаг у базы колышутся на ветру. Деревья и большие кусты в свою очередь неподвижны. При уничтожении основания огромных камней, их верхушка будет продолжать висеть в воздухе, из-за чего усиливается ощущение искусственности происходящего.
Иногда создается впечатление, что разработчики не следили за логикой созданного ими мира. Например, можно добыть железо из горной породы, потом им же накормить веселого кенгуру, который в благодарность за это поможет вам найти драгоценные материалы и другие ресурсы. А если вы его убьете, то из него выпадет... платина. Конечно, это можно списать на то, что “каждая планета уникальна”, и животные могут питаться самыми разными вещами, но выглядит это как минимум сомнительно.
Станции и базы также не вызывают должного восхищения. Это примитивные квадратные коробки, зачастую пустые, сделанные по принципу скопировал/вставил.
Отдельно хочется сказать о небе. После поражающих своей красотой космических скайбоксов Destiny наблюдать размытый задник No Man’s Sky, залитый одним грязным цветом, эстетически неприятно.
Однако иногда генератор планет подкидывает действительно стоящие места - с густыми лесами, неописуемо странными животными, парящими в небе скалами, заснеженными пустынями, полями с травой всех цветов радуги и бесконечными пещерами, наполненными ресурсами. Такие пейзажи, к сожалению, встречаются непозволительно редко.
Техническая часть No Man’s Sky далека от идеала. Животные застревают в текстурах, игра часто вылетает без автосохранения, а в некоторых моментах происходит существенное падение частоты кадров, особенно во время приближения корабля к поверхности планеты. В это время вы наблюдаете чудовищный эффект подгрузки объектов, которые появляются в уродливом месиве-эффекте мокрого стекла.
Но изучать планеты важно не только для понимания культуры пришельцев - основной упор в No Man’s Sky сделан именно на сборе ресурсов. Ваш звездолет нуждается в постоянной дозаправке тремя видами топлива. Тамий-9 обеспечивает работу основных двигателей, с помощью которых вы перемещаетесь в пределах одной планеты или системы. Плутоний нужен для подзарядки стартового модуля, чтобы ваш корабль взлетел с поверхности планеты. Варп-ячейки, в свою очередь, заправляют гипердвигатель, что обеспечивает путешествие из одной системы в другую.
Дополнительно этими видами топлива необходимо заряжать систему жизнеобеспечения вашего экзокостюма и боевые модули мультитула. Но если о зарядке первых двух двигателей вы практически не будете беспокоиться всю игру (необходимых ресурсов на всех планетах предостаточно), то пополнение гипердвигателя вырастает в большую проблему. Путь до центра вселенной длинный и весьма неоднозначный, а полного бака хватает на 4-5 перелетов из системы в систему. На создание топлива для гипредвигателя уходит много времени - игра не всегда подсвечивает нужные ресурсы и приходится долго исследовать окружающую местность в поисках нужных реагентов. Наиграв большое количество времени, вы будете с ужасом смотреть на надпись о нехватке топлива, зная о дальнейшем вынужденном фарме очередной порции горючего.
На этом круг замыкается, и вы понимаете, что вся игра - это бессмысленный сбор ресурсов ради перемещения в соседнюю систему, где вы продолжаете сбор ресурсов. No Man’s Sky не предлагает интересных квестов и заданий, а глобальная цель весьма абстрактная. Вас не окружают персонажи, декорации статичны и постоянно повторяются. Редкие NPC, сидящие в креслах на космических станциях, скудно анимированы и не делают лишних движений. Всю игру вы будете наблюдать одну и ту же картину, которую увидите в первый час игры, один и тот же геймплей, который к финалу ни капельки не поменяется.
Монотонный процесс сбора ресурсов могут нарушить стражи. Это летающие дроны, которые при полном сканировании вашего аватара открывают огонь на поражение. Однако, если битва с ними затянется, на подкрепление врагу придут элитные юниты - механические собаки, стреляющие лазерами. Но даже это не в состоянии разбавить геймплей. Искусственный интеллект противников далек от идеала, а все сражения происходят по одному сценарию. Складывается ощущение, что разработчики хотят лишь потратить ваше время, а не внести в игру необходимую долю разнообразия. В чем сюжетная мотивация роботов? Зачем мы нужны Атласу, если у него есть миллиарды сканирующих окружение слуг? Мы так и не смогли найти ответы на эти вопросы.
Помимо топлива, на планетах есть множество мест, которые помечаются у вас на радаре после сканирования. Влетая в атмосферу, вы можете припарковать свой корабль в любом месте, кроме воды. Чтобы не тратить время попусту, лучше сразу найти маяк, который в обмен на парочку обходных чипов (вы их создаете из подручных ресурсов, которые есть почти на любой планете) покажет вам интересные места в стиле вышек из Assassin’s Creed. Это может быть заброшенное здание, в котором обитают инопланетяне, место крушения корабля, месторождение определённого вида ресурсов, торговая база и так далее. Путешествуя по этим точкам, вы выполняете определенные условия и получаете за это вознаграждение в виде улучшений для вашего снаряжения, валюты или слов для изучения языка. Это, пожалуй, самая интересная часть игры. Подлетая к древнему монолиту высотой в несколько десятков метров, вы прикасаетесь к нему, что активирует меню с рассказом и вариантами взаимодействия. Игроку необходимо внимательно прочитать текст и дать ответ, исходя из условий написанного. Если ответ окажется правильным, главный герой получает награду в виде денег, улучшения отношений с расами или порции новых слов для изучения языка. В противном случае происходит нечто плохое, например, отнимается половина здоровья или ломается часть снаряжения. Подобных мест в игре очень много, и за все время прохождения, они ни разу не повторились по содержанию текстов.
Однако иногда бывают случаи, когда игра считает ваш ответ неправильным, что дает негативный результат, хотя логически вы уверены в своем выборе. По неведомой логике геймдизайнера, за получение ожога на далекой планете вас могут лишить балов репутации у одной из представленных рас. Иногда вам и вовсе не дают никаких подсказок, предлагая довериться удаче в очередном выборе из трех вариантов ответа.
На космических станциях вас ожидают похожие моменты, однако помимо этого у вас есть возможность продать ненужные вещи в компьютерном терминале и купить звездолет у дружественных персонажей. Космических кораблей в игре много и они отличаются по количеству ячеек, вооружению и скорости выполнения летательных маневров. Ячейки могут служить багажником или местом для установки модификаций.
Действительно полезных улучшений для вашего корабля или костюма очень мало, зачастую они влияют лишь на показатели урона, скорость передвижения и защиту от внешних воздействий. Однако комфортно пройти игру реально и без них.
Интересные модификации имеет мультитул. Тут вам и возможность менять режимы стрельбы с боевого на добывающий, подствольный гранатомет, сканер флоры и фауны, который поможет с обнаружением ресурсов вокруг вас, и так далее.
Совершая первые открытия, игрок может переименовать планету, систему и вид животного. Эта информация вручную загружается на сервер и синхронизируется между всеми пользователями. Так что ваше открытие будет уникальным и видимым для всех игроков, кто приземлится на вашу планету. Каждая загрузка ваших открытий на сервер вознаграждается валютой в размере нескольких тысяч юнитов. К сожалению, этим и ограничивается онлайн-составляющая No Man’s Sky. Вопреки ранним обещаниям Hello Games, мультиплеер не добрался до финального релиза и между игроками не может быть никакого реального взаимодействия.
Управление звездолетом также разочаровывает. Ему не хватает глубины. No Man’s Sky слишком заботлив о казуальных пользователях, поэтому он даже не дает вам разбиться о землю или воду. Перед сближением с поверхностью появляется невидимая стена, которая защищает вас от кораблекрушения. Даже стыковка с космической станцией полностью автоматическая, и не важно как вы подлетаете к ней - хоть на максимальном ускорении и под углом - игра все сделает за вас.
Самой нелепой частью No Man’s Sky являются битвы на звездолетах. Враждебные пираты встречаются на просторах астероидных полей. Когда вы получаете оповещение о том, что ваш корабль сканируют, знайте - битвы не избежать. Гипердвигатель просто отказывает, и даже высокие навыки пилотирования вас не спасут. Управление кораблем в битвах просто кошмарное. Упрощение пилотирования привело к тому, что игрок не может управлять маневровыми двигателями. Этот факт полностью убивает изюминку подобных дог-файтов, из-за которых и играют в космосимы, а именно игрок не может контролировать импульс движения корабля. По идее, можно задать ускорение корабля в одну сторону, отключить основной двигатель и маневровыми двигателями развернуться вокруг собственной оси, тем самым обманув противника, который сел вам на хвост. Однако в No Man’s Sky от преследования уйти невозможно.
Все корабли ощущаются как кусок ваты, у них совершенно нет инерции. Вы не почувствуете разницы - летаете ли вы на смертоносном истребителе или на многотонном торговом звездолете. Отличия будут заметны только в скорости выстрелов фотонной пушки. Вид практически из любой кабины сильно ограничен. На радаре красного цвета враги помечаются красными точками, в итоге все сливается в кашу. Даже щиты вам приходится перезаряжать вручную. Спустя несколько раздражающих боев, вы понимаете, что легче просто отдаться врагу - все равно ваш груз будет ждать вас на месте смерти целый и невредимый, а путь до него займет не более трех минут.
Весьма неоднозначной является и квестовая цепочка с Атласом, местным инопланетным разумом, который призывает игрока подчиниться ему. На протяжении всей игры у главного героя появляются интригующие мысли о мотивации Атласа, собирая информацию об инопланетных расах они только подкрепляются, и в итоге создается ожидание грандиозной сюжетной развязки. Если вы не захотите связываться с Атласом, а игра предоставляет такую возможность, или продадите несколько камней Атласа, то просто физически не сможете долететь до центра вселенной. И соответственно потратите много времени впустую и не пройдете игру в принципе. Правда, даже при выполнении всех условий, вас ждет неминуемое разочарование в финале. Игра заканчивается ничем, оставляет много вопросов о слишком абстрактном сюжете и не подводит никакого итога вашего путешествия. Подумав о бессмысленности потраченного времени на игру, вы вполне вероятно не на шутку разозлитесь. И в этом главное разочарование No Man’s Sky.
***
No Man’s Sky - бессмысленная трата времени и денег, слишком однообразная и некрасивая игра о бесконечном сборе ресурсов на невзрачных планетах. Постоянные вылеты в меню PS4 без сохранения прогресса, полное разочарование от концовки, искусственный и пустой мир, вырезанный мультиплеер, примитивное управление космическим кораблем и отсутствие всякой мотивации не в силах перебороть ни ощущение первооткрывателя, ни даже вера в многочисленные обновления, о которых говорят разработчики. Быть может через год или два ситуация изменится, при условии, что авторы игры будут регулярно выпускать дополнения и патчи, но пока лучше поиграть в Minecraft или Elite: Dangerous, либо дождаться выхода The Tomorrow Children, которая все еще выглядит интересно.