Приключения с высоким уровнем исследования и головоломками становятся популярнее среди инди-разработчиков, во многом благодаря более гибким инструментариям лицензируемых движков и простоте проектирования. Компания Wales Interactive через два года после выхода Master Reboot выпустила продолжение своей истории про цифровое будущее, взяв за основу некоторые наработки другого хита про машинный разум, The Talos Principle.
Как и в случае с оригиналом, Soul Axiom взывает к классическому роману Флипа Дика “Убик”. В мире будущего корпорации контролируют цифровое бессмертие, перенося воспоминания и чувства людей в глобальную закрытую сеть. Именно в виртуальной реальности цифровые души получают наслаждение от исполнения всех желаний, пока в мире Elysia не происходит глобальный сбой и на горизонте появляется темный ангел, превращающий идеальный рай в забагованную клоаку ада. Теперь только от вас зависит восстановление чужих воспоминаний и баланса в мире, где цифровое наслаждение вот-вот превратится в настоящий кошмар.
Игра разделена на два десятка уровней, каждый из которых представляет ограниченный кластер воспоминаний. Взаимодействуя с объектами, вам нужно находить специальные кубы, вставлять их в секции и активировать порталы для перемещения в следующее измерение в поисках тела ключевой фигуры, чьи воспоминания могут спасти мир. Каждый этап отличается от другого: иногда достаточно нажать на кнопку или найти тот или иной предмет, но в большинстве случаев для получения артефакта вам придется решать разные по сложности и логике головоломки. Последние усердно стараются копировать идеи коллег, но чаще всего лишь намекают, но не дают игроку никакого объяснения. Фактически, вы решаете задачи методом перебора случайностей, основывая то или иное решение на экспериментах и собственных предположениях.
В начале игры это выглядит интересно и забавно, но потом сильно надоедает. Иногда, система выдает подсказки, но они не сильно заметны или недостаточно доступны. Так, вы просто пытаетесь попасть лазером в нужную точку, последовательно собрать динозавра или миновать пристальный взгляд обезьяны, используя передвижные панели. Загадки в большинстве своем достаточно простые, но иногда попадаются лишенные логики и подсказок уровни, вроде снежного пейзажа со знаками зодиака или военного уровня с картами.
В помощь для решения задач игра последовательно наделяет вас тремя специальными способностями. Вначале вы можете удалять и материализовать отдельные секции объектов, что помогает решать задачи, например, с лазерными лучами, проходящими через объекты. Потом вы получаете возможность двигать и замораживать объекты, опуская нужные платформы. Уничтожение позволяет разрушать преграды на вашем пути, как, например, в морге, где вы разрушаете лед и открываете закрытые двери. Последняя, четвертая сила, появляется к концу истории, и лучше о ней не говорить, во избежание спойлеров.
Общая механика игры с исследованием и решением головоломок иногда нарушается стелс-заданиями, как в военной зоне, где вы будете погибать множество раз, пытаясь пройти маршрут, напичканный дронами, камерами и смертельными ловушками. Единственный слот сохранения с автоматической функцией чекпоинтов лишь добавляет ширину разрыва, так как прохождение опасного участка вовсе не гарантирует, что в случае гибели героя вам не придется проходить все заново.
Более того, возвращение в игровой хаб из комнаты с незавершенной головоломкой гарантирует ее полный перезапуск, не говоря уже про длинные секции с платформами, где одна ошибка может привести к перезапуску уровня.
Еще одна проблема – поломанные скрипты. Нередко нужный скрипт не срабатывает, и вам нужно перезапускать уровень с нуля. Так, у меня не хотела растворяться решетка, блокирующая продвижение по уровню, и не разрушался лед в другом месте игры.
Сюжет Soul Axiom также вызывает множество вопросов. Интересная завязка поддерживается через чтение текстовой информации, решение головоломок и взаимодействие с предметами и персонажами, но не создает должного напряжения. Вы, скорее, решаете набор разных паззлов, чем чувствуете себя участником детективной истории.
***
Soul Axiom – достаточно среднее приключение, соединяющее в себе идеи коллег по цеху, но увязающее в неудачной системе сохранения, совершенно бессмысленных стелс-миссиях и недосказанности, которая вместо создания интриги портит погружение в цифровой мир. Впрочем, если вы любите головоломки и мистику, то эта игра вам может понравиться.