Оглушительный успех Street Fighter IV и его дополнений, к сожалению, не гарантировал серии безоблачное будущее. По какой-то непонятной причине средств на новую часть у Capcom не нашлось. Благо, на выручку пришла другая японская компания - заручившись поддержкой Sony, продюсер игры Ёсинори Оно принялся за работу.
“Уличный боец” по праву считается отцом жанра. Именно в проектах этой серии впервые были воплощены многие механики, ставшие классическими для жанра в целом. Street Fighter V ступает куда осторожнее своих гордых предков, не привнося чего-то принципиально нового, но в лучшую сторону изменяя наработки прошлых игр серии. Ultra Combo и Focus Attack остались в прошлом, и им на смену пришли новые “V”-механики. Рядом с EX-линейкой приютилась ещё одна, V-шкала, заполняемая по мере успешного использования V-Skill и получения повреждений. Израсходовать её можно либо на специальный перехват V-Reversal, либо на активацию уникального для каждого персонажа режима V-Trigger, сильно напоминающего Instinct Mod из Killer Instinct. Например, Мика может призывать свою напарницу, Чун Ли начинает бить сдвоенными ударами, а Зангиев превращается в красный циклон, который, поглощая атаки соперника, засасывает оппонента в вихрь из ударов. Кроме того, активация режима нередко служит связующим звеном для длинных комбо.
Каждому персонажу подарили особый V-Skill, который активируется одновременным нажатием на “среднюю” ногу и “среднюю” руку. У большинства бойцов это совершенно новый прием. Например, толстый Бёрди начинает есть пончики и становится сильнее, дикий Некали сокрушает руками землю, сбивая с ног неосторожного соперника, а Рю может парировать удары в стиле Street Fighter III. Тем, кому не досталось новых приемов, упростили ввод старых. Например, V-Skill у Кэмми активирует Axel Spin Knuckle, благодаря которому обладательница боевых стрингов может избегать дистанционных атак и быстро сокращать расстояние.
Разработчики уменьшили порог вхождения, упростив ввод некоторых приемов. Насилия над пальцами стало значительно меньше, разве что старина Зангиев и его BOLSHOI RUSSIAN SUPLEX всё ещё требуют прокрутки аж на 720 градусов.
Таким образом японские кудесники предлагают боевую систему, в которой необходимо больше думать тактически, а не зацикливаться на механической реализации задуманного. Это выгодно отличает игру от прошлой части.
Для большинства персонажей важную роль играет контроль на средней дистанции и провокация оппонента с последующим наказанием за промах или ошибку. В попытке обмануть соперника не редко придется рисковать и раскрываться самому. Играть за одного и того же бойца можно по-разному, поэтому очень важно не только знать приемы, которые может использовать оппонент, но и понимать его стиль. Традиционно, в Street Fighter нет длинных связок из ударов, как в Mortal Kombat или Tekken, поэтому в матче равных соперников часто инициатива переходит от одного игрока к другому весь раунд. Такие соревнования получаются напряженными и интересными не только для участников, но и для зрителей. Даже такая, казалось бы, мелочь, как невозможность добить игрока уроном сквозь блок (кроме “суперки”, которая может добить даже через блок), заставляет любителей “расстреливать” хадукенами сближаться с соперником, рискуя нарваться на опасную контратаку.
К сожалению, модная нынче тенденция “сначала выпустим - потом допилим” коснулась Street Fighter V в полной мере. Торопясь подготовить игру в качестве киберспортивного снаряда для Capcom Pro Tour 2016 (и, очевидно, к концу очередного финансового года), компания Capcom выложила на прилавки куцый обрубок с увесистым вагоном обещаний на будущее в придачу.
На старте доступно значительно меньше персонажей, чем когда либо, даже в сравнении с оригинальным выпуском “четверки” на PS3 и Xbox 360, - всего шестнадцать. Четверо новичков и столько же старых героев, не попавших в предыдущую игру. На поверку новобранцы оказалась очень любопытными бойцами, которые грамотно, а местами и с юмором, эксплуатируют различные штампы и стереотипы. Бразильские геймеры и все любители прекрасного будут воодушевлены появлением в проекте сексапильной Лауры Матсуды, которая мастерски владеет особым стилем джиу-джитсу. Как и её соотечественник Бланка, она умеет использовать электричество для улучшения своих атак. Другой новичок оказался родом из ближнего востока - быстрый и напористый Рашид умеет вызывать смерч и обожает атаковать в кручении. Наёмный убийца Ф.Э.Н.Г. впервые в серии использует ядовитые атаки, которые на протяжении короткого времени продолжают отнимать жизнь у соперника. Античный воин Некали, пожалуй, самый эффектный из новых персонажей. При включении V-Trigger он увеличивает свою силу за счет источника древней энергии и в этот момент начинает светиться и распускает огромную капну волос, которая развивается на ветру.
Впрочем, ругать SFV за количество героев не хочется, ибо качество и разнообразие оных вышло на новый уровень. “V”-механики жирной линией подчеркнули индивидуальность каждого бойца. Тот же Кен окончательно расстался с образом “красного Рю”, сменив стиль одежды и научившись головокружительным приёмам ногами в воздухе. Тактика у каждого разительно отличается от всех остальных. Рестлерша Мика куда увереннее сражается у краёв арены, использует их как канаты на ринге. Вега с визгами летает по всему экрану, размахивая фирменными когтями, а Зангиев всё ещё катастрофически страшен вблизи.
Внешний вид героев действительно шагнул на принципиально новый уровень детализации. Мускулатура настолько объемная, что вы буквально ощущаете напряжение мышц, а текстура на одежде проработана до каждой складки. Лица и мимика и вовсе превосходны. Злобная улыбка Байсона и гримаса Зангиева во время исполнения Critical Art рискуют надолго отпечататься в памяти.
Красиво смотрятся и различные специальные эффекты, например, искры неоновых вывесок, разлетающиеся чернила и карандашная штриховка при выполнении усиленных приемов. Впечатление портят лишь местами невыразительные задники и некрасивые тени низкого качества, которые ощущаются инородным телом на высоко детализированных персонажах. В этом аспекте больше повезло обладателям персональных компьютеров - они могут выставить более продвинутые настройки теней и сглаживания.
В будущем, игра посредством DLC обещает обрасти внушительной группой дополнительных бойцов, причём приобрести их дозволено как за реальные деньги, так за неспешно капающую за победы внутриигровую валюту.
И если с персонажами все более-менее понятно, то по части остального контента возникают закономерные вопросы. Для игры за 3500 рублей релиз получился пустым. Сюжет представлен в урезанном виде и предлагает простую тренировку, 2-4 битвы за каждого героя и несколько статичных картинок, на фоне которых вы слышите голоса героев, в качестве заставок. Выбрать оппонентов нельзя, в некоторых историях они повторяются, а уровень сложности позволяет чесать геймпадом спину для победы.
Арен всего 11, а возможность красиво закончить бой с использованием окружения позволяет лишь одна.
Ситуацию пытается исправить режим “Выживание”, где вам с одной полоской здоровья предстоит одолеть определенное количество персонажей без проигрыша. Выбранный уровень сложности не только определяет агрессивность противников, но и их итоговое количество. Получая специальные очки, вы можете восстанавливать полоску жизни или усилить вашего героя после победы над очередным ботом. Это особенно полезно на максимальном уровне сложности, где необходимо победить сто оппонентов подряд, что является настоящим вызовом не только для простых любителей, но и профессионалов. За прохождение режима открываются новые расцветки для оригинального костюма.
В наличии также имеется отдельный режим тренировки, предлагающий избить неподвижного бота, опции которого можно изменять в специальном меню настроек. Да, вы можете включить ему ИИ или заставить прыгать, но научиться интересным приемам и сложным связкам до появления полноценного режима “Испытания” у вас не получится.
Магазин в данный момент также не доступен, поэтому потратить честно заработанные кредиты тоже нельзя. Одно из главных разочарований - отсутствие аркадного режима или хотя бы раздела с игрой против выбранного CPU, поэтому чтобы хоть как-то создать свою игру, пользователям приходится вручную настраивать бота в режиме тренировки.
Онлайн функции представлены обычным и ранговым матчами, а также ограниченными лобби. В последних вы не сможете пригласить всех друзей в общую комнату и играть по очереди друг с другом, как это сделано в других файтингах. На данный момент поддерживаются лишь лобби на двоих игроков. Причем, в игре отсутствует нормальная система инвайтов через профиль в PSN, поэтому вам придется заранее узнавать отдельный идентификатор игрока в системе Street Fighter, который все должны зарегистрировать при первом входе в сеть, а потом вбивать ники вручную. Возможность поменять имя пока не предусмотрена. Система не определяет и не запоминает друзей, но можно добавить их SFV-профили в избранное, чтобы в следующий раз приглашать из списка, а не впечатывать заново.
Стоит также отметить, что некоторые даже самые безобидные слова при вводе идентификатора запрещены, а другие уже заняты, поэтому приходиться создавать совсем другой никнейм.
Найти игрока, посмотреть топы и многочисленные повторы можно через раздел Capcom Fighting Network. На деле его ценность оказалась приятным бонусом, но не более того.
Сетевой код до недавних пор работал просто чудовищно, загружая битвы через раз, постоянно выдавая экран с ошибкой или демонстрируя серьезные задержки. К счастью, в последнем обновлении игру все же умудрились исправить. На момент публикации обзора проблем с пингом не наблюдалось, а матчмейкинг происходил в разы быстрее. В настройках вы можете дополнительно выбрать поиск по качеству соединения, выставив желательные параметры до пяти единиц. Правда с учетом того, что большинство игроков сидит через беспроводное соединение, даже это не может гарантировать идеальный коннект в середине матча.
Из-за общих серверов с владельцами персональных компьютеров иногда могут наблюдаться проблемы с отключением матча или общей скоростью работы - очевидно из-за слабости PC оппонента. Впрочем, никто не запрещает оградиться от случайных встреч с PC-игроками, выставив фильтр в настройках поиска.
Одним из приятных моментов оказалась возможность фонового поиска. Пока вы играете в “Историю” или “Выживание”, игра сама найдет для вас реального соперника, о чем расскажет на экране с последующей загрузкой сражения.
В Street Fighter V разработчики реализовали систему лиг и рангов. За победу в ранговом бое начисляют определенное количество очков лиги, а за поражение - их забирают. Система похожа на ту, что была в предыдущей игре, с той лишь разницей, что штрафы за поражение сильно зависят от уровня оппонента. От количества набранных очков зависит лига, в которую вас определяют, таким образом система позволяет оставаться в лиге вашего уровня, не испытывая дискомфорта от слишком сложного соперника.
Обидно, что в игре, не предлагающей практически ничего, помимо сетевых боёв, до сих пор не предусмотрены наказания за “rage quit” в ранговых матчах. Нередко попадаются нечестные игроки с серией из десяти и более побед, которые разрывают соединение прямо во время К.О., оставляя вас без заслуженной победы.
Слишком сильная завязка на сетевые функции заметно портит впечатление. Полноценный сюжетный режим обещан лишь к лету, традиционные соревнования с избиванием авто и раскалыванием бочек заявлены на март, а без подключения к серверу игра превращается в тыкву. Конечно, режим “Выживание” доступен всегда, как и короткие “Истории”, но без интернета за это не начисляют пресловутые кредиты, за которые в будущем планируется покупать персонажей и некоторые костюмы.
***
Несмотря на провальный старт и малое количество контента для игры за полную стоимость, Street Fighter V - это вершина жанра и правильное развитие серии - с уникальным ярким стилем, отличным юмором, красочными комбинациями и великолепной графикой. Но это также и печальное осознание того, что даже крупные компании уже не в состоянии выпускать готовые продукты сразу, предлагая, по сути, ранний доступ за все те же 60 долларов. Если кроме яростных схваток в онлайне вас ничего не интересует, то Street Fighter V подарит море часов веселья, ибо боевая система по праву может считаться одной из лучших. А всем остальным желательно отложить покупку как минимум до лета, чтобы безболезненно обуздать техники Сацуи-но-Хадо.