Феноменальный успех, приключившийся с YO-KAI WATCH на родном рынке, моментально приковал искушённые взгляды любителей японских ролевых игр со всего мира к новой медиафрашизе от Level 5. Демонстрируя отличные показатели в первые месяцы после старта продаж, популярность новоиспечённой вымышленной вселенной закрепилась вышедшей вскоре анимационной адаптацией, которая породила эффект разорвавшегося снаряда, буквально увеличив фанатскую базу в несколько раз. И вот, когда величавые самураи получили очередное ответвление от основного сериала, суммарная реализация которого уже пробила десятимиллионную отметку, европейским обывателям, наконец, всё же представилась возможность прикоснуться к удивительному, и, для многих, доселе неизвестному, миру японской мифологии, уживающемуся в современных реалиях.
В YO-KAI WATCH игроку предлагается вжиться в роль обычного японского подростка, увлечённого сбором и коллекционированием разнообразных насекомых. Одним днём, ведомый азартом поимки редкого жучка, протагонист забирается глубоко в лес, где обнаруживается поросший мхом гасяпон – японский торговый автомат, продающий разнообразные игрушки в одноимённых пластиковых капсулах. Поддавшись на зловещие зазывания загадочного голоса, герой опускает монетку в приёмник и высвобождает из шарика удивительное белесое существо, представившееся как Whisper. Шутливый призрак одаривает своего освободителя замысловатыми часами, линза в которых позволяет узреть скрытые от обычных глаз вещи, тонкой нитью пронизывающие весь привычный мир. Так нетривиально юный натуралист оказывается втянут в водоворот мистических событий и неожиданных откровений.
Как оказалось, весь город кишит сверхъестественными существами, и если где-то приключилась беда, то в ней непременно торчат уши маленьких магических сущностей. Забыли, где оставили ключи от машины? Это ёкаи. Внезапно напал жор? Тоже ёкаи. Родители ссорятся по пустякам? И опять во всём виноваты ёкаи! Главный же герой, как полагается, стремится решить все насущные проблемы, пытаясь сдружится с более покладистыми созданиями, дабы дать отпор особо агрессивным. Самые опасные духи, кстати, появляются в ночное время, и встреча с таким противником обычно губительно сказывается на здоровье команды, так что остаётся только брать ноги в руки и бежать. Рядовых же неприятелей можно встретить в самых обыденных местах – среди густой листвы деревьев, в глубине тёмных закоулков, заглянув под машину или просто разглядывая клумбу с цветами. Но ёкаи довольно свободолюбивые существа, захватить их силой не получится, а значит придётся сильно постараться, чтобы добиться расположения нужной особи, подкармливая её лакомствами из ближайшего супермаркета.
Сражения – огромная часть игрового процесса. В YO-KAI WATCH реализована очень доходчивая система «пассивного» боя. Собранная и оснащённая команда действует самостоятельно, а от игрока требуется только своевременное использование предметов, выбор целей, а также инициирование и осуществление мощной атаки, уникальной для каждого бойца, посредствам выполнения коротенькой мини-игры с применением стилуса. Режим построения отряда, в дополнение к этому, тоже пытается соригинальничать. Созданное по аналогии с колесом фортуны, колесо ёкаев содержит шесть секций, в каждую из которых можно установить понравившегося духа. Единовременно участвовать в брани может только половина всей банды, однако прямо во время боя можно прокрутить колесо в любую сторону, выставив других членов партии, тем самым спасая от смерти существ с малым количеством здоровья или выставляя тех, кто уже готов выполнить специальный приём.
Участвуя в стычках, ёкаи постепенно набирают опыт и при достижении определённого уровня мастерства могут принять новую, более сильную форму. Методы эволюции разнятся персонально для каждого индивида: кому-то хватает просто сноровки, другим требуется представитель другого вида для слияния, третьи взаимодействуют с определённым предметом.
Каждый монстр принадлежит к своему классу, по аналогии с типами из других проектов данного разряда игр, и чем больше созданий из одного класса используется в сражении, тем сильнее будет узконаправленный бонус.
Широкий простор для коллекционирования предоставляет не только обширный набор мифических существ разных форм и размеров, но и более привычные вещи, вроде жуков и рыбы. Собранных с помощью QTE насекомых можно обменивать на сильные предметы, помогающие в бою или меняющие стиль поведения бойца, которые непременно пригодятся в сражениях с реальными противниками по сети. Учитывая огромную вовлеченность стилуса в игровой процесс, игра предлагает возможность прохождения вообще не используя кнопки, полностью положившись на тач-управление, что не может не радовать.
Визуальное исполнение оставляет исключительно положительное впечатление. Цвета сочные, модели выполнены качественно, а частые анимационные вставки ещё больше погружают в атмосферу повествования. Нарочито карикатурные ёкаи анимированы превосходно, но их дизайн, к сожалению, на любителя.
YO-KAI WATCH полностью пропитан духом современной Японии, что может затруднить восприятие происходящего у неподготовленного западного игрока. Игра кишит всевозможными отсылками к фольклору, культуре и укладу повседневной жизни жителей страны восходящего солнца. Каждый ёкай - это частичка чего-то знакомого для любого японского жителя, каждое событие — это то, с чем любой из них, возможно, сталкивался в реальной жизни. Для нашего же нашего обывателя происходящие на экране является лишь юморным мельтешением пузатых страшилищ без какого-либо подтекста или ощущения причастности. Без должных знаний огромный пласт шуток просто проходит мимо, особенно учитывая, что некоторая их часть и так потерялась при адаптации перевода. Сложно не заметить, что YO-KAI WATCH в первую очередь ориентирован на детскую публику, однако для полного понимая происходящего необходимо владеть английским языком выше среднего уровня, что делает возможность знакомства с игрой нашего отечественного потребителя, находящего в рамках целевой аудитории, практически не осуществимой.
***
YO-KAI WATCH рискует напороться на рифы непонимания западной публики об устройстве основ японского быта и истории. Привычные для страны самураев пейзажи, вкупе с отсылками к знакомым персонажам создают неимоверное ощущение погружения и сопричастности к происходящему. Именно это чувство стало одним из основных кирпичиков успеха сериала в Японии, и именно этого лишена западная аудитория, для которой большинство событий, отображаемых в игре, не имеет никакого смысла, а связь с игроком лишь призрачна. Однако, при всём при этом, YO-KAI WATCH остаётся добрым и атмосферным приключением, которое с лёгкостью может отнять несколько десятков часов реального времени, принося недюжинное удовольствие от процесса.