Первая игра как первая любовь
И уж поверьте, на момент знакомства с «виновницей» этого обзора мне довелось столкнуться с неповторимым для подростка чувством первой любви. Пусть даже оно так и не получило взаимности тогда, но как и полагается, первая любовь врезалась в память. Ровно то же самое сделала и моя первая игра Project I.G.I.
В один прекрасный день, пусть и с запозданием, у меня появился компьютер, который, наверняка, уступал в производительности нынешним дешевеньким смартфонам. Но это обстоятельство, к моему счастью, не помешало мне сыграть в замечательный шутер, пройти его и получить уйму удовольствия.
Плохие русские, бомба, одинокий герой – набор стандартный
Игра предлагает нам забраться в шкуру бывшего бойца SAS Дэвида Джонса, который является действительным оперативником в спецоперации под кодовым именем I.G.I: «I’m Going In» («Я вхожу»). Задача на плечи героя возложена более чем ответственная – нам необходимо отыскать атомную бомбу, предположительно похищенную представителем бессмертной русской мафии - Иосифом Прибоем. Думается, имя выбрано неспроста, ведь большевистское прошлое нашей Родины и по сей день не дает спокойно спать руководителям некоторых стран. Хорошо, хотя бы фамилия более-менее оригинальная, а не «Иванов», например, или «Соколов». Координировать действия Джонса из штаба будет милая, хоть и не богатая на число полигонов в 3D-модели, специалист по ядерной физике – Аня. Собственно, она же и сообщит нам, что первоочередной задачей является поиск Иосифа и его допрос. И естественно, ведь никто и не ожидает, что этим все закончится…
Всем все понятно? За дело!
На место проведения первой миссии мы пребываем, соскочив с проходящего мимо грузового поезда, предварительно высадившись на него с вертолета (череда действий сродни Агенту 007). Вообще перелеты между уровнями для Дэвида – дело привычное. Сразу же игра оставляет за нами право сделать выбор: тихо и бесшумно или с грохотом и барабанной дробью будем продвигаться по уровню. Стелс-система осуществлена не грандиозно, но для того времени реализация имела в себе необходимый минимум элементов. Так на территории вражеских баз нас то и дело будут пытаться поймать в свой объектив автоматизированные камеры видеонаблюдения. Причем малютки до того умные, что легко отличают врага от «своих» и угрожающе начинают мигать красной лампочкой в сопровождении нарастающего писка. Правда, если успеть вовремя скрыться из виду, то камера, обладающая продвинутым интеллектом, но памятью рыбки, сразу «успокаивается», звук стихает, и лампочка радужно излучает зеленый свет – тревога не поднята.
Каждый уровень можно пройти не только в разных стилях, но и разными путями. Большинство локаций представляют из себя открытые пространства, которые позволяют убрести от места действия к черту на кулички, правда, смысла в этом никакого, разве что со снайперским оружием с удобного холма врагов поотстреливать. Общая суть перемещения по уровню всегда схожая. К примеру, сначала мы пробираемся на базу, потом отыскиваем необходимые данные в одном месте, перемещаемся в другое, подчищаем там компьютер с файлами врага и следуем к точке эвакуации. На первый взгляд, ничего из ряда вон выходящего делать не приходится. Однако, весь этот, на первый взгляд незамысловатый путь, на практике пройти не так уж и просто. Стоит нечаянно поднять тревогу, как со всех сторон начинают сбегаться противники, некоторые из которых в прямом смысле из воздуха респавнятся в казармах, правда это повторяется ограниченное число раз, что хоть немного радует. Еще имеются снайперы на вышках, способные парой выстрелов отправить Джонса на тот свет. А уж если нарвешься на танк, то сразу судорожно начинаешь перебежками искать хоть какую-то ракетную установку или мину для разбора железного неприятеля. И это ни разу не а-ля Call of Duty, где решение проблемы (ракетница) лежит в паре метров от самой проблемы (танка). Тут у нас целая база, вот и гадай, где заветное «сокровище».
На фоне всей этой пляски прохождение жутко усложняет отсутствие сохранений и привычных для нынешнего времени контрольных точек. Поэтому каждый поспешный шаг или неправильно принятое решение может откинуть в начало миссии и спровоцировать дальнейшую поломку клавиатуры (если нервишки не в порядке). Шкала здоровья не имеет свойства самовосполнения, а это значит, что изредка найденные на уровне «лечилки» в виде шприцев, будут радовать еще больше, чем ракетницы с гранатами. А еще придется искать себе оружие, когда кончатся патроны у стартовых стволов. Можно обойтись автоматами Калашникова и УЗИ, которые валятся с трупов, а можно проявить внимательность и отыскать что-нибудь помощнее, например, пулемет FN Minimi, автоматический дробовик Jackhammer или пистолет Desert Eagle, который вообще за всю игру встречается лишь дважды.
Настоящий олдскульный хардкор, одним словом, над которым я усердно потел вечерами. Иногда в этом деле (потении) меня подменял отец, который тоже очень проникся игрой. Играть на тот момент я толком не умел, отец – тем более, поэтому клешнями мы стучали целых 4 месяца, прежде чем прошли Project I.G.I.
То, без чего I.G.I. был бы не I.G.I.
По своей сути Project I.G.I. - стандартный шутер от первого лица 2000-х годов - времени, когда игры были с еще квадратной графикой, но цепляли крепче, чем сегодняшние творения. Игра – это не только графика. Это сочетание многих элементов: сюжета, механики, стиля и звукового сопровождения. Именно о последнем аспекте я не могу промолчать. Треки для игры, записанные замечательным композитором Kim M. Jensen’ом, придали ту самую завершенность, которой зачастую разработчики игр не могут добиться. Глубокие, запоминающиеся мотивы, гармонично вписывающиеся в происходящее на экране, запомнились мне даже больше, чем сам игровой процесс. Возможно, это связано с тем, что мое основное хобби, помимо онлайн сражений, это написание музыки. Но думаю, очень многие кроме меня, прослушав пару записей на Youtube или где-нибудь еще, поймут, почему я так отзываюсь о них. Сейчас, спустя многие годы, дома и на работе я с удовольствием слушаю бэктреки из игры, и в голове иногда нет-да промелькнет военный аэродром, насквозь промокший от проливного дождя, или массивные трубы завода по переработке плутония на фоне темно-бордового заката.
Оценки игре по моему скромному мнению
- Графика - 8/10
- Геймплей - 9/10
- Сюжет - 8/10
- Игровой дизайн - 9/10
- Звук - 10/10
- Искусственный интеллект - 8/10