20.11.2017

Обзоры

Ни для кого не секрет, что видеоигры - наиболее молодой вид искусства. Большинство упёртых критиков в возрасте до сих пор отказываются возводить эту отрасль развлечений на Олимп, и считают, что те не ровня ни кинематографу, ни литературе. То же самое в своё время пришлось пережить и кино - небезызвестные Братья Люмьер считали своё изобретение не более, чем игрушкой, которая благополучно забудется через пару-тройку лет. Что в итоге вышло мы уже знаем - кинематограф стряхивает со всего человечества миллиарды долларов и дарит режиссёрам и актёрам безбедную старость. Удивительно, но игровая индустрия достигла подобных денежных оборотов и столь прочного внедрения в массовую культуру всего за тридцать с небольшим лет - шутка ли, последний выпуск Grand Thief Auto продался тиражом в более 60 миллионов копий (умножайте на 60$).

Но разговор не о деньгах. Суть в том, что поскольку видеоигры только идут к своему апогею развития, они стремятся общаться с молодым поколением на одном языке, быть понятными и тепло принятыми. В последние пару лет это движение стало отчётливо видно - в игровом сериале Life is Strange центральное внимание занимают отношения между подростками; в продолжении Watch Dogs вовсю используются гаджеты и квадрокоптеры; а инди-сегмент пытается покорить Steam наколенными поделками про "спиннеры". Вот и ребята из Night School Studio решили дебютировать из кожи вон молодёжным проектом.

Обычно подобные проекты стараются захватить как можно большую аудиторию непрерывным экшеном, или же наоборот, душераздирающей мелодрамой, но новоприбывшие бойцы пошли иным путём и решили смахнуть пыль с весьма скромного жанра - остросюжетного триллера, граничащего с ужасами. Не сказать, что у данного типа мультимедийных развлечений совсем нет фанатов - прочие любят подёргать себе нервы каким-нибудь кровавым шоу. Другое дело, что в сравнении в общей массой эта аудитория кажется очень узкой. Впрочем, если вспомнить сборы недавнего "Оно", основанного на бессмертном произведении Стивена Кинга, можно поспорить.

По духу Oxenfree должна напомнить вам относительно недавний релиз Sony - Until Dawn. Там тоже кучка подростков попадала в смертельные неприятности. Наша игра, конечно, в силу ограниченности бюджета гораздо более камерная, но от этого не менее зрелищная. Релиз проекта состоялся в начале 2016 года и был тепло принят критиками - на Metacritic оценки на всех платформах установились примерно в районе 80 баллов из 100 возможных. Для дебюта небольшой команды - более, чем успех! Помимо прочего, игра была номинирована на нескольких престижных конкурсах в номинациях "Лучший 2D-опыт" и "Лучший сценарий", а кое-где даже урвала первенство. Тем не менее, проект затерялся на фоне больших игр и некоторые из вас могли ненароком пройти мимо. Действительно ли он стоит вашего внимания? Давайте посмотрим.

Сюжет

Основополагающим элементом в Oxenfree является сценарий. Ребята правильно рассчитали свои силы и не стали замахиваться на нечто грандиозное - для первого проекта игра с оравой хитроумных игровых механик могла оказаться не по зубам новичкам в индустрии. По сути, перед нами предстаёт интерактивное кино в двух плоскостях - свободы действия не так уж и много. Однако, это не идёт в ущерб произведению - уж больно крепко игрока держит у экрана сюжетная интрига.

Расписывать подробно я ничего не буду - вам имеет смысл самолично опробовать игру. Говоря вкратце, история начинается с отправления нескольких подростков на остров. Солнечным днём они, не спеша, плывут на корабле и разговаривают о всяких глупостях. Постепенно через диалоги мы начинает проникаться характерами героев и бывшая вначале серая кучка статистов вдруг приобретает свои краски. Ребята решают оторваться ночью на острове, где когда-то часто гуляли, когда были совсем детьми. Для них - это то место, где школа, институт и ворчащие родители подождут. Время вечеринки!

Вот только вечеринке состояться не суждено. Почти никто из заявленных гостей не едет с главной героиней, Алекс. Поддержать её соглашаются только закадычный друг Рен и сводный брат Джонас, а также девушка утонувшего родного брата Алекс Кларисса и её подруга Нона. Не густо для дискотеки века, согласитесь? Ситуация усугубляется дальше с каждым морским узлом - оказывается, что остров, некогда бывший лакомым кусочком пирога для туристов, теперь пустует, а его единственная жительница, дряхлая старушка и владелица роскошного особняка Миссис Адлер ушла к праотцам. Впрочем, молодёжь смотрит на эту ситуацию позитивно - ведь теперь, кроме них самих, никто не испортит их вечеринку! Они успешно пришвартовываются и идут к пляжу разжигать костёр и играть в известные всем нам игры, вроде "я никогда не" и "правда или действие". Всё это приправляется залпом второсортных шуточек и кучей неинтересных нам тем. Затем на горизонте появляются желанные гости любой подростковой вечеринки - алкоголь и лёгкие наркотики. Стараясь сделать эту ночь как можно более незабываемой, герои уходят в отрыв, закидываются вином и травкой, и начинают искать приключения на свою пятую точку. А они, в свою очередь, не заставляют себя долго ждать - очень скоро Алекс улавливает с помощью своего карманного радиоприёмника странный сигнал. Любопытство приводит троицу к ограде, за которой таинственная пещера. По мере приближения к ней сигнал усиливается. Набравшись смелости, Алекс и её напарник перебираются через ограду, забираются внутрь и находят там кучу странностей.

Таких как промокший шкаф и окно в параллельное измерение. Взаправду ли всё происходящее или просто суровый приход от некачественных наркотиков? Вопрос остаётся открытым. Так выглядит завязка. В игре припасено великое множество клише и избитых приёмов, перетянутых прямиком из посредственных фильмов ужасов. Я бы даже сказал, что авторы перестарались - Oxenfree буквально кишит бесконечными стереотипами с временными петлями, вселением демонов в тела друзей и загадочными исчезновениями всего и вся. Но должен заметить, всё это, как ни странно, играет на руку проекту и привносит так необходимые нотки безумия в психоделическую атмосферу. Более того, большинству странных вещей находится объяснение, пусть и такое же безумное, но вполне имеющее право существовать в рамках обозначенной игры.

Oxenfree - довольно короткая и вместе с тем точно выверенная игра. Как только вы начинаете уставать от скитаний по мрачному острову, авторы бросают вас в развязку. Которая опутывает вас ещё сильнее. Да, детище Night School Studio заставляет вас пройти себя ещё раз, превращая концовку в совершенно гениальную кульминацию. Однако, проходить залпом игру второй раз желания маловато.

Отвечая требованиям современных любителей сюжетных игр, Oxenfree старается быть нелинейной. И поскольку главным оружием в этой игре для вас становится слово, именно через диалоги вы будете решать исход приключения. От того, как вы отреагируете на ту или иную ситуацию, вы рискуете подпортить, либо наоборот улучшить отношения с вашими внутриигровыми сверстниками, и, как следствие, повлиять на концовку. Концовок здесь множество, но все они различаются чисто косметически и заключаются лишь в количестве выживших. Впрочем, для меня сама концовка не имеет большого значения - главное, с каким багажом ты подошёл к ней. Кто-то стал твоим врагом, а с иным ты наоборот решить конец вражде дружеским рукопожатием; с кем-то ты решил промолчать о предмете своих воздыханий, а кого-то другого выслушал и не побоялся дать дельный совет - всё это делает проходимую историю более личной и уникальной.

В Oxenfree есть пара моментов, отсылающих нас к прошлому главной героини, благодаря которым мы больше проникаемся ей и наш финальный выбор становится действительно выстраданным. Зато остальные герои совершенно не раскрыты. Да, нам показывают их характер, мол, Кларисса такая стерва, а Рен такой мечтательный, но за этими односложными образами нет никакой глубины. Казалось бы, игра, в которой мы две трети мы проводим за диалогами должна быть будто книга, но нет: всё, что делают наши герои - это разговаривают про фильмы и шутят про траву. Это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что ворох бессмысленных реплик отлично передаёт подростковую атмосферу - вспомните, что вас самих волновало в двадцать лет? Девушки, секс, пьяные вечеринки и сессия в середине января. Другое дело, что наши герои давно не на вечеринке - она обернулась настоящим адом и здесь уже явно не до шуток. И в подобной ситуации такие разговоры уже кажутся не уместными.

Из-за далеко стоящей камеры персонажи превращаются в цветные силуэты и это затрудняет процесс их восприятия - часть игры банально всех путаешь. Хорошо, что авторы услужливо нарисовали всплывающие пузыри с фразами, идущие от говорящего, иначе всё просто превратилось бы в кашу.

Геймплей

Игровой процесс в Oxenfree вполне привычный для любителей интерактивных сериалов. Алекс может ходить туда-сюда, прыгать или карабкаться в строго отведённых места и болтать. В диалогах здесь сокрыта основная сила - выбрав определённое поведение героини и кидаясь в приятелей теми или иными фразами, вы можете ударить их в самое сердце или даже убить. Впрочем, и спасти от гибели тоже можете - главное тщательно подбирать слова. В обилие текста здесь кроется некоторое неудобство - если вы плохо ориентируетесь на звук и вам требуется расшифровка произнесённого в виде субтитров, будьте готовы пропустить часть сюжета из-за того, что ваши глаза будут постоянно находиться в нижней трети экрана. Причём даже тогда частенько не успеваешь прочитать до конца, что же там лепечут герои. Да и чёрт бы с ним, если бы только вам не приходилось то и дело вставлять свои пять копеек к дискуссию - нельзя же всю дорогу идти и молчать! И вот тут уже кроется проблема - как ответить по существу, если даже не понял сути вопроса? Алекс доступно три варианта ответа, различающихся по настроению и характеру. Кстати, время на то, чтобы основательно подумать над ответом вам также не дают. Конечно, вы всегда можете пренебречь этой возможностью и не ввязываться в разговор, но имейте ввиду - это тоже вызовет определённые последствия. К примеру в споре между двумя парнями, если вы промолчите, сводный брат обвинит вас в том, что вы не заняли его позицию.

Ладно, я умолчал об одной важной детали — помимо само собой разумеющегося, Алекс может использовать ручное радио для того, чтобы связываться с потусторонним миром. Видите ли, девушка припасла инструмент, который ловит волны, неподвластные обычному приёмнику. Остров напичкан аномалиями вдоль и поперёк. Есть тут и весьма странная головоломка. По округе разбросано двенадцать маленьких, неприметных с виду камешков, которые хранят страшную тайну. Если Алекс встанет рядом с ними, включит радио и настроится на нужную волну, дисплей вспыхнет красным пламенем, сигнализируя об аномалии. Вот только, кажется, по завершении этого выматывающего мероприятия мы ровным счётом ничего не получаем - видимо, разработчики считают, что нынешнему игроку достаточно простого "достижения", чтобы удовлетворить свой интерес. Лично я потратил на поиски этих камней более четырёх часов и был страшно обижен, когда со мной так обошлись.

Духи, с которыми связывается героиня посредством радио общаются через записанные в эфире обрывки фраз других людей. Это напоминает фильмы, когда персонажу приходит письмо от похитителя, который вместо прописных букв использует вырезанные из газет и журналов, дабы не показывать свой почерк - только там это вынужденная мера предосторожности, а тут, видимо, единственный инструмент для связи с человеческим миром. Эти ломаные и намеренно искажённые голоса звучат чертовски жутко!

По мере прохождения, Алекс сможет не только общаться с таинственными незнакомцами, но и вскрывать замки к некоторым дверям. Схема действий остаётся всегда той же - мы подходим к объекту и сканируем радиолокационный фон в надежде настроиться на нужный лад. Резюмируя, не могу сказать, что это инновационный приём и новое слово в индустрии, но подобного в играх видеть мне пока не приходилось и тема со звуком меня не на шутку увлекла.

Технически, Oxenfree - это интерактивным фильм в двух измерениях и с боковой прокруткой. Карта острова разделена на пару десятков небольших локаций, переход между которыми по старинке осуществляется через экран загрузки. Кому-то это может показаться вопиющим безвкусием в 2017 году, но я вижу в этом отсылку к тёплым и манящим временам игр конца девяностых. Впрочем, думаю, что это шаг, скорее вынужденный, нежели предрешённый изначально - у авторов просто не хватило понимания оптимизации игры. Ладно, гадать не будем, не так уж это и важно.

Визуально Oxenfree сочетает в себе замечательные пастельные фоны и низкополигональные трёхмерные модели персонажей. Благодаря куче фильтров, стилизующих картинку под не качественную плёнку и дальней камере смотрится это дело вполне гармонично. Стилистически изображение утрировано и всячески уходит от реализма - сувенирные лавки у причала причудливо перекошены, а в хвойном лесу растут гладко выстреженные деревья. То есть картинка нам вроде как сообщает о несерьёзности происходящего, но вот драматургия говорит обратное. И именно на стыке визуального и умственного восприятия и рождается третий образ - подсознательно настораживающий и даже пугающий.

Кстати, у Алекс есть неприметное, но милое хобби - она фотографирует себя и окружающий мир на модный "полароид". Вот только в отличие от своей сверстницы из другой игры, перемещаться в прошлое по снимкам она не может, так что сей процесс здесь лишён практического смысла. За всю игру нам предложат сделать чуть меньше десятка фото - каждая символизирует отдельную главу в истории и служит только для напоминания о былом путешествии. На фотографиях почти всегда крупным планом взяты лица героев - и выглядят они, честно говоря, слабовато. Если на общих планах во время самой игры мир и персонажи воспринимается единым целым и внутри вашего экрана действительно создаётся жизнь, то на крупных планах сразу становится видно, что авторы просто не могут убедительно и сочно нарисовать героя. Создаётся ощущение, что рисовал это школьник, причём без особых художественных навыков. Впрочем, учитывая название студии-разработчика, это вполне объяснимо.

Из необязательного к прохождению тут есть ещё около десятка записок, раскиданных по всему острову миссис Адлер. Ползать по острову в их поиске вовсе необязательно, но для полного понимания происходящего помучаться всё же стоит. Словом, несмотря на то, что функционально игра довольно ограниченная, играть в неё интересно. За это в первую очередь спасибо увлекающей и интригующей истории.

Музыка и звук

Музыкальное сопровождение в Oxenfree, под стать игре такое же молодёжно-аранжированное и отрешённое от реальности. В основном звуковую дорожку заполняют мотивы в стиле ambient, но треки с размеренным прилипчивым битом, как будто сейчас начнут зачитывать рэп, тоже имеются. В целом, саундтрек справляется со своей задачей - даже отдельно от игры музыка нагоняет мистику и чувство незащищённости. Достигается это благодаря минорным аккордам и намеренно расстроенным инструментам. Практически каждый трек построен на электронике, причём явно с налётом времени восьмидесятых, когда синтезаторы были в большой моде. Это тоже идёт на руку Oxenfree - в купе с эффектом помех VHS-кассет мы как будто совершаем скачок в прошлое. Местами отзвуки напоминают "Бегущего по Лезвию", а временами первые фильмы про "Робокопа". При этом какой-то драматургической привязки к определённому времени нет - если бы эта история произошла в двухтысячных или шестидесятых, ничего бы не изменилось, кроме, может быть, каких-то чисто косметических деталей. Правда, кроме настроения данная музыка ничего передать не может. Здесь нет ни одной мелодии, которую вы станете неделями напевать в душе. Так что о шедевре тут речи не идёт. Звук - тоже важная часть Oxenfree. Большинство информации мы получаем через диалоги, поэтому очень важно, чтобы они были озвучены максимально качественно. Благо, с этим проблем нет. Актёрам веришь, каждый здесь отрабатывает свою роль на ура. С другой стороны, из-за обилия речи игра начинает больше походить на аудио-спектакль, в котором изредка нужно ещё что-то делать. Впрочем, это специфика жанра и ругать её за это глупо.

Послесловие

Oxenfree - достаточно ровная игра. Каждый элемент в ней выполнен примерно на одинаковом уровне и этот уровень достоен похвалы. Особенно, если принять во внимание, что это дебют молодой и немногочисленной игровой студии. Ребята взяли на вооружение не заезженный жанр и решили сыграть на ностальгических чувствах людей. Вполне типичная история для подросткового ужастика постепенно обрастает всё большими страстями и оставляет после себя приятную недосказанность, благодаря которой проект ещё долго не выходит у вас из головы. Для любителей поискать потайной смысл тут тоже есть, где развернуться - многочисленные отсылки к поп-культуре, а также таинственные треугольники, явно отсылающие нас к Бермудским аномалиям с нетерпением ждут, когда вы прикоснётесь к ним. И пусть местами тонны отвлечённых диалогов могут нагнать на вас скуку, всё же игра держит в напряжении до самого финала. Красивые пейзажи радуют глаз, музыкальное сопровождение, пусть и несколько навязчивое, заставляет вспомнить эпоху синтезаторов, а герои, несмотря на то, что прописаны довольно поверхностно, взывают к переживанию за свою судьбу. Oxenfree - отличная отправная точка в игровую индустрию для разработчиков и хороший повод размять пальцы и мозг для игрока.

ИТОГО:

  • Сюжет: 8/10
  • Геймплей: 8/10
  • Музыка: 8/10
  • Звук: 8/10

ВЕРДИКТ:

Похожие записи

21.07.2018

Обзоры

Обзор Oxenfree

Подростковые приключения захлестнули модной волной рынок больших игр и инди-разработок, предлагая необычные, а для многих и давно позабытые переживания. {parent-92} не просто эксплуатирует подростковую тему, соединяя мистику и возрастные проблемы в гремучий коктейль из эмоций, но и умело манипулируе...

03.06.2018

Обзоры

Когда игра — искусство

В современной игровой индустрии множество игр, которые могут похвастаться игровой механикой, стилем, атмосферой, концепцией, музыкальным сопровождением, графикой, сюжетом и определенными внутри игровыми аспектами, которые дополняют игру и делают антураж запоминающимся и необычайно красивым. Но число...

Убийца не только зомби, но и времени
10.05.2018

Обзоры

Убийца не только зомби, но и времени

Привет всем. Обзор я делаю на игру, очень популярную. Ее уже можно назвать старенькой, играло в нее я уверен огромное количество геймеров, но слышали о ней точно все. В обзоре я постораюсь высказать свое мнение, попробую аргументивно объяснить его.  Ох уж эти зомби...  Зомби-апокалипсис. То о чем в ...

24.08.2018

Разное

Практика покупки дипломов становится все более распространенной в Москве

Учение, как известно, является светом, и в полной мере это относится к высшему образованию, когда из бывшего школьника за несколько лет делают готового к дальнейшей работе профессионала. Однако необходимо отметить тот факт, что однозначно хорошо этот период можно воспринять только в случае действите...

To Top