Поговаривают, что длина вступления прямо пропорциональна длине члена автора
В последнее время, то есть последние лет 15, в мейнстриме игровой индустрии совсем ничего нового не появилось. Постепенно она раздробилась на некоторое количество жанров, в каждом из них имеется собственный флагман, на который все ровняются. Например из года в год стабильно выходит дюжина убийц Diablo и WoW, пара амбициозных проектов дерзнувших свергнуть Rockstar с трона короля игр с открытым миром, и еще целая горсть шутеров от первого лица регулярно направляющих все свои геймдизайн-орудия в сторону серии Call of duty с целью полной аннигиляции последней.(но в конкретном случае они не учли главного – то что мертво умереть не может). Да, если в начале видеоигры развивались очень бодро и у многих была вера в светлое будущее, то сейчас, в нашем светлом будущем со времен HL2 меняется только качество графики и мода на разные незначительные геймплейные элементы, которые на серьезных щах выдаются за главные достоинства игры.
Вот например, после триумфа Макса Пейна каждый второй шутер от третьего лица по поводу и без пихал в себя механику замедленния времени и стрельбы с двух рук в прыжке, а потом ее сменила великолепная механика перекатов и стрельбы из укрытия. Ничего нового за последние лет 15 мейнстримные геймдизайнеры по разным причином создать не смогли, и дошло до того, что разочарованные полной импотенцией индустрии геймеры начали с большим энтузиазмом воспринимать россказни разработчиков о том, что они сделают что-то олдскульное, как раньше, ну а некоторые возложили свои надежды на инди-индустрию. Сфера инноваций является привилегией исключительно андерграунда, но потому он и андерграунд что прежде найти одну маленькую настоящую жемчужину вам придется пробить головой не одно даже самое непробиваемое дно вязкого и смердящего стим-гринлайта.
Живое ископаемое
Ну и не зря я все это долгое вступление готовил, оно напрямую ведет к центральной теме данного обзора. Her story. Принадлежит она к тому вымершему еще в 90е отряду видеоигр(буквально) в которых используются в качестве геймплейного элемента видеозаписи с реальными актерами. И неожиданно эту игру можно назвать чуть ли не инновационной. С чего это? Заинтригованы? Возможно ответ будет в конце ролика по всем законам жанра?
Итак, видеоигра (буквально) Her story была разработана и выпущена в на пк и ios в 2015 году. В ее разработке участвовали 2 человека: геймдизайнер Сэм Барлоу, сделавший 2 неплохих Сайлент хилла и певица Вива Сеифет, очевидно тоже что-то там сделавшая.
Я похожим образом развлекался когда у меня появился первый компьютер, на нем была только голая операционка и сапер ...и 8 мегабайт оперативки
Игра встречает нас рабочим столом древней операционной системы на котором помимо пары ридми – файлов, корзины и заранее открытой программы с видеозаписями ничего нет. Содержимое ридми-файлов от лица некокотого SB проливает свет на всю геймпейную механику. Нам объясняют, что видеозаписи допросов по одному делу 1994 года были со временем конвертированы в электронный формат, к ним были добавлены стенографированные субтитры и все это загружено на этот архивный компьтер. И вот эта открытая программа – это база данных с, из-за несовершенства устаревшей системы, ограниченными поисковыми опциями. В поисковую строку можно вбить любое слово и система выдаст первых шесть видеозаписей в которых это слово произносится(на большее оперативки дескать не хватает), но можно сузить диапазон поиска путем добавления к исходному набору букв еще одного слова или целой фразы если вы так в себе уверены. Да, это весь геймплей.
Донцова не одобрит
С самого начала игра принимает весьма сомнительное решение. В любом среднестатистическом учебнике «как продать свое никому не нужное тривиальное говно, в покупке которого никто в здравом и не здравом уме постыдится признаться, для чайников» первая строка гласит: «первые секунды при ознакомлении с любым продуктом самые важные – пихай в них все свои лучшие наработки» Но Her Story полностью игнорирует данный совет. В подобных случаях можно сделать два логических вывода: либо разработчик полный идиот и даже до такого примитивного приема не додумался, либо он крайне уверен в качестве своей игры. В худшем случае встречаются оба варианта одновременно.
В поисковую строку создатели заботливо ввели первое слово за нас – «убийство». И система выдала нам 4 коротких видеозаписи в первом из которых неизвестная нам женщина удивляется тому, что произошло убийство, а в последнем уже требует адвоката и говорит что «вы ничего не докажете». И надо признаться, что такое начало мало кого заинтригует. Первые минуты ты говоришь «лааадно, дам игре шанс, так, что тут у нас?»…. а некоторое время спустя неожиданно находишь себя посреди ночи c покрасневшими, бешено смотрящими в монитор глазами и с, наполовину исписанной разными бредовыми теориями и рандомными словами, тетрадью в дрожащих руках.(тут должна быть шутка про неделю на подготовку к экзамену по матану, но мне лень. Позже я сделаю дополненный обзор в видео-формате, может там будет.)
Настоящий детектив, Ватсон
Как оказалось эта игра - настоящий интерактивный детектив, наполненный множеством тайн и загадок, но есть одно важное отличие от среднестатистического представителя жанра. В любой игре с детективными элементами игрок либо просто пассивно наблюдает за развитием сюжета, либо берет под контроль детектива, который расследует дело. Но проблема в том, что игрок даже возможности неправильный выбор сделать не имеет, есть только разной вариативности иллюзия выбора: ему дают набор улик, который можно сравнить с пазлом для детей дошкольного возраста; собрав его игрок придет к правильным выводам и примет правильное решение, а неправильный выбор карается поражением и загрузкой с ближайшего чекпоинта. А вот в Her story все обстоит диаметрально противоположно, игроку предлагают не поиграть в детектива, а на самом деле им стать, не рассматривать готовые улики, а самому их искать. Любые, даже самые безумные, гипотезы и теории будут легитимными – никто внутри игры не сможет его оспорить(дворецкий).Просто в один момент с помощью внутриигрового чата игра спросит «Ты уже во всем разобрался?» и если ответить утвердительно, то на этом игра закончится и начнутся финальные титры.
Играй в эту игру в танке. Спрашивай во всех военкоматах страны
И желательно разбираться во всех хитросплетениях сюжет исключительно в одиночку, а если вы хотите испоганить себе весь персональный экспириенс(а это единственное, что игра вообще может вам дать), то играйте с клевым другом-шутником, или товарищем, который уже игру прошел и очень хочет ее вам показать, погуглите объяснение сюжета по ходу прохождения, ну или при крайней степени мазохизма постримте игру и читайте все коменты в чате. Действительно полезным советом будет вообще ничего об этой игре перед прохождением не узнавать…ах да, теперь уже не очень полезным.
Очень пафосное заключение
Вот такая игра Her story, гениальная в своей простоте. Подводя итог, хочется отметить, что главная уникальность игры в том, что она могла быть сделана и 40 лет назад и в любой момент будущего, да ее можно было бы сделать даже если бы компьютеров вообще никогда не существовало, ведь эта свобода от стереотипных условностей и жанровых ограничений позволяет игре держаться особняком от всего, что на данный момент произвела на свет индустрия, а значит – существовать вне времени, а значит, вероятно быть настоящим искусством.