Технологии, близкие к безумию, вопиющим гласом внушающие радость, могут вызвать не менее вопиющий глас скорби среди ценителей истинного автоспорта. И как жаль писать это под таким заголовком, где казалось, мы удостоились наконец-то преображения гоночных симуляторов на заре расцвета новейших цифровых технологий. Project CARS напоминает мажора, потомка богатенького олигарха, который совсем плохо обращается с подаренным ему Audi R8 с кучей индексов, означающих заводской тюнинг, со всеми возможностями и дорогами, которые ему открыты, но который так безалаберно их игнорирует. Но самое страшное в том, что всё выше сказанное не позволяет назвать игру плохой, страшное в том, что игра прекрасна, но она словно цветок, оставленный в пустыне на верную погибель.
Не верю!
Первое впечатление при знакомстве с Project CARS… это первое впечатление. Красивое, безумно достоверное зрелище, блестящая игра света и изумительная передача динамики погодных условий. Супер-пупер-мега-Вау! Ничего не скажешь, технически игра – леденец, где корень «лед» означает леди… а не лёд. Глаз не может оторваться от картинки весь процесс неимоверно серой скуки, такое ощущение, будто вас та самая леди пытает, привязав к стулу, откуда вам не сбежать. Знаю, вам понравилось, да и мне тоже… Но будь я не привязан к стулу экрану глазами, я бы долго не задерживался.
Буду откровенен в своем субъективизме – игра эта будто не игра, а наглядная демострация того, что умеют разработчики. Некий Crysis (3), но в гоночном мире, который так же лишь демонстрирует платформу, или себя на платформе, а вокруг него собралась огромная публика, которая не может потрогать аккуратно огражденный лентой и разукрашенный Chevrolet Camaro SS.
Под капотом
Если без лирики, то можно сухо разделить параметры игры на физику, концепцию, геймплей, графику и мультиплеер.
Физика впервые проводит черту между симуляцией и реальным вождением (с небольшими оговорками, о которых позднее). От езды реально чувствуешь присутствие в кокпите настоящего болида, не буду долго говорить о том, что много раз мной уже сказано (в блоге на соответствующую тему), скажу одно – Ньютон плакал, насколько физика здесь «настояща». Оговорка в том, что для этого не обязательно требовался перепросчет физической модели движения «в сотни раз быстрее, чем бьется сердце человека», мы не умеем считать до шестисот за секунду, и глаз не успевает реагировать, но мы четко знаем, что эта система присутствует, и от того теплее на душе, верно, дорогой читатель? А вот на что не могу закрыть глаза – со времен бета-теста из физики игры убрали пару параметров. Думали, не заметим? А мы заметили! Теперь мы не ощущаем взаимодействие шин с неровностями на дорогах, а также при неестественной деформации шин при взаимодействии с бордюрами, которая раньше была. Теперь управление более отзывчивое, и вроде бы понятно, зачем это сделано – новички должны чувствовать себя в игре комфортно, но у меня иное восприятие на подобного рода поблажки в такого рода серьезных гоночных симуляторах. И вот еще одна мелочь – скорость привирает, да-да, она не чувствуется плохо, просто привирает, скажем при замерах в режиме повтора игровой скорости в 100 км в час соответствует лишь 87 натуральных. Слишком большая погрешность, что непростительно. Измерения проводились лишь на одной трассе и на одном из автомобилей, метраж взят с игровых объектов, масштабированных до натуральных. Возможно, в игре неправильно воссоздана геометрия некоторых тел, но это также означало бы неправильное воссоздание чувства скорости. В любом случае, это косяк. Или разработчик допускает, что спидометр какого-нибудь суперкрутого Aston Martin имеет относительную погрешность δ=ΔХ/Х = (100-87)/100 = 13% при допустимых 1,5-2% для гоночных болидов? Сомневаюсь.
Концепция. В корне измененная, она предполагает, что отныне игрок не должен быть ограничен в настройках, в свободе выбора, в пути самовыражения. В игре много описаний, не побоюсь сказать, вся энциклопедия вождения для гонщиков в сокращенном виде, преподается в навигационной системе поиска при возникновении определенной проблемы во время заезда. Не можете пройти поворот на какой-либо трассе – есть ответ! Не можете настроить свою машину под определенную единичную цель – есть решение! Только загляните в соответствующий мануал прямо в меню игры. Поначалу разбегаются глаза от обилия настроек, пока не нашел ни одного пробела, на все в игре есть вполне логичный ответ, кроме того, в игре созданы все сценарии дисциплин, существующих в автоспорте. Отдельной похвалы заслуживает детализация интерьера, которая выполнена почти кинематографично. Но учитывая то, что игра делалась на переработанном движке Shift 2, все вопросы отпадают на стадии мысли. Еще следует сказать, что только видов "с интерьера" будет целых 3: вид с руля, со шлема, и дополнительный вид либо с центра салона, либо с той точки, которая вписывается в конкретный автомобиль. При этом, для каждого вида свои геймплейные особенности, при виде со шлема чувствуются перегрузки, при обычном виде «с руля» очень радует анимация рук, настройки автомобиля следуют простому правилу: если это есть в реальной машине, то есть и в игровом прототипе, а если нет – то уж извините. И тут приходится крутить баранку в пределах 900 градусов, если это обычный Мицубиси, и в пределах 360 – если это чисто гоночный Пагани. Также те параметры, которые все же можно изменить, первоначально рассчитаны на реализм: коробка передач и переключение с подрулевых лепестков – игра стремится подтолкнуть использовать тот способ управления, который доступен для той машины, прототипом которой является выбранная в игре. Но Это не всё о концепции. Представляю вашему вниманию главную надежду на будущее игры – открытая архитектура. Это означает, что можно переписать, добавить, удалить и изменить всё, что угодно а разработчики не намерены бросать совершенствование игры на полпути. Ежемесячно будут также выходить бесплатные дополнения в виде новых автомобилей и иного контента, надеемся на постановку, которой остро не хватает. О постановке далее…
Геймплей. И он же камень преткновения. Да, в игре есть всё, да, можно настроить любой сценарий на заезд и умножить количество возможных вариаций на количество возможных сочетаний условий погоды, вплоть до того, будет ли она меняться в ходе заезда и как быстро будет идти время в игровой модели относительно реальной. Но, как уже поговаривает тысяча геймеров, складывается ощущение, что разработчик надеется на то, что мы сами себя развлечем, придумаем интересный сценарий, соберем воедино все отдельные элементы, не связанные в игре постановочно, но как оказалось, это самая большая ошибка, допущенная Slightly Mad Studios. Теперь наша очередь надеяться, что в следующих патчах разработчик придумает, как удержать нас в игре, и добавит расширение к одиночному режиму игры.
Графика впечатляет, радуешься ей, словно стал отцом. Порой уходит достаточно долгое время, чтобы собрать на место отвисшую на стол челюсть, а иногда приятно просто настроить дождь с грозой, и в туман просто сидеть в машине и слушать звук дворников, пока день сменяется ночью. (Никто не вспомнил, как в детстве сидел в дождь и грозу в машине отца? Есть возможность повторить ощущения в точности.) Для людей, живущих в засушливых районах планеты и любящих дождь, рекомендуется. Это самый божественный симулятор погоды, когда-либо выходивший на игровые платформы, без малейшего сарказма парни! Перед этим симулятором сама погода кажется симулятором данной игры.
Мультиплеер развевает немножечко скуку, играть становится интереснее, но всё равно обращаешь внимание на динамику окружения и иные красоты, которые предлагает игра. По словам многих пользователей, опробовавших мультиплеер, технических огрехов замечено не было.
Не просто звуки – но песня…
Музыкальная арена по части звучания – эталонная, по части музыки – она подобрана со вкусом. Каждую композицию хочется найти, а звуки двигателя хочется слушать, наверное, не меньше, чем играть. В тоннелях и, наоборот, в открытых/горных пространствах машина звучит иначе, но одинаково правдоподобно. Но мелодичность только кстати под грустные итоги…
Итоги первой четверти. Смеемся и плачем
Игра от создателей обеих частей Shift, а также GTR и GT Legends – от британской студии Slightly Mad Studios, показывает нам чрезвычайную любовь её создателей к миру гонок и авто, а внимание здесь уделено не пафосным наборам, состоящим только из Бугатти или Феррари, мы будем вольны попробовать себя в самых разных дисциплинах, начиная с самых низов на пути к совершенству, от малолитражек до суперкаров на сверхскоростных виражах. Впервые разработчики пошли по кардинальному пути, и вся физика здесь смоделирована с помощью лазерных технологий. Если кто не знает, именно эту технологию используют разработчики в ААА-проектах для воссоздания точных прототипов приобретенных цифровых лицензий, а здесь уже сканировано поведение разных автомобилей в разных ситуациях и погодных условиях, что предоставит нам больше реализма в заездах. Представьте, сколько в игре машин – даже автомобили одного класса со сходными характеристиками ведут себя по-разному, каждую машину чувствуешь индивидуально. Каждая имеет свои «особые» настройки, которые логически увязаны буквально с каждым параметром конкретной машины: база автомобиля, расстояния от осей до бамперов, центр тяжести, вес автомобиля, клиренс, ширина колес, главная пара, её частные, всё умноженное на погодные условия и возведенные в степень индивидуального стиля вождения. Так, первые три параметра закономерно влияют на особенности при дрифте, смещенный центр тяжести тут же ощущается в заносах, клиренс и базовая ширина влияют на управляемость… давление в шинах? – Не вопрос, отзывчивость машины при маневрах падает с уменьшением давления, зато увеличивается стабильность при перепадах высот. Но! Со времен беты ничего не прибавилось, даже наоборот, кое-что урезали из игры. Огромное количество разнообразных возможностей ни к чему, если нет внятной концепции ЗАЧЕМ вообще все это и как в это играть, словно крутой набор для песочницы, подаренный ребенку, который понятия не имеет о правилах игры. В итоге мы получили игру, которую сложно назвать плохой, и оценка-то не будет столь низкой, как следует, казалось бы, из всего вышесказанного. Как бы то не было, игра изобилует вдвое бОльшим числом достоинств, ради которых соглашаешься с некоторыми огрехами, по большей части субъективными для каждого игрока, ведь объективно – симулятор автоспорта по определению не должен забавлять нас перестрелками и взрывами в духе Max Payne – это всё-таки симулятор автомобильного спорта, где не обязаны присутствовать ни сюжет, ни гламурные вечеринки. Но все же игра должна быть любезнее, должна предлагать, водить за руку до нужной поры, ненавязчиво, но грамотно. Этого нет, но есть вера в спасение проекта, так как разработчики не намерены бросать проект в самом начале, пусть и не столь удачном, как хотелось бы. А пока оцениваем релиз.
Оценка за компоненты: (сред.8)
- Геймплей – 5*
- Графика – 10
- Визуальный ряд – 9,5
- Звук/музыка - 9
- Интерфейс/управление - 8
*Оценка снижена из-за недопустимых ошибок.
**Плюсы и минусы игры указаны в итогах.
Вне формата: самое прекрасное разочарование любителя автосимов.