В 2007 году на консоли прежнего и предыдущего поколения выходит очередной проект в серии Tony Hawk. Версиями для PlayStation 3 и Xbox 360 занимаются всё те же Neversoft, а младшие версии и версия Wii разрабатываются разными малоизвестными конторами. Результат тоже оказался разный - основная версия была признана критиками более-менее сносной, а вот остальные получили массу оплеух и недовольных выкриков. Что интересно, в версиях для эры PlayStation 2 была совершенно отличная игровая механика, чем на PlayStation 3. И нет, это не связано с встроенными в джойстик гироскопами.
Именно после этой игры начались бесконечные эксперименты с кинектом и пластиковыми досками.
Геймплей
Игровой процесс не сильно изменился по сравнению с предыдущими частями. Мы всё также должны ездить по огромным уровням и выполнять различные задания. Уровней на этот раз чуть меньше десятка и каждый, разумеется, содержит ряд заготовленных для вас испытаний. Но где же нововведения?
Игра предлагает несколько типов скейтбордистов, у каждого из которых свои характеристики и стиль езды. Например, Риггер умеет подстраивать под себя уровни в неудобном редакторе. А ещё он умеет вставать с доски и бегать пешком. Правда пешеходных трюков тут вы не встретите. Следующий тип, именуемый "Хардкором" представляет особо агрессивных скейтбордистов. Они могут под ритмы загробного металла и нечленораздельные вопли косматых амбалов сшибать невинных прохожих, аки кегли в боулинге, и резво подбрасывать их в воздух. Вот только эта весёлая способность никак не помогает игре. А ещё такие скейтбордисты обладают сакральным знанием дополнительного ускорения. Уже что-то! Есть ещё один тип игрока - карьерист. Персонажи, принадлежащие к данному сословию очень любят красоваться перед камерой и всячески показывать, какие они уникальные и неповторимые. Управляя ими, у вас появится возможность активировать режим замедленного движения, чтобы детально просмотреть совершаемые трюки и как следует собой возгордиться.
У каждого режима присутствует своя физическая модель. Переключаясь между ними в нужный момент вы сможете решить множество проблем. У всех трёх типов разная история и разные испытания. Это аккумулирует интерес потенциального игрока к повторному прохождению.
Как и в любой другой части серии (кроме первой), вы начинаете с того, что создаёте своего индивидуального скейтбордиста. Местный конструктор предлагает выбрать одно из нескольких десятков лиц, губ, радужной оболочки глаз, бровей, формы ноздрей и тому подобное. Затем, когда настройка физиономии завершена, наступает черёд одежды. Здесь вы вольны примерить на своего подопечного какую-нибудь модную кепку, футболку с дерзкой надписью и штаны. В общем, в лучших традициях "Модного Приговора".
Предлагаемые задания на уровнях хоть и различаются у каждого типа игрока, но если их рассматривать в отдельности, очень скучны. Игра практически сразу уходит в самокопирование, и в результате через час прохождения вы уже наперёд знаете, что вам предложат разработчики. Меняются лишь декорации.
В Tony Hawk's Proving Ground присутствуют такие глупые задания, в которых нас заставляют проехаться по трассе из одной точки в другую за отведённое время. Трасса разбита на несколько секций, разделённых чекпоинтами. Условно говоря, вам даётся десять секунд. За эти десять секунд вы должны добраться до чекпоинта. Если успеваете добраться - вам начисляется ещё десять секунд, с которыми вы должны доковылять до следующей отметки. И так до тех пор, пока не финишируете. Загвоздка лишь в одном - у нас же вроде не гоночная игра, а симулятор экстремального спорта? А даже если и гонка, то где соперники? Большой вопрос.
Мир, как полагается, открытый. Можно свободно исследовать уровни и искать себе на задницу приключения. Квесты получаются у местных прохожих. Помимо современного, есть и классический режим, который можно активировать, если подойти к пищащему игральному автомату. С его помощью мы сможем окунуться в прошлое и насладиться выполнением типичных заданий из первых четырёх частей, вроде "найди спрятанную видеокассету" или "набей как можно больше очков за две минуты" или же "собери слово из букв, разбросанных по уровню". Всё, как в наших влажных ностальгических мечтах. В старших версиях также есть свободный режим, где вы можете вытворять что вашей душе угодно.
А теперь о неприятном. В Tony Hawk's Proving Ground напрочь отсутствует любимый многими редактор собственных уровней. Причина, по которой было принято подобное решение не разъясняется. Неужели он не влез на диск? Ну, а ещё последние игры серии стали грешить багами. И эта не исключение. Скейтбордисты то и дело проваливаются под землю на ровном месте и застревают в текстурах. Для игры, в которой каждая секунда на счету это критично. Представьте: у вас осталось десять секунд и вам не хватает исполнить одну единственную комбинацию трюков, чтобы набрать нужное количество очков. Вы пытаетесь забраться на стену, чтобы прочертить доской по её грани, но вместо этого ваш персонаж тупо таранит её своей не обременённой интеллектом головой. Красный свет. На экране надпись, сообщающая о неудаче. Слёзы, сопли, слюни. Затем гнев, раскуроченный об стену джойстик и увесистый пинок по первому попавшемуся под горячую руку предмету. А затем повторная попытка пройти уровень с самого начала. Не обещаю, что такая схема действий будет преследовать вас каждый раз, но на всякий случай готовьтесь к худшему. Локации смотрятся пустовато и непрактично с точки зрения дизайна. Графика приятна глазу. Мир живёт своей жизнью. По дорогам разъезжают автомобили, а по тротуарам бодро расхаживают пешеходы. А ещё игра перемежается реальным видео. И это здорово.
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение в Tony Hawk's Proving Ground отвечает стандартам серии. Саундтрек содержит более, чем полсотни композиций самых разнообразных жанров, так что ни заядлый рокер, ни любитель хип-хопа и дутых штанов не окажутся в стороне. Конечно, большинство песен заряжено современными коллективами, но встречается и нетленная классика, вроде Nirvana, The Rolling Stones, The Sex Pistols и Foo Fighters со своим культовым "The Pretender". Из калибра поменьше здесь можно встретить песни таких групп, как The Clash, Kittens, The Kooks, Bloc Party, Airbourne, Bad Brains и есть несколько десятков самых разных композиций. Благодаря огромному набору песен саундтрек не надоедает даже спустя десять часов игры. Музыка, кстати, вполне жизнеспособна и за пределами Tony Hawk's Proving Ground. Что касается звука, он сделан качественно и ушные перепонки не раздражает. Персонажи по-прежнему озвучены известными скейтбордистами (каждый свою виртуальную копию соответственно). Если сделать скидку на то, что ребята не профессиональные актёры, то всё замечательно. Фоновые шумы также не дают сбоя и помогают игроку лучше прочувствовать окружение.
Послесловие
Tony Hawk's Proving Ground - хорошая игра. Она не лишена недостатков в виде слабой оптимизации и программных ошибок, шаблонных заданий и странного дизайна уровней, однако, в ней есть самое главное - душа. Разработчики осторожно вводят нововведения, как бы нащупывая почву для дальнейшего курса, но при этом не забывают и о старых фанатах, выросших на первых четырёх частях игры. Открытый мир позволяет получить невесомое ощущение свободы, а разные типы скейтбордистов с уникальным набором миссий воспламеняют желание пройти игру ещё разок. Графика смотрится великолепно, а эффект замедленного движения позволяет вдоволь насладиться показываемыми трюками. Редактор персонажа уже не удивляет — он воспринимается, скорее, как данность. Но его наличие, так или иначе, греет душу. Сюжет, возможно, не увлекает также как в Tony Hawk's Underground 2, но смотрится к месту и глаза не мозолит. Плейлист переполнен под завязку разноплановой музыкой, которая не наскучивает из-за постоянной смены жанра. И хотя откровенных хитов в нём не так много, как бывало в прошлых играх серии, он всё-таки оставляет приятное послевкусие. Играть в эту поделку интересно не только одному, но и в компании по сети. Tony Hawk's Proving Ground отличная игра, чтобы поставить точку в серии и уйти, не опозорившись. Всё-таки над серией уже давно кружат коршуны в надежде, что она вот-вот загнётся, и они смогут полакомиться разлагающейся плотью. Впрочем, кто захочет уйти, будучи на коне? Кто откажется от лакомого куска пирога, даже если уже едва способен встать из-за стола? Нет, это не про Activision.
ИТОГО:
- Графика: 10/10
- Геймплей: 8/10
- Музыка: 9/10
- Звук: 9/10
ВЕРДИКТ: 9