Первый Warcraft – по сути, дебютная игра от Blizzard Entertainment, ведь The Lost Vikings они делали под другим названием и в несколько другом составе. Ребята попали пальцем в небо — игра не просто выстрелила, но сделала их одними из величайших представителей игровой индустрии. Сейчас вот уже более десяти лет разработчики доят свою священную корову под название World of Warcraft, однако, начиналось всё куда скромнее. Первое «Военное Ремесло» вышло в 1994 году. Уже тогда Blizzard Entertainment делала огромную ставку на многопользовательский режим. И хотя их детище не стало первой игрой, которая предлагала игрокам подобную возможность, она внесла большой вклад в популяризацию многопользовательских игр. Спустя пару лет, в 1996 году Warcraft был выпущен на Mac OS. А вот на консоли стратегия так и не заглянула, что, впрочем, не удивительно — игры данного жанра смотрятся несколько чуждо на этих платформах. Как бы там ни было, игра была тепло принята критиками и разошлась большим тиражом. Это дало понять разработчикам, что они находятся на правильном пути и выпустить в будущем несколько продолжений.
Сюжет
Раса орков исследует другие измерения, чтобы найти новое пристанище, поскольку их земли отравлены и безжизненны. Случайным образом они натыкаются на мир людей — Азерот. Место здесь очень красивое и вполне пригодно для разгульной жизни бравого орка. Но, для того чтобы жить здесь, нужно сначала зачистить земли от местных жителей. В результате завязывается война между коварной расой орков и доблестной армией людей.
Вот и всё. Больших откровений Blizzard Entertainment нам предложить не смогли. Но не волнуйтесь — они потом наверстают. Благо недавно появился полнометражный фильм за авторством Дункана Джонса, давнего фаната вселенной, который подробнейшим образом рассказывает о событиях оригинальной игры. А пока от «Военного Ремесла» и не требуется ничего экстраординарного. У игрока есть конфликт — нужно его решить. Остальное дело за геймплеем.
Геймплей и визуал
С самого начала вам дают выбрать сторону, за кого вы будете играть. На выбор, как не трудно догадаться, предлагаются люди и орки. Разница между ними минимальна — у каждой единицы техники есть аналог по ту сторону баррикад (а как же, надо ведь соблюдать баланс в игре), разве что у одних лучников дальность стрельбы больше, чем у других. Ну, и ещё магия — она у разных рас тоже разная.
Каждая кампания построена таким образом, чтобы максимально избегать однообразности. По ходу развития сюжета нас заставляют выполнять разные миссии, начиная от постройки фермы, до полной зачистки врага на карте. Сейчас, конечно, таким не удивишь, но в те времена это было глотком свежего воздуха. Взять хотя бы миссию с секретной вылазкой в подземелье, для того чтобы освободить дружественных пленников из лап коварного мага! И таких игровых ситуаций здесь пруд пруди.
Игровые механики с высоты нынешней колокольни донельзя трухлявы и насквозь пропахли гнилью. Например, если на вашу базу нападает враг, а у вас построена целая армия воинов, вооружённых до зубов — они будут тупо стоять и ждать пока им кто-нибудь не отрубит голову до тех пор, пока вы любезно не кликните по ним курсором мыши и не прикажете воевать. Видимо, в Blizzard Entertainment считают, что лучше не делать дружественный искусственный интеллект вообще, чем делать его плохо. Зато выделять можно до четырёх юнитов одновременно. Правда, с помощью горячих клавиш. Да, для быстрой победы их придётся заучить наизусть. Поскольку дело будет разворачиваться в основном в лесах и подземельях, собираемых ресурсов здесь всего два типа: золото и древесина. Ничего из этого никогда не бывает мало, поэтому старайтесь отправлять побольше своих подданных рубить лес и колоть камни в шахтах. На полученные материалы можно строить фермы, производящие оружие и солдат. Ничего необычного. Но, надо отметить, что тут Warcraft пошёл дальше, и впервые дал игрокам возможность не просто строить разнообразные здания, но и улучшать их, для того чтобы производить оружие более высокого качества и за меньше количество времени. В игре содержится довольно обширный набор построек, и, как водится, у каждого своя функция. Например, ферма нужна для обеспечения расы пищей; казарма для тренировки пехотинцев, лучников и рыцарей; специальная башня для изучения заклинаний магами; кузница для улучшения брони ваших солдат. Разумеется, это даже не половина всего списка. Ни у людей, ни у орков нет каких-либо особых построек — все они различаются чисто внешностью.
Искусственный интеллект вашего противника не доставит вам особых проблем, особенно, если вы играли во что-то ещё кроме Warcraft. Дело в том, что враг зачастую использует одну и ту же тактику, в которой он клепает огромную армию и напролом идёт за вашим трупом. Таким образом, анализируя поведение противника, почти всегда можно предугадать на несколько шагов вперёд его будущие действия. Вот только не всегда это упрощает жизнь в «Военном Ремесле». Ваш противник, может и глуп, но необычайно плодовит на воинов и технику, и вполне способен задавить числом. Поэтому, если хотите победить — не мешкайте.
Хитрые игроки советуют выставлять на передний план в своей армии катапульту, поскольку она необычайно мощна и сметает вражеские фаланги в два счёте. Прикрывать катапульты следует лучниками. Ну, и на всякий случай, всегда держите при себе конницу — она пригодится, чтобы успеть дать отпор врагу, если на горизонте он появляется со своими катапультами. Ах да, магия. В Warcraft вы можете завести себе ещё одну боевую единицу — человечка (или орка), который будет обладать сверхъестественными способностями. Например, чародей у людской расы может наколдовать вам полную шкалу здоровья, а вот орк стать неуязвимым и серьёзно набедокурить.
Наконец, графически игра выглядит достойно для проектов 1994 года рождения. Картинка высотой в чуть более трёх сотен пикселей сейчас, конечно, вызовет только смех и негодование, но тогда это было абсолютно приемлемо. Скажу даже больше, запускалось первое «Военное Ремесло» ещё в MS DOS, ведь Windows тогда попросту не существовало. Но волноваться не нужно: авторы умудрились избежать месива из разноцветных квадратных точек — каждый юнит хорошо отличим от остальных.
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение, как полагается, отражает всю суть Warcraft. Мелодии преисполнены воинственным духом. Всю дорогу мы слышим натужное завывание тубы и назойливые марши. С картинкой сочетается вполне себе гармонично, но вот отдельно слушать саундтрек станут разве что многолетние фанаты, у которых с первой частью связана какая-то особо сентиментальная часть детства. В любом случае, композиторы выполнили свою задачу достойно. То же самое можно сказать и про звук — он здесь утрирован и не претендует на реализм. Но ухо, как говорится, не режет.
Послесловие
Warcraft – не просто ещё одна игра жанра стратегии в реальном времени, а начало целой вехи в игровой индустрии. Кажущийся по началу банальным и простым сюжет отлично раскрывается в сопутствующих книгах, последующих играх серии и полнометрнажном фильме. «Военное Ремесло» сделало неоценимый вклад в развитие стратегий, придумав несколько замечательных нововведений, без которых сейчас немыслима ни одна игра жанра. При этом, конечно, она не лишена недостатков, вроде слабого искусственного интеллекта, проносящейся мимо ушей музыки и, порой, завышенной сложности. Кроме того, если вы захотите поиграть в неё сейчас в первозданном виде, то вам придётся основательно заняться танцами с бубном, ведь первая версия запускалась ещё на MS DOS. Но за это ругать стоит, скорее, не игру, а быстро текущее время и технологический прогресс. Дебютная игра Blizzard Entertainment дала толчок целой серии игр, каждая из которых наводит столько шуму в индустрии, что пройти мимо просто невозможно. В этом она сравнима с такими титанами, как Valve и Naughty Dog. И хотя в последние годы разработчики с головой ушли в поддержку дополнениями своей World of Warcraft, я свято верю, что когда-нибудь нас ждёт полноценный релиз четвёртой части. Тем более, в связи с недавними новостями об открытых вакансиях в Blizzard Entertainment эта вера начинает обретать новую силу.
ИТОГО:
- Сюжет: 7/10
- Геймплей: 7/10
- Музыка: 7/10
- Звук: 7/10
ВЕРДИКТ: 7